На зоне как на зоне
Специальные экономические режимы в Саратовской области пытались создать как минимум с 2012 года. И вот в минувшем месяце Минэкономразвития РФ одобрило заявку на организацию в городе Петровске территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Однако принесёт ли она пользу? Ведь год назад эффективность аналогов ТОСЭР — особых экономических зон — была поставлена Счётной палатой РФ под сомнение. «Газета недели» выяснила подробности и поговорила со специалистами: представителем саратовского промышленного производства и экспертом Высшей школы экономики.
Загадочные события
Особые экономические зоны (ОЭЗ) стали появляться в России в 2006 году. В них предусмотрены льготные налоговые режимы для бизнеса: освобождение от земельного налога, транспортного налога, пониженная ставка налога на прибыль и пр.
Созданием ОЭЗ в Саратовской области губернатор Валерий Радаев озаботился ещё в 2012 году. Тогда в Сочи он сообщил президенту Путину, что региональные власти под брендом свободной экономической зоны планируют организовать в Балакове на площадке бывшего химзавода производство углеродной нити. Путин идею поддержал, посоветовав: «Давайте предложения в Минэкономразвития, они проработают и вместе с вами определят, возможно это или нет» («Интерфакс»). Информации о том, была ли направлена эта заявка и какая судьба её ожидала, в открытых источниках найти не удалось.
В 2016 году стало известно, что в регионе могут появиться целых две особых экономических зоны: на базе балаковского завода «Химволокно» и «Энгельсского локомотивного завода». Официально зарегистрировать их планировалось уже до конца года. Однако этого так и не произошло.
Как пояснили редакции в министерстве экономического развития Саратовской области, зоны не появились, потому что в мае прошлого года создание ОЭЗ в России было приостановлено. Такое решение принял президент после доклада Счётной палаты РФ. Палата пришла к выводу, что за 11 лет существования экономических зон было создано недостаточное количество рабочих мест: всего около 21 тысячи. При этом на создание каждого рабочего места в зонах было направлено в среднем по 9 млн рублей бюджетных средств (средняя зарплата по стране более чем за 20 лет).
Сомнительно показали себя зоны и с точки зрения налоговой отдачи: их резиденты выплатили налоговых и таможенных платежей на 38,8 млрд рублей, а льгот и преференций получили на 28 млрд рублей. Сложившуюся ситуацию Счётная палата объяснила в том числе низким качеством управления со стороны региональных властей и Минэкономразвития РФ (в самом министерстве с этой критикой не согласились).
Но говорить о том, что саратовская ОЭЗ уже никогда не появится, пока рано. Осенью Госдума планирует рассмотреть новый законопроект в сфере особых экономических зон. «Подача заявки станет возможной сразу после принятия этого закона, содержащего требования к пакету документов», — пояснили в саратовском минэкономе.
Новые территории
На смену планам по организации ОЭЗ пришли планы на создание территории опережающего социально-экономического развития. В 2017 году было объявлено о возможном появлении ТОСЭР в Вольске и Петровске. Опережающие территории — это аналог экономических зон для моногородов. Они должны помочь снизить зависимость экономик моногородов от градообразующих предприятий. В отличие от ОЭЗ в опережающих территориях несколько иные налоговые льготы (например, там не действует свободное таможенное регулирование). В июле стало известно, что заявка на создание ТОСЭР в Петровске была одобрена на федеральном уровне.
Среди льгот, предусмотренных в ТОСЭР: освобождение от налога на имущество организаций (в первые пять лет) и земельного налога (бессрочно); пониженные отчисления в пенсионный, социальный и медицинский фонды (в совокупности — 7,6 процента, в обычных условиях предприятие платит 30 процентов); существенно пониженная ставка налога на прибыль. Но будут у их резидентов и особые обязанности: так, они должны вести только приоритетные для Петровска виды деятельности, каждый из них должен вложить в течение года не менее 2,5 млн рублей инвестиций и создать не менее 10 постоянных рабочих мест.
Как пояснили редакции в региональном минэкономе, у петровской ТОСЭР уже есть потенциальные резиденты: компании «РосАгро» (планирует построить завод по производству сжиженного газа и теплицы для выращивания овощей), «Старт» (готова наладить производство биодизельного топлива), «Студёный» (планы по изготовлению сыра). «При реализации только этих проектов в Петровске будет создано 638 новых рабочих мест, привлечено в экономику моногорода 7,7 млрд рублей инвестиций», — отмечают в ведомстве.
Точка роста
Как считает генеральный директор «Саратовского электроприборостроительного завода им. Серго Орджоникидзе» Дмитрий Ханенко, опережающие территории — очень верный подход для решения проблем регионов, самой главной из которых является проблема экономики: «Начнём её решать — решится и всё остальное. И дороги построятся, и бизнес придёт, и товары современные придут. И мелкие, и средние предпринимательства начнут развиваться — потому что крупный бизнес там осядет и начнёт потреблять в том числе их услуги».
ТОСЭР этому может как раз поспособствовать. Предусмотренный в них пятипроцентный налог на прибыль позволит бизнесу направить больше средств на развитие, а пониженные взносы в социальные фонды дадут возможность сделать выше зарплату персоналу. Возможно, за этими льготами последуют и другие. Наличие же рабочих мест и условий для жизни привлечёт людские потоки, способствуя решению проблемы оттока населения. «У нас в регионе все стягиваются в город Саратов — и люди, и бизнес и так далее, — поясняет Ханенко. — А в масштабах России, естественно, все тяготеют поближе к столице. Сложность заключается в том, что страна у нас очень большая — одна шестая часть суши. И если мы все переселимся ближе к центрам, то потеряем контроль над нашими границами и территориями».
По мнению собеседника, все необходимые условия для создания опережающей территории в Саратовской области есть, включая ресурсы и команду компетентных ответственных специалистов. Более того: в нашем регионе ТОСЭР можно создать везде, где есть люди и необходимая инфраструктура. «Моё мнение: практически вся наша область, все наши районы должны иметь в своём составе «точки роста». Иначе они так и будут сидеть на шее областного бюджета», — считает генеральный директор.
Наука формаций
Сейчас в России идёт упор на создание ТОСЭР, которые массово открываются в моногородах, рассказал «Газете недели» доцент кафедры управления развитием территорий и регионалистики Высшей школы экономики, эксперт аналитического центра при правительстве РФ Евгений Плисецкий. Однако оценить результаты их работы пока затруднительно: «Говорить об эффективности нельзя, потому что они только начаты к созданию». Тем не менее, эксперт отмечает, что на Дальнем Востоке инвестиции в ТОСЭР уже исчисляются десятками миллиардов рублей, в них привлечено большое количество резидентов.
Среди типичных ошибок, которые можно допустить при создании ТОСЭР, Плисецкий называет несвоевременное создание и ввод инфраструктуры. «Любой инвестор, когда выходит на площадку, должен чётко понимать и сроки, и то, что ввод его объектов произойдёт одновременно или чуть позже после создания инфраструктуры: транспортной, инженерной и так далее», — пояснил доцент. Необходимо, чтобы бюджетные средства на неё выделялись без задержек. Особые экономические зоны были признаны неэффективными как раз по причине проблем с инфраструктурой.
Кстати, как пояснил доцент, критика Счётной палаты касалась не всех ОЭЗ, а только зон туристско-рекреационного характера. Промышленные же зоны (как раз такую хотели создать в Саратовской области), наоборот, зарекомендовали себя хорошо по показателям, связанным с привлечением инвестиций, новых резидентов и получением налогов. В общем и целом деятельность российских ОЭЗ эксперт оценивает как среднеэффективную. «Сам механизм таких территорий в мире показывает довольно неплохую эффективность по стимулированию экономической активности и привлечению инвестиций, — заметил Плисецкий. — Вопрос упирается в качество управления ими, обеспечение финансирования на инфраструктуру и так далее».
На вопрос о том, верит ли он, что специальные экономические режимы в конечном итоге смогут помочь российским регионам, Плисецкий ответил так: «Сейчас говорить об этом сложно. Я считаю, эффект появится где-то лет через пять». Во всяком случае, инвесторы из Японии и Китая к ним интерес проявляют. Важно, как на практике будут отлажены механизмы их работы.
С кого брать пример Всего в России насчитывается 24 особых экономических зоны, одними из самых успешных считаются татарстанская «Алабуга» и липецкая «Липецк». По версии издания FDI Intelligence, «Алабуга» в прошлом году была признана лучшей ОЭЗ в Европе для крупных компаний, «Липецк» удостоился этого звания годом раньше. На 01.04.2017 «Алабуга» дала в бюджет налоговых поступлений (без учёта НДС) на 10,24 млрд рублей. Это 37 процентов в структуре всех налоговых отчислений от российских ОЭЗ. |