Где их деньги и что будет с их домами?
Целый месяц врио губернатора Валерий Радаев, первые лица Саратова и Энгельсского и Балаковского районов, депутаты Госдумы, выбранные на территории Саратовской области, пытались вникнуть в проблемы обманутых дольщиков. На момент начала тяжелой, непривычной для этих властных небожителей работы людей, над которыми годами издевались застройщики, было около трех тысяч человек. К концу августа стало больше.
Команда из администрации Саратова нашла еще два десятка домов, которые можно официально причислить к долгостроям. Об этом Валерий Сараев доложил Валерию Радаеву в минувшую пятницу на еженедельной планёрке.
Собираться по вопросу обманутых дольщиков каждые семь дней приказал Валерию Радаеву спикер Государственной думы Вячеслав Володин. Его слово для врио саратовского губернатора – закон. Он Вячеславу Викторовичу обязан и должностью, и деньгами, которые мало-помалу, но все-таки сцеживает в многострадальную нашу Саратовскую область федеральный центр. А потом, не будем забывать, что все-таки выборы у врио 10 сентября.
Сколько там осталось до этого срока седмиц? Две? Значит, еще два раза точно будет Валерий Радаев нести свой крест послушания: слушать по два часа недовольное бурчание дольщиков, смотреть в растерянные глаза вновь назначенных для достройки домов инвесторов и публично распекать всех, кто под руку попадет, стараясь пока не замахиваться на самих пострадавших, то есть – на людей, на электорат. Люди должны уже готовиться идти к урнам, установленным в кабинках для голосования.
Представить себе, что такие еженедельные совещания губернатор будет проводить год, два, три – до окончательного ввода всех проблемных домов, которых набирается уже 45, сложно. Скорее всего, почетная обязанность председательства на них будет переложена на бывшего директора цирка, а ныне зампреда саратовского правительства Ивана Кузьмина. Но рядом с ним по-прежнему будет сидеть прокурор области, а в зале, по возможности, конечно – госдепы, каждого из которых закрепили за долгостроями. У них-то марафон точно продлится до самых выборов президента. Аресты махинаторов с деньгами дольщиков идут по всей стране. Тех, кто пускается в бега, объявляют в федеральный розыск. Оставленные пока на свободе, надо полагать, трепещут от страха. И это время – самое прекрасное для того, чтобы простые смертные смогли отомстить своим потерявшим берега обидчикам. Потому что это время писем, жалоб, публичных выступлений, которыми есть шанс достучаться до власти.
– Да что толку-то, ну посадят этого придурка, который мутил с моими деньгами, на четыре года, а через два он выйдет по УДО. Мне этого мало, – это говорит мне один из обманутых дольщиков, который, когда совсем уж хочется ему выть и крушить всё и всех подряд, решается выплеснуть в телефонном разговоре наболевшее.
– А вы бы хотели для них для всех пожизненное, – шучу.
– Нет, я бы хотел, чтобы у них всё конфисковали. И чтобы каждый из них пошел доживать свой век в наши убогие квартиры, которые мы снимали в ожидании конца стройки. И чтобы они до конца своих дней работали на тяжелой работе «за еду». Я хочу, чтобы никогда им не платили денег. Чтобы даже возможности пересчитать зарплату у них не было. А было только время думать о том, что сделали, сидя вечерами в моей конуре, где я, пожилой уже человек, живу вместе с парализованной мамой.
Он ждет свою квартиру два десятка лет. И его человеческое отчаяние и разочарование не погасить компанейским наскоком на проблему. Для этого нужно посадить в сто раз больше застройщиков, конкурсных управляющих, банкротящих их, судей, чиновников, прокуроров, устало закрывающих глаза на очередного жалобщика. Чтобы люди поверили в решимость власти искоренить саму возможность жилищного обмана, процветающего десятки лет в России, требуются понятные, простые и исполняемые в их пользу законы. Но в августе 2017 года мы имеем то, что имеем – еженедельное ток-шоу под председательством врио губернатора, по результатам которого он, как и все другие первые лица субъектов федерации, где есть обманутые дольщики, будет ежеквартально отчитываться перед администрацией президента. Говорят, что отчет этот будет засчитываться губернаторам в критерии эффективности их работы. Или неэффективности.
Еще одним видимым направлением усилий можно назвать готовность Генпрокуратуры РФ взять на свой контроль решение проблем обманутых дольщиков в регионах. Делать это генпрокуроры будут не по своей инициативе. Прокурорская поддержка потребовалась депутатам-единороссам из Госдумы. Они попросили её у президента Владимира Путина. И российский президент дал подведомственному ему правоохранительному органу такую отмашку.