А по Волге вверх теплоход
Дачный сезон в самом разгаре. Собирать урожай, поливать грядки и бороться с сорняками ежедневно отправляются тысячи жителей нашего города. Кто-то до своего дачного участка добирается на личном транспорте, кто-то на электричках или автобусах, а кто-то предпочитает теплоход.
Во все стороны
Речной транспорт в Саратове работает в нескольких направлениях. На теплоходах можно добраться до Шумейки (с промежуточными остановками в Энгельсе, Шалово и Дачном), до Сосновки (через Широкий Буерак, Пудовкино и Синенькие). Несколько лет назад на речном трамвайчике можно было доплыть и до Чардыма, Усовки и Кошелей. В этом году маршрут не функционирует. Не исключаю, что это связано с продолжительностью рейса. В студенческие годы мы часто добирались до Чардыма, где расположен лагерь классического университета, как раз на «омиках». От саратовской набережной до Чардыма плыли мы аж три часа! До конечной, Кошелей, и того больше – чуть ли не пять. Неудивительно, что дачники предпочтут такому длительному плаванию путешествие в автобусе. Может, и менее комфортабельно, зато в несколько раз быстрее. Но мы, будучи студентами, отдавали предпочтение речной романтике. Единственный минус – место и время отправления. Тем, кто живет на окраинах, ох как непросто прибыть с утра пораньше на набережную.
На Шумейку теплоход отправляется в 7.30 утра по средам, субботам и воскресеньям. Дачников обратно на Набережную Космонавтов он возвращает в половине девятого вечера. Стоимость проезда – 40 рублей.
И вот ранним утром я на набережной. Мимо нужного причала не пройдешь, не ошибешься. Теплоход еще не успел пришвартоваться, как дачники выстроились в очередь. Занять самые козырные места на теплоходе – дорогого стоит. Ради этого можно и в очереди потолкаться.
Пассажир пассажиру рознь
Как я и ожидал, все сидячие места что на верхней палубе (открытой), что на нижней (закрытой) были заняты. Предприимчивые пенсионеры присаживались на всё, что только можно – на какие-то ящики, тумбы. Для начала я удобно устроился на корме и стал смотреть за борт.
Рядом со мной разместились дедушка и женщина, которая тут же достала из сумки электронную книгу и погрузилась в чтение. Понятно, что для этих двух товарищей такое мини-путешествие в порядке вещей.
Зато для девушки, которая на корме оказалась минут через пять после меня, похоже, всё было в новинку. Теплоход не успел отплыть, винты не успели вовсю заработать, как она выудила из недр рюкзака планшет и стала делать сэлфи буквально на каждом метре. Во время полуторачасового путешествия мне приходилось случайно сталкиваться с нею то на лестнице, то на верхней палубе, то на нижней – с планшетом она так и не рассталась.
Следующие пассажиры кормы – супружеская пара среднего возраста. Дамочка, судя по всему, встала утром не с той ноги. Она всем была недовольна. А началось с того, что ей не нашлось сидячего места. «Ну иди, поищи себе место. Наверняка там есть свободные», – предлагал её спутник. Женщина в ответ недовольно кривила губы. Мужчина в итоге даже нашел ей место, но на верхней палубе, под навесом. «Ты что? Я не пойду туда. В прошлый раз я приплыла вся мокрая от брызг», – отвергла она его предложение.
Следующая остановка
Минут 30 мы плыли до Энгельса. На причале нас уже ждали человек 15 дачников. Пока «Москва-62» двигалась вдоль берега, можно было любоваться видами энгельсского побережья. В лицо дул прохладный ветерок и иногда летели брызги. Несмотря на то, что солнце уже в утренние часы начало палить беспощадно, жара на теплоходике не ощущалась.
«Энгельс давно стал лучше Саратова. Была бы возможность – не задумываясь переехал сюда жить», – говорил парень своему товарищу, стоя у бортика речного трамвайчика. «А мне в Энгельсе нравится то, что вот ты пошел на пляж, купаешься там, загораешь. Потом решил дойти до магазина, и в пляжных шортах и шлепках оказываешься на набережной. А там и до центра города недалеко. Блин, такое ощущение, будто ты не в Саратовской области, а в каком-нибудь курортном городке типа Туапсе», – мечтательно заявил собеседник.
Естественно, всем вновь прибывшим дачникам сидячих мест не нашлось. «Ну ничего. Скоро будет первая дачная остановка, где полкорабля сойдет на берег. Тогда места появятся», – утешала свою подругу пожилая пассажирка.
Сидячих мест на двух палубах могло бы уместиться гораздо больше, если бы не столики. Они стояли на палубах, в два ряда окруженные стульями. Как по мне, то со столами как-то покомфортнее. Кто-то за столиками играл в карты, кто-то решал кроссворды, а кто-то сразу же бросился завтракать. Как в поезде.
После второй остановки (и первой – дачной) людей на борту заметно поубавилось. Можно было уже выбрать удобное место. На нижнюю палубу я даже не стал соваться. Намного интереснее наблюдать пейзажи сверху.
На теплоходе музыка играет
Ранний подъем сделал свое дело – в теньке, на свежем воздухе навалилась дремота. Я боролся со сном, разглядывая турбазы, мимо которых мы неспешно проплывали. Кого-то из рядом сидящих пассажиров сон всё-таки сморил. «Вот интересно, сколько стоит отдых на такой турбазе?» – спрашивает меня мужчина, который переместился с кормы за мой столик. «Вот на этой турбазе (машу по направлению к домикам, мимо которых проходит наш теплоход), сомневаюсь, что дорого», – предполагаю я. Домики из фанеры, которые лет как десять нуждаются в ремонте, и, собственно, всё из удобств. «А не скажи. У нас на Волге отдохнуть дороже, чем на море. Мой сын турбазу искал, куда бы с женой и дочкой поехать отдохнуть в отпуск. Нашел одну в Чардыме. Так ему зарядили за 10 дней 20 тысяч с человека! Ну куда такие цены? Там их облизывать, что ли, будут?».
Рассуждая о необоснованно высоких ценах за пребывание на турбазах в пригороде Саратова, я не заметил, как теплоход сделал еще одну остановку. Если верить расписанию, то через минут 15 мы должны прибыть в конечный пункт – Шумейку. Там, к моему удивлению, речной трамвайчик пришвартовался в какие-то камыши. Ни пристани, ни хотя бы импровизированного причала не было. Спустив всех пассажиров на берег, теплоход дал задний ход и пошел обратно. В Шумейку за дачниками он вернется теперь только к семи вечера.