«Золотые горы» авиамеханика Сергея
В 1943 году цыганка нагадала юному сержанту авиамеханику Сергею Кондыреву, что он будет жить долго и счастливо. Обещала «золотые горы», но сержант отмахнулся и поспешил уйти. Тогда он и представить не мог, что дослужит до полковника и доживет до 95 лет. Однако в минувшую среду участник Великой Отечественной войны, ветеран Военно-воздушных сил Сергей Матвеевич Кондырев отметил славный юбилей.
Удостоился высочайшего внимания – поздравительные открытки от самого президента Путина и от врио губернатора Валерия Радаева принес работник военкомата. В кругу семьи (ветеран живет с младшей дочерью и её мужем) Сергея Матвеевича поздравляли представители советов ветеранов вертолетного училища и «Саратовских авиалиний», немногочисленные уже друзья и сослуживцы. В Саратовском вертолетном училище он был заместителем начальника по инженерно-авиационной службе, шесть последних лет своей 34-летней военной карьеры, а после ухода в запас в 1975 году еще 18 лет был начальником отдела подготовки самолетов к полетам в Саратовском объединенном авиационном отряде (сегодня – «Саратовские авиалинии»).
Война и самолеты
Сергей Матвеевич говорит, что случись начать всё снова – опять выбрал бы самолеты. Но в 1941 году выпускник средней школы из затерянной в нижегородских лесах деревни Бархатихи даже и не мечтал, что самолеты станут его судьбой. Он и трактор-то видел только на картинке.
Повезло – в деревне была четырехлетка, а отец-счетовод отправил старшего сына в район учиться дальше, и Сергей окончил десятилетку. В армию Кондырева призвали через месяц после начала войны. Направили в школу авиационных механиков – все-таки десять классов за плечами.
После школы механиков Сергей начал службу в Сталинабаде. В 1943 году оказался в Тегеране. Там собирали самолеты, приходившие южным путем по ленд-лизу: «спитфайры» (английские истребители) и американские «киттихауки». Собранные самолеты летчики перегоняли в СССР, на полигон в Джульфу, а потом их уже распределяли по полкам.
После краткосрочного отпуска в связи со смертью матери его направили в Кутаиси: заправляли двухмоторные американские «Бостоны» горючим, навешивали бомбы, заряжали пулеметы. Служба у рядовых солдатиков была нелегкой, распорядок суровый. Какой день особенно запомнился? Как сбили один из наших самолетов, летавших на Кубань и Азов. Горевали, конечно. Все силы отдавали фронту, радовались победам, особенно в Сталинграде.
В 1944-м старательному механику, легко схватывавшему самолетные премудрости, предложили поступать в авиационно-техническое военное училище. В пострадавшем от оккупации Харькове курсантам приходилось одновременно и восстанавливать училище, и осваивать учебную программу.
Любовь и победа
В Харькове Кондырев встретил и победу, и свою любовь. Произошло это в один день. 9 мая 1945 года на главной площади города люди радовались, обнимались, целовались. Так в объятиях Сергея совершенно случайно оказалась симпатичная студентка сельхозинститута Галина. Это была судьба. Вместе прожили 63 года. Вырастили двух дочерей. Сейчас два внука и четыре правнука живут в Петербурге. Поздравили дедушку с юбилеем по телефону, часто приезжают в Саратов погостить.
После училища два года он прослужил в Германии младшим лейтенантом. Способному офицеру, любящему свое дело, предложили поступить в военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского в Москве. Сдать экзамены с ходу не получилось: с военными дисциплинами всё прошло блестяще, а вот школьные предметы, необходимые для учебы, алгебру, физику за годы войны основательно подзабыл.
Не все потенциальные слушатели академии согласились на подготовительный курс, хотелось спокойной мирной жизни, не каждому учеба оказалась по силам. Кондырев выбрал учебу. В 1954 году он получил диплом академии и погоны старшего лейтенанта.
Мир и самолеты
В 1956 году Сергей приступил к службе в Оренбургском высшем летном истребительном училище. Начинал инженером, замом командира авиаполка, вырос до старшего инженера училища – от майора до подполковника. В те годы курсантом училища в соседнем полку был Юрий Гагарин. Были у будущего космонавта затруднения с посадкой самолета. И только благодаря инструктору старлею выпустили Гагарина в самостоятельный полет. Справился Гагарин. А уже после полета в космос командующий ВВС Приволжского округа Константин Цедрик отчитал начальствующий состав училища за то, что ставили вопрос об отчислении талантливого самородка.
В 1969 году Сергей Кондырев продолжил службу в Саратовском вертолетном училище. Конечно, была колоссальная ответственность за исправность крылатых машин, случались и катастрофы, теряли товарищей. Но в целом «служба шла нормально» и судьбой своей ветеран доволен.
Кондырев – отличный собеседник и интересный рассказчик. У него прекрасная память и ясный ум. Подводит зрение, но он старается вести активный образ жизни – каждый день выходит на прогулку. Норма – пять тысяч шагов. А еще ветеран следит за происходящими событиями, слушает радио «Маяк» и «Комсомольская правда» («Военное ревю» полковников Баранца и Тимошенко).
Сергей Матвеевич надеется отметить столетний юбилей. Хочется верить, что так оно и будет!