Nickelback. Feed The Machine, 2017
Музыка и деньги. Или шире – деньги и искусство. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А.С. Пушкин). Что первично, что вторично? Вечный вопрос. Когда юные Пол, Джон и Джордж настраивали свои гитары, они думали о деньгах? Возможно – жить-то на что-то надо было. Миллионные гонорары пришли потом и, можно сказать, и развалили великую ливерпульскую четверку. Другой пример – более точный. Когда панки из Sex Pistols кричали со сцены свои проклятья прогнившему буржуазному миру, они думали о деньгах? Ну разве что о стоимости дозы после концерта. Но и в этом случае и тысяче других – сначала было вдохновенье, а потом уже речь шла о «продаже рукописи».
Сейчас, похоже, не так. Сейчас специалисты музыкального рынка высчитывают потребности публики, а потом дают задания музыкантам – народу нужно это и это. А вот это вовсе не нужно играть. Возможно, мы утрируем, наверняка есть не сопровождаемое шелестом купюр творчество. Но в большинстве случаев мы правы.
Вам судить, насколько это предисловие относится к очередному обзору очередной пластинки.
Наши сегодняшние герои – канадцы из группы Nickelback. Организованы более двадцати лет назад, выпустили девять альбомов. Начинали в Ванкувере, сейчас популярны по всей Северной Америке и в Австралии. Большая слава пришла к группе после того, как бэнду поручили записать саундтрек к фильму «Человек-паук» – в 2002 году. И именно в то же время начались обвинения в коммерческой направленности и самокопировании. Конечно, не всё так плохо, есть музыкальные издания, которые считают их лучшей группой первого десятилетия нового века. А вот The Black Keys просто повесили на них ярлык «худшей группы в мире».
Музыкальная территория, на которой обитает никель, – хард-рок, грандж, металл. Но при прослушивании Feed The Machine складывается впечатление, что Home, Silent Majority как бы недограндж, а, предположим, Must Be Nice – недометалл. Чего-то не хватает. Альбом собрал все самые распространенные штампы гранджа, металла и даже поп-рока. Кажется, всё это мы уже слышали, и не только у Nickelback, но и на пластинках Niravana, Korn, Metallica.
Сказать, что это откровенно плохо – язык не повернется, но и не выведет рука твердую «пятерку». Самая точна оценка – «неплохо» или, если вы не любите Nickelback, – так себе. К тому же понимаешь, что при издании этого альбома деньги сыграли не последнюю роль. И вот получается, что даже когда нет вдохновенья, рукопись всё равно можно продать. Другое дело, о чем эта рукопись. Немного спасают The Betrayal (Act III) и The Betrayal (Act I) – в таком порядке они помещены на альбоме. Первая – хардовая вещь, с прозрачным, под старину, гитарным вступлением. Вторая – инструментальная пьеса, под средневековье.