Плач на поминках по убитому техникуму
На носу 1 сентября, но повод обратиться к проблемам образования – печальный. В новом учебном году свои двери для студентов не распахнет монтажный колледж ССЭИ РЭУ им. Плеханова.
В своих посланиях Федеральному Собранию президент Владимир Путин раз в два года, когда говорит об образовании, поминает не только школу, но и профессиональное образование. В 2013-м он выразил убежденность, что в России следует перенастроить всю систему высшего профессионального образования, возродить школьную профориентационную работу высших технических учебных заведений, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий. В 2015-м отметил, что «российскую школу и профессиональное образование нужно настроить на будущее страны, на запросы как молодых людей, так и запросы экономики».
Почему же закрывается колледж, в котором обучалось больше двух тысяч студентов, выпускники которого – монтажники систем газоснабжения, сварщики, ремонтники автомобильного транспорта – находили себе работу по профилю? Неужели региональная экономика не запрашивает рабочих кадров?
Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области отвечает: запрашивает. И еще как. В областной базе данных больше 25 тысяч свободных рабочих мест и вакантных должностей, 25 процентов из которых приходится на рабочие профессии и 42 процента – на вакансии инженерно-технических работников и служащих. Требуются слесари различных специализаций, токари, фрезеровщики, станочники широкого профиля, машинисты различной техники, наладчики оборудования, монтажники, электрики и электромеханики, техники, электрогазосварщики – этих не хватает особенно сильно.
По вакансиям ИТР и служащих большой спрос на аппаратчиков, инженеров-конструкторов, инженеров-проектировщиков, инженеров-программистов, инженеров-электроников, менеджеров, диспетчеров, мастеров, механиков, начальников цехов и участков, руководителей групп, операторов, технологов, производителей работ, энергетиков.
Пять лет назад. Очередной Саратовский индустриальный форум. Губернатор Валерий Радаев в очередной раз вещает о достижениях и перспективах |
Специалисты технического профиля требуются на таких крупных предприятиях Саратовской области, как АО «Балаково-Центролит», АО «Вагоностроительный завод», ПАО «Балаковорезинотехника», АО «Энгельсский кирпичный завод», ООО «Энгельсский резервуарный завод», АО «Саратовский полиграфкомбинат», ЗАО «ТЕСАР-керамика» и др.
Средняя заработная плата по вакансиям технических специалистов, правда, колеблется в пределах 18–20 тысяч рублей.
Причины закрытия монтажного колледжа не в экономике – он просто оказался не нужен двум ректорам: в свое время его присоединили к экономическому университету, и пока эконом был самостоятельным вузом, колледж худо-бедно существовал. С тех пор как саратовский вуз стал филиалом РЭУ им. Плеханова, которому непрофильное учебное заведение как собаке пятая нога, начались проблемы с финансированием. Три года назад ряд руководителей саратовских предприятий подписали обращение к губернатору Валерию Радаеву с просьбой поддержать предложение минпрома области и передать колледж под юрисдикцию технического университета. Но просьба услышана не была. Прежде всего ректорами двух вузов. Сергей Наумов и Игорь Плеве от решения этой проблемы устранились.
Примерно так мы по завету президента перенастраиваем профессиональное образование на будущее страны, на запросы молодых людей и на запросы экономики.
Хотя за последние шесть лет в области что-то со скрипом сдвинулось и поехало – раньше только говорили о том, чтобы предприниматели участвовали в организации учебного процесса, а теперь запустили «дуальную программу обучения». Областной минобраз сообщает о положительном опыте работы производственно-образовательного кластера на базе Энгельсского промышленно-экономического техникума совместно с Бош Практик центром. И обещает, что будут еще кластеры.
Монтажный колледж, конечно, далеко не единственное учебное заведение среднего профессионального образования в регионе, которое готовило технических сотрудников для предприятий. В области наберется с десяток колледжей технического направления и около трех десятков организаций начального профессионального образования (лицеи и техникумы), специализирующихся на подготовке рабочих технических специальностей. А в части высшего профессионального образования у нас есть классический университет, аграрный университет, Балаковский инженерно-технологический институт (филиал) Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и, конечно же, целый технический университет.
Обучающиеся профессиональных образовательных организаций области – 51,6 тыс. человек
Техническое образование в цифрах: 13,5 тыс. выпускников было выпущено очными отделениями организаций профессионального образования области в 2016 году, в том числе: 9,8 тыс. человек – по программам подготовки специалистов среднего звена; 3,7 тыс. человек – по программам квалифицированных рабочих, служащих. 74 процента выпускников профессиональных образовательных организаций области получили технические специальности. 20,2 тыс. человек выпущено вузами области, из них 5,1 тыс. получили документы об образовании и квалификации технического профиля. С 2004 по 2016 год показатель трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций области увеличился с 54 до 68 процентов (столько выпускников было трудоустроено по полученной специальности в прошлом году). Данные предоставлены министерством образования Саратовской области |
Игорь Плеве, ректор СГТУ им. Ю. Гагарина:
УЖЕ ЕСТЬ ТРИ КОЛЛЕДЖА, МНЕ ЭТОГО ДОСТАТОЧНО
Почему монтажный колледж закрылся – это вопрос к Сергею Юрьевичу (Наумову, директору ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова. – Ред.). Дело в том, что я предлагал передать колледж в ведение технического университета еще в 2014 или 2015 году. Но потом мы посчитали, что у нас другие задачи. СГТУ – опорный вуз России, много проектов, а колледж, к сожалению, в эти проекты не вписывается. Уже сдана в эксплуатацию научно-техническая библиотека, есть научно-технологический центр, мощная материально-техническая база, много площадей. Тем более, в составе нашего университета уже есть три колледжа, готовящих специалистов средней квалификации (Гагаринский профессионально-педагогический, машиностроительный в Заводском районе и филиал СГТУ в Петровске на базе профессионального училища), поэтому мне этого достаточно. А у монтажного колледжа уже нет контрольных цифр приема, там много других проблем – я их всех не знаю. Поэтому сейчас мне, точнее, техническому университету, этот колледж неинтересен.
Можно слышать нападки о якобы имеющем место перекосе в развитии технического университета в сторону гуманитарных дисциплин, нелогичном объединении кафедр и т.д. Знаете, люди могут высказывать всё что угодно. Но чтобы говорить предметно, а не реагировать на беспочвенные доводы, звучащие, в том числе, и в средствах массовой информации, нужно смотреть, по каким направлениям в нашем вузе ведется прием абитуриентов, какие усилия по модернизации образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности предпринимаются.
Федор Шимчук, председатель совета директоров АО «Нефтемаш-Сапкон»:
СТАРЫЙ МЕХАНИЗМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ РАЗРУШЕН, А НОВЫЙ ДО СИХ ПОР НЕ РАБОТАЕТ
Реорганизация системы образования, развал планового пополнения работников предприятий подорвали престиж инженерной и рабочей профессии. Старый механизм подготовки кадров разрушен, а новый работает неэффективно.
Практически перестал функционировать институт наставничества – потеряна преемственность поколений. Более того, сегодня идет борьба поколений. Старики хорошо знают оборудование, технологии, но не умеют пользоваться современными автоматизированными системами управления. Обращаться к молодежи им стыдно, внятное разъяснение они не всегда могут получить. А молодежь, которая хорошо соображает в компьютерных программах, не знает станочное оборудование, технологии, материалы и возможность их использования. Разорвался комплекс знаний инженера, который должен объединить в себе опыт технолога, конструктора и человека, владеющего навыками по автоматизации и программированию.
Среди наиболее важных проблем – качество подготовки вузовских специалистов. К сожалению, записи в дипломе специалиста не всегда соответствуют уровню его подготовки. На фоне глобального сокращения практических занятий выпускники вузов, как правило, не способны работать самостоятельно. Приходится их доучивать – не только на рабочих местах, отрывая специалистов от изготовления заказа, но и оплачивая им дополнительные курсы. А это требует еще больших затрат.
На сегодняшний день отсутствует взаимодействие между министерствами, имеющими возможность участия в государственных программах по подготовке специалистов. Что значительно ухудшает качество такой подготовки. Отсутствие необходимого финансирования образования привело к искаженному варианту рыночных отношений, прервав годами сложившиеся плодотворные связи вузов с предприятиями.
Сегодня в выгодной ситуации остаются те, кто, построив новый завод, заложил в смету строительства затраты на подготовку молодых специалистов. Это легко сделать также предприятиям с большой рентабельностью и государственной поддержкой. А таким, как мы, при отсутствии необходимых средств на оплату за обучение специалистов, остается решать свои кадровые проблемы путем поиска взаимовыгодного сотрудничества с техническими вузами, предоставляя свои производственные помещения для прохождения практики студентами и при этом отбирая наиболее способных выпускников. Хочется напомнить старую систему, при которой более плодотворно использовались все возможности предприятий, а государство мотивировало организации как за счет предоставления налоговых льгот, так и за счет компенсации затрат на организацию образовательного процесса.
Что касается монтажного техникума, считаю, что ситуацию необходимо срочно разрешать. Нам будет стыдно вспоминать о том, что сделали. Я приглашаю руководство техникума встретиться, чем смогу – помогу.
Сергей Лисовский, заместитель председателя общественного совета при министерстве промышленности и энергетики Саратовской области, бывший министр промышленности и энергетики региона:
МНЕ БОЛЬНО И ОБИДНО НАБЛЮДАТЬ ПАДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В закрытии монтажного техникума, на мой взгляд, виновен прежде всего орган правительства, который отвечает за образование. Вы сами видите, что везде наблюдается нехватка высококвалифицированных рабочих. Как раз монтажный техникум и был призван их подготавливать, он имел соответствующую базу и выпускал в свое время именно таких высококвалифицированных рабочих – причем не только для строительства, но и для всех отраслей промышленности. Например, сварщик сегодня – одна из самых дефицитнейших профессий.
В какой-то степени закрытие монтажного техникума произошло из-за бездействия руководства технического университета. Конечно, он должен был входить в технический университет, тем более что месторасположение рядом с СГТУ удобное. Как монтажный техникум остался под юрисдикцией экономического института – одному богу известно, в наше время случается всё.
В целом, качество среднего технического образования у нас достаточно низкое. Тут и статус и квалификация преподавателей, и устаревшая материально-техническая база и т.д. – много факторов, которые не изложишь в одном комментарии. Нельзя сказать, что ничего не делается, но это далеко от того, что необходимо. К примеру, колледж радиоэлектроники им. Яблочкова в свое время делал элементы вычислительной машины «Саратов» – можете себе представить, какая тогда была производственная база! Я, будучи начальником производства большого объединения, оснащал школы и профтехучилища оборудованием. А сегодня предприятиям приходится доучивать рабочих специалистов уже на рабочем месте. Только некоторые предприятия могут позволить себе учебные центры, налаживают системы наставничества.
Если говорить о высшем техническом образовании, то я считаю, что сейчас оно находится в деградации. В официальном рейтинге вузов России наш технический университет (который всегда был в двадцатке лучших вузов страны в целом, а уж в топе лучших технических вузов страны в особенности) оказался на 156-м месте. Мы позади таких учебных заведений, как Калмыцкий, Сыктывкарский университеты; и мы проигрываем всем высшим техническим учебным заведениям соседей и предпоследние в Приволжском федеральном округе – вот до чего мы дошли. Я подчеркиваю, это официальный рейтинг. Безусловно, есть отдельные достижения ученых технического университета, есть хорошие фестивали (например, по робототехнике), но это всё – эпизоды на фоне такого официального места в российском рейтинге.
Мне больно и обидно наблюдать это падение технического образования в Саратовской области. Деградация усиливается, поэтому, думаю, и происходят такие события, как с монтажным колледжем. Но ведь за этим всем стоят кадры не только промышленности, но и других отраслей народного хозяйства. Вот и представьте, каких специалистов мы получаем на выходе.
Игорь Овчинников, доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортное строительство» СГТУ им. Ю.А. Гагарина:
НЕ УДИВЛЯЙТЕСЬ, ЧТО КОЛИЧЕСТВО АВАРИЙ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ МОЖЕТ ВЫРАСТИ
Существенным минусом нынешней системы технического образования является, на мой взгляд, недостаточное внимание к техническим дисциплинам. Во многих вузах имеет место превалирование гуманитарных дисциплин над техническими, и потому уровень знаний – особенно бакалавров – оставляет желать лучшего. Потому не удивляйтесь, что количество аварий в ближайшее время может вырасти, так как уровень технической подготовки бакалавров пока недостаточен.
Кроме того, сейчас в технических университетах идет укрупнение именно инженерных кафедр, которые становятся многопрофильными, и нередко в пределах одной кафедры ведется подготовка студентов довольно различающихся направлений.
Связано это укрупнение во многом с тем, что преподавателей инженерного направления не хватает. Если, например, в МГУ соотношение преподавательского штата к студентам – 1 к 3, то в технических вузах – 1 к 12, то есть нагрузка на преподавателей в четыре раза больше. Люди в возрасте, с опытом, которые знакомы с производством и умеют учить студентов, уходят (естественная убыль, к сожалению) – и остается молодежь, вроде бы в ученых степенях, но без опыта практической работы и возможности откуда-то его почерпнуть.
На инженерных кафедрах зарплата профессоров, доцентов примерно раза в два меньше, чем на производстве, и потому умные, грамотные специалисты идут туда, где им больше платят. В итоге в вузах остаются не лучшие из лучших, а те, кто согласен за эту зарплату работать, и в результате происходит феминизация кафедр, как это раньше было в школах. (Кстати, в советское время заработная плата доцента вуза составляла 320 рублей, в то время как зарплата руководителя крупного предприятия не превышала 280 рублей, а у инженеров была и того меньше. В вузы на преподавательские должности шли самые подготовленные и квалифицированные специалисты, ибо только они могли выдержать конкурс на замещение должности преподавателя.)
Набираться опыта преподавателю неоткуда. На предприятия их посылать опасно – хорошего специалиста могут переманить. Обмениваться опытом с коллегами? Профессор из Алжира, который приезжает ко мне на консультацию, рассказывает, что у них есть правило: после 11 месяцев работы преподаватель на месяц уезжает на оплачиваемую стажировку в любую страну мира. Наши же преподаватели в подавляющем большинстве, к сожалению, из-за недостатка средств не могут поехать и принять участие в работе зарубежных конференций.
И, что бы ни говорили, к сожалению, на инженерных кафедрах оборудование, приборы, установки – 25–30-летней давности, которых на современных инновационных производствах практически уже нет (хотя в последние годы ситуация незначительно изменилась в лучшую сторону). За рубежом существует практика: любая фирма, создав какую-то новую установку и желая её продавать, поставляет экземпляр в вуз, чтобы студенты научились им пользоваться и после окончания вуза, приходя на предприятие, умели это делать. У нас же пока такого нет. Когда мы посылаем студентов в организации, слышим жалобы: «Почему они у вас слабо знакомы с современным оборудованием и приборами?» Услышав такую претензию от руководителей предприятий на одном из совещаний, я не выдержал и сказал: «А что сделали вы для того, чтобы они что-то умели?! Вы поставили нам оборудование? Вы помогли оснастить кафедру на современном уровне?» Техническое образование современного уровня пока что не очень нужно частным предприятиям, да и государству тоже.
[Кстати сказать] Политех и дела его Чему учатся студенты главного технического вуза региона? Единственный саратовский вуз, который целенаправленно занимается подготовкой технических специалистов высшего звена, – это технический университет. Он был основан в 1930 году как автодорожный институт, и на двух факультетах – автомобильном и дорожно-строительном, тогда начали учиться 440 студентов. Большая семья Сегодня СГТУ имени Ю.А. Гагарина включает в себя семь институтов: институт энергетики и транспортных систем, институт прикладных информационных технологий и коммуникаций, физико-технический институт, институт урбанистики, архитектуры и строительства (бывший строительно-архитектурно-дорожный институт), институт социального и производственного менеджмента (в прошлом году он перестал делиться на факультеты, и факультеты экономики и менеджмента, экологии и сервиса, социально-гуманитарный факультет перестали существовать). Структурным подразделением политеха является институт развития бизнеса и стратегий (ИРБИС), который на протяжении вот уже более четверти века готовит специалистов в сфере предпринимательства. Технический университет – «папа» трех колледжей и лицея. Среднее профессиональное образование под эгидой политеха можно получить в профессионально-педагогическом колледже (бывший Саратовский индустриальный техникум, в котором учился Юрий Гагарин), Саратовском колледже машиностроения и экономики. Молодые люди из Энгельса и Петровска могут получить образование в своем родном городе – в филиалах саратовского политеха. Кроме этого, юноши параллельно могут пройти обучение на военной кафедре – единственной, сохранившейся в Саратове и области при вузе. Молодые и умные Как и во многих других вузах, приемная кампания-2017 в техническом университете уже позади. В этом году студентами СГТУ стали более двух тысяч абитуриентов. Как отметил Алексей Перегудов, ответственный секретарь приемной комиссии СГТУ, самый высокий конкурс по заявлениям из технических направлений наблюдался на специальности «Строительство», «Нефтегазовое дело», «Мехатроника и робототехника». Среди творческих направлений у абитуриентов особой популярностью пользовались специальности «Дизайн» и «Архитектура» (самый высокий проходной балл во всем вузе – 287). На одно бюджетное место по этим направлениям в среднем претендовали по шесть абитуриентов. На все IT-направления конкурс составил около десяти человек на место. В среднем же проходной балл в нынешнюю приемную кампанию вырос на 2,5 единицы. |
Материалы разворота подготовили Гульмира Амангалиева, Вячеслав Коротин, Анна Мухина