«Юло Соостер как иллюстратор»

Оценить
«Юло Соостер как иллюстратор»
Московское издательство «БуксМарт» выпустило в свет книгу Владимира Солоненко «Юло Соостер как иллюстратор», посвященную творчеству одного из виднейших книжных графиков.

Московское издательство «БуксМарт» выпустило в свет книгу Владимира Солоненко «Юло Соостер как иллюстратор», посвященную творчеству одного из виднейших книжных графиков.

Эстонский художник Соостер, переехавший в Москву, считался представителем «неофициального» искусства, а потому при жизни его работы практически не выставлялись. А вот читатель их хорошо знал. Во-первых, потому что пик творческой активности совпал с ростом популярности в стране нескольких журналов (в частности, «Знание – сила»), среди авторов которых был Соостер. Во-вторых, художник сделал иллюстрации к десяткам фантастических книг – и это в годы, когда жанр фантастики был в СССР особенно любим и имел сотни тысяч преданных поклонников.

Этой темы следует коснуться подробнее, поскольку, подчеркивает Солоненко, «в иллюстрировании научно-фантастической литературы Соостер добился, как принято считать, наибольшего признания». Автор книги приводит фрагмент из мемуаров вдовы художника. Она вспоминала, что «муж немало переживал из-за отношений и с властью, и с издательствами, и с редакциями, и даже с эстонскими партийными художниками». «Но после долгих размышлений он вдруг как будто прозрел. «Эврика! – кричит. – Буду иллюстрировать фантастику! Ведь ни Хрущев, ни Фурцева, ни МОСХ в тех мирах не были. Как захочу, так и нарисую!»

Среди работ художника были, например, иллюстрации к книгам «Фантастика» Рэя Брэдбери (1963), «Падение сверхновой» Михаила Емцева и Еремея Парнова (1964), «На перекрестках времени» Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова (1964), «Шесть гениев» Севера Гансовского (1965). Иллюстрации и обложки Соостера завораживали, в них был какой-то непривычный, «неземной» взгляд даже на всем знакомые вещи: здания, пейзажи, фигуры людей. Вновь процитируем воспоминания Л. Соостер: «Юло старался через зрительные образы передать возможную реальность вымысла. Пытаясь найти новые подходы к выражению эмоций, он смешивал фантазии инопланетного мира с привычными зарисовками нашей повседневной жизни».

Особую роль сыграли графические работы Соостера в становлении серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир». Небольшие томики словно открывали советскому читателю выход в другую Вселенную, а графика художника становилась неким порталом для этого перехода. В числе наиболее запомнившихся книг, проиллюстрированных Соостером, – «Путь марсиан» Айзека Азимова (1966), сборник «Звезды зовут» (1969), «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери (1967), «Робот-зазнайка» Генри Каттнера (1968), «Оловянные солдатики» Майкла Фрэйна (1969), «Тренировочный полет» Гарри Гаррисона (1970) и другие. В первом издании на русском языке романа Клиффорда Саймака «Всё живое...» (1968) всего две работы художника – разворот титула и суперобложка, но их оказалось достаточно, чтобы передать и тему, и внутренний настрой произведения. Кстати, фрагмент одной из двух названных иллюстраций приведен и на обложке книги Владимира Солоненко.