Покосили стеклянным глазом

Оценить
Врио губернатора пытался быть участливым. Но у госдепа Панкова выражать симпатии дольщикам получалось лучше

12 августа председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин завершил заседание по проблемам обманутых дольщиков в правительстве Саратовской области притчей о стеклянном глазе. В этой притче банкир обещал дать кредит фермеру, если он угадает, какой глаз у банкира стеклянный. И фермер угадал. «Как? Как ты догадался?» – удивлялся банкир, потративший огромные деньги на то, чтобы искусственный глаз не отличался от настоящего. «А я в твоем стеклянном глазе сочувствие увидел», – напомнил Володин ответ фермера из притчи, которую рассказал с толстым намеком на то, что «в стеклянных глазах можно увидеть больше сочувствия, чем в глазах некоторых должностных лиц».

25 августа в ходе планерки врио губернатора Валерию Радаеву опыт сочувствия давался с трудом. Хотя он старался. Начиная с обсуждения хода дел по достройке дома ЖСК «Календула» («Звёздный»).

Или инвестор сбежит от «Календулы», или в фирму «ЖАК» придется «послать доктора» из прокуратуры

Возобновить строительство этого дома на улице Астраханской обещано в сентябре. Глава Саратова отчитался перед врио губернатора, что новый инвестор найден. Тратить деньги на достройку его уговорили, пообещав дать разрешение на застройку земельного участка для строительств двух 25-этажных домов и одного 11-этажного дома. В первом квартале следующего года ЖСК «Календула» можно будет вычеркнуть из проблемных – уверял Валерия Радаева Валерий Сараев.

Но руководителю ЖСК не очень понравилась такая бравада первого лица городской власти. И она, подтвердив, что в декабре будут окончены общестроительные работы, уточнила, что не всё так гладко, как рассказывается. Потому что кроме средств, которые инвестору придется потратить на достройку, есть еще решения судов на 27 млн рублей, которые инвестору предлагается удовлетворить. Но в ЖСК «Календула» убеждены, что суд удовлетворил притязания мошенников. Документов, подтверждающих, что они оплатили свои паи, нет. В арбитражный суд они пришли со смешными копиями бумаг, якобы доказывающими, что они поставляли на стройку песок и кирпичи. Причем суд закрыл глаза на то, что в 2005 году по ЖСК «Календула» рассматривалось уголовное дело, и в нем те, кто сегодня претендует на 19 квартир, свои песок и кирпичи оценивали всего на 6 жилых помещений. Не желая мириться с тем, что суд поддержал такие зверские аппетиты, члены ЖСК «Календула» написали заявление в прокуратуру. Если прокуратура не подтвердит мошенничество, то в достроенный дом люди, конечно, смогут заселиться, но в регистрации права на предоставленные квартиры им откажут. Потому что они находятся под обеспечительным арестом, наложенным фирмой в ожидании выплат 27 млн рублей.

Валерий Сараев подтвердил, что зарегистрировать право собственности в квартирах у новоселов не получится до разрешения претензий. То есть «галочку», что дом сдан, поставить можно, но проблема с обидами людей останется.

– Как вы введете дом, если у вас ограничение на ввод? – разволновался врио губернатора. Валерий Сараев еще раз проговорил, что ввод дома никто не ограничивал, что речь идет о судебном ограничении на регистрацию квартир в право собственности.

Найденный городской властью инвестор пообещал губернатору достроить дом, но сказал, что 25 миллионов рублей, на которые претендуют оптово-розничная база строительных материалов ЖАК, он не закроет. И он очень надеется, что притязания ЖАКа снимет прокуратура.

Стройный отчет Валерия Сараева, затрещавший по швам, бросился спасать министр строительства и ЖКХ области Дмитрий Тепин. Он рассказал губернатору, что это «Календула» предоставила новому инвестору свой земельный участок, и «в рамках предоставления этого участка у инвестора появились обязательства достроить дом». Но представители власти договаривались с инвестором «сформировать проект соглашения, в рамках которого он берет на себя обязательства не только достроить дом, но обеспечить его ввод и снять любые обременения». И уж как инвестор будет их снимать – его проблемы.

– Коль проговорили механизм, почему у инвестора нет уверенности? Значит, что-то не так? Инвестор ведь зашел туда не как человек, который хочет осчастливить людей, но с инвестиционным механизмом, который позволяет говорить о результате. И что получается? Я слушаю всех и не понимаю, о чем вы договаривались, – засомневался в искренности докладов своих подчиненных Валерий Радаев.

Но все сомнения на корню пресекла госдеп Ольга Баталина.

– Я веду этот дом, – сказала она твердо. И тоном, не терпящим ни единого возражения, как будто знак качества поставила, отчеканила, что инвестору нужно быть более последовательным в тех обещаниях, которые он дает. – Обещания дают не просто так. И возможность застройки рядом тоже дается не просто так. Было условие, что инвестор берет на себя обязательства по вводу и регистрации квартир в этом доме. Совершенно справедливо дольщики этого дома просят, чтобы до 1 сентября было подписано соглашение, в котором все эти обязательства будут зафиксированы.

Но потом Ольга Юрьевна всё-таки призналась, что пока говорить об обязательствах инвестора сложно. Пока есть только слова. И нужно снова собираться и снова рассматривать предлагаемую схему, в которой за земельный участок инвестор и дом достроит, и все побочные многомиллионные обязательства удовлетворит. Другого пути нет. Но прокуратуру все-таки попросят присмотреться к притязаниям фирмы ЖАК.

Сначала Валерий Сараев тянул с домами Белича, а теперь слишком спешит

ЖСК «Оптимист 2000» на пересечении Алексеевской, Наумовской и Рябиновской улиц не был в списке проблемных домов. Но Валерий Сараев его туда волевым решением вставил. Потому больше замалчивать недострои Владимира Белича не мог. К моменту планерки у губернатора этот известный обманутым дольщикам человек был уже заключен под стражу на два месяца, пока следствие будет разбираться в его художествах с договорами долевого участия.

Поместить недострои Белича в список проблемных нужно было, конечно, раньше. СМИ региона без устали сигналили власти об этом устроителе «пирамид». Обманутые им люди писали письма чиновникам и прокурорам. Секция 1Б из огромного дома, который он взялся строить, должна была заселяться в 2013 году. Потом сдачу перенесли на 2014 год. Потом на 2015-й, 2016-й...

– Для возобновления строительства дома на пересечении Алексеевской, Наумовской и Рябиновской улиц необходимо провести размежевание земельного участка для ввода в эксплуатацию блок-секции 1Б и возобновить строительство на блок-секции 1А. А также возобновить строительство на блок-секции 2А и 2Б, – заунывно начал свой рассказ о квартирных перспективах сотен дольщиков Валерий Сараев. Он доложил врио губернатора, что вообще-то размер затрат на завершение строительства этого дома чуть более 800 млн рублей. И желающих выложить эти деньги пока нет. Но блок-секцию 1Б ничего не мешает ввести в декабре текущего года. Заместитель Сараева по градостроительным и земельным делам Татьяна Карпеева намекнула врио губернатора Радаеву, что, если будет его воля, они вообще могут эту секцию из дома вынуть и сделать её самостоятельным домом. Но для этого надо выделить под этим домом отдельный земельный участок из почти 1,5 гектара, которые сейчас запланированы под большой-большой дом. Но этот земельный участок нужно сформировать так, чтобы его часть передать потенциальному инвестору, который возьмется достраивать три другие секции недостроя.

– В чем противоречия? – Валерий Радаев не очень понял, на кого он должен повлиять.

Татьяна Карпеева объяснила, что земля, которую хотят прицепить к практически готовой блок-секции, примыкает не к ней, а к другим. И дольщики, претендующие на квартиры в них, не хотят её отдавать и затрудняют работу городской комиссии по межеванию своими крючкотворными поправками.

Возглавляющая группу крючкотворов Нина Чикина сидела прямо перед врио губернатора. И попыталась доказать ему, что городская власть может обмануть их, отняв единственный шанс на достройку – землю. Ведь когда по схеме городской власти каждая секция станет отдельным домом, дольщики смогут распоряжаться землей только непосредственно под фундаментом своего дома.

Валерий Радаев спросил госдепа Николая Панкова, курирующего этот дом, кого он поддерживает – городскую власть или крючкотворов?

Николай Васильевич сказал Валерию Васильевичу, что он на стороне дольщиков. Город должен дать им гарантии достроить все блок-секции. Недоверие к городской власти у обманутых людей обоснованное. А городская власть напрасно вообще начала рапортовать про эффективность своих усилий на этом доме. Нет у неё пока честного и понятного варианта решения проблемы.

Депутат Леонид Писной был, вроде, за позицию городской власти, но добавил ценное замечание, что вообще-то пока на спорном участочке земли, который можно отдать потенциальному инвестору, стоит еще шесть домов, в которых живут люди. Так что он будет обременен правами третьих лиц. И есть еще неподтвержденная информация, что Владимир Белич сам хотел притулить здесь еще один дом и продавал в нем квартиры, не имея ни выделенного участка, ни разрешения на строительство.

Валерий Радаев сказал, что размежевать участок, для того чтобы сдать одну секцию, это хорошо. Но придется учесть позицию дольщиков всех секций. На получение их согласия отпустил Валерию Сараеву и Татьяне Карпеевой неделю: «Людей-то не надо мучить. Это могут они до бесконечности вокруг вас ходить». «Но мы дом в высокой степени готовности в заложниках у других дольщиков держать не можем!» – возмутился Валерий Сараев позицией Валерия Радаева. «Если нет механизма, с нуля начинайте с людьми разговор», – посоветовал саратовскому градоначальнику врио губернатора. А госдеп Николай Панков снова возмутился, что городская власть поспешила отчитаться о достижениях, хотя их на самом деле нет.

Кто-то должен подключить «Т-плюс» к балаковскому недострою

Исполняющий обязанности главы Балаковского района Дмитрий Поперечнев рассказал, как обстоят дела с бывшими домами Саратовгесстроя. Обнадеживающего было мало, хотя объемы работ анализируются сутками. Лучше всего дела обстоят на так называемом пятом доме. Там готовность дома к вводу можно оценить в 80 процентов. Есть договоренность с водоканалом по сетям водоподачи и водоотведения. Там подкорректировали инвестиционную программу, да и вообще работы оплачивает город, и дом с водой и канализацией будет к 1 сентября. Но всё равно жильцам этого дома придется собирать дополнительные взносы. И завершение общестроительных работ зависит от того, как быстро соберут дольщики деньги.

– А почему вы эти деньги не собираете? – поинтересовался Валерий Радаев.

– Нужно решение собрания, – прояснил юридические тонкости и.о. главы Балаковского района.

– Собрание вчера надо было провести, – дал задание врио губернатора. Но услышав разъяснение, что только что получено свидетельство о регистрации ЖСК, а по уставу с этого момента до первого собрания необходимо выждать 10 дней, закончил свои подгонялки.

Так называемый третий дом на картинке был полем свай. Уже понятно, что, чтобы его достроить, инвестору нужно дать землю под еще такой же – шестиподъездный. «Посадить» этот компенсационный дом «на землю» пока не получается, потому что требуется расторгнуть договоры аренды.

– Понятно. Когда приступим? – не терпелось узнать Валерию Радаеву. Он не хотел слушать, что мешает процессу, он мотивировал муниципального чиновника как мог.

– Смотрите, земля есть. Предполагаем, что на ней можно построить дом. Инвестор сидит перед нами. (В инвесторы определили компанию под генеральным директорством депутата Саратовской городской думы Алексея Полянского.) Чего не строите? Еще что вам нужно?

– По подаче тепла еще нужны расчеты, – попытался продолжить о трудностях Поперечнев.

– Это всё в процессе можно сделать, – налегал всем своим административным ресурсом Валерий Радаев. – Берите аналогичный дом и стройте по его проектам. Опять демагогию разводите про какие-то расчеты. Опять тру-ля-ля.

Это врио губернатора еще не знал, что услышит про еще один дом. Где то ли нет, то ли есть только котлован. Но уже на 44 миллиона рублей требований к инвестору. Правда, половина из этих требований принадлежит юридическому лицу.

– Какие-то предположения есть, как этот дом можно достроить? – перебил докладчика Валерий Радаев. И не дождавшись ответа, посетовал, что чиновники никак не могут до конца понять важной возложенной на них задачи по решению проблем обманутых дольщиков. А вот ему понятно. Что нужно мотивировать инвесторов раздачей участков в хороших, мотивирующих частях города. «Нужна такая рентабельность, чтобы она позволила инвестору посмотреть в сторону этого вашего пустого поля», – советовал Валерий Васильевич.

И тут вдруг снова встал госдеп Николай Панков. И сказал, что земля и инициативность властей Балаковского района это еще не всё. Но сваи третьего дома, например, забиты «в чистом поле». Усилий муниципальной власти по организации к новостройке водоснабжения и водоотведения недостаточно для того, чтобы стройка оживилась. К дому нужно подвести тепло. И решение об этом тепле зависит от организации под названием «Т-плюс», на которую муниципальная власть повлиять не может. И госдеп Панков не может, хотя переговоры вел. Так что нужно найти того, кто повлияет на этого монополиста. А уж потом требовать с балаковских чиновников убыстрения выдачи земли инвестору и других подвигов.

Радаев сказал, что вообще-то зампред Иван Кузьмин ведет проект по решению проблем обманутых дольщиков от правительства. И это «его прямая обязанность пошагово всё раскручивать». Для Кузьмина и всех остальных присутствующих было отмечено, что «в Балакове самое тяжелое положение». И что его нельзя «оставлять на потом»: «Двадцать лет уже на потом. Поэтому просьба выезжать туда. И начинать работать. Время уходит. По Балакову за два месяца никуда не продвинулись».

Энгельс финиширует первым

На самом деле продвинулись с решением проблем обманутых людей только в Энгельсе. Там всего два недостроя. Но не поэтому отчет занял совсем немного времени у докладчика – недавно избранного главой района Александра Стрелюхина. Просто по этим двум домам все камни преткновения муниципалитет уже начал убирать сам. По ЖСК, где строительство вела не справившаяся с ним компания «Тригор», даже деньги нашел на завершение работ по коммуникациям и благоустройство. В первом квартале 2018 года в дом можно будет заселяться. А по другому дому новоселья вообще намечены до новогодних праздников.

Покосили стеклянным глазом
Владимир Белич очень хотел построить рядом со своим ЖСК «Оптимист» еще один дом. Теперь за участок, куда его можно «посадить», цепко схватилась заместитель главы администрации города Татьяна Карпеева. Но группа дольщиков из недостроенных секций под руководством Нины Чикиной не отдает землю для будущих инвесторов достройки без гарантий.