Не прячьте гайд-парки!
Собственно, «Уголок ораторов», Speakers' Corner – лишь одна из достопримечательностей Гайд-парка в центре Лондона. Так уж приклеилось: имя Гайд-парк, давно ставшее нарицательным, пугает тех, у кого есть причины бояться очень прямой речи. Но там, где боязнь прямой речи считается неприличной, и потому эту боязнь не выставляют напоказ (хотя бояться-то везде причины находятся), гайд-парки местного значения не принято упрятывать на задворки.
Несколько лет назад, впервые попав в Канаду, я и наткнулся в Торонто на такой парк. Собственно, он назывался иначе, но Уголок ораторов носил то же имя, что и его лондонский прародитель. И расположен был не в обширных жилых районах Большого Торонто, не на окраинах. А в самом что ни на есть центре, вплотную к cityhall (градоуправление, а по-нашему, по-саратовски говоря, мэрия).
Канада, давно уже ставшая самостоятельным государством, тем не менее, чтит традиции бывшей Британской империи и себя как части (тоже бывшей) этой империи. Помимо декоративного почитания монархии (номинальной главой государства считается королева Великобритании) здесь чтут и традиции британских вольностей (насколько декоративно – не мне, гостю, судить).
Кстати, вон там, несколько поодаль от трибуны для ораторов, сэр Уинстон Черчилль. А на лицевой стороне кафедры, с которой можно возгласить миру всё (точнее, почти всё), что у тебя накипело на душе, надпись:
«Город Торонто посвящает этот ораторский уголок принципу свободы речи. Представители общественности могут подняться на этот подиум и высказаться или пригласить другого оратора для дебатов.
Запрещено использовать этот подиум для любых незаконных действий. Мы напоминаем, что Уголовный Кодекс Канады запрещает клевету, а также любые высказывания, агитирующие геноцид и расовую вражду».
Там еще есть пара фраз в заключение, но к ним мы вернемся чуть позже. А пока перенесемся в столицу – Оттаву.
Обширный луг – площадь перед парламентом Канады. На краю площади перед зданием законодательного собрания одинокий манифестант с плакатом протестует против однополых браков. Его никто не трогает, не вступает в спор, не забрасывает камнями. А в нескольких метрах другой манифестант с плакатом так же молчаливо, без шума и пыли, требует от властей прекратить транжирить деньги налогоплательщиков. И так же мимо него проходят равнодушные экскурсанты. А полиция, охраняющая здание парламента, так же не обращает внимания.
Вернемся, однако, в Торонто, чтобы дочитать надпись на трибуне:
«Любые высказывания с этого подиума делаются на ваш риск. Город не несет ответственности за действия ораторов или нанесенный ущерб».
Вот это нам перенимать нельзя ни в каком случае. Иначе ораторов в саратовских – и не только! – гайд-парках будут в самом мягком варианте обливать зелёнкой, а власти... что власти? Город ответственности не несет.
P.S. Может быть, у нас в Саратове просто перепутали одинаково звучащие слова: название парка Hyde и глагол hide – «прятать»?