Древнейшая в городе
До революции многие саратовцы считали, что Казанская церковь была древнейшей в городе. Объясняли они это тем, что первые жители Саратова были выходцами из Казани, где незадолго до основания нашего города произошло явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери, во имя которой и была освящена церковь. Документально деревянная Казанская церковь в левобережном Саратове впервые упоминается в 1623 году, при ней находился одноименный мужской монастырь.
Сергей Бондарь, историк
В 1674 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором, между прочим, говорилось: «Саратов на горах делать новый». Вместе с городом на правый берег «переехал» и Казанский монастырь, разместившийся на том самом мысу (Валовая улица между Набережной и улицей Лермонтова), где до 1930-х годов и простояла каменная Казанская церковь.
Через восемь лет после переселения монастырь подвергся опустошительному пожару, после чего он пришел в упадок, а еще несколько лет спустя был приписан к московскому Высокопетровскому монастырю. К 1704 году в монастыре осталось пять человек братии, возглавляемой строителем-иеромонахом Лаврентием; кроме них жили еще дворник, хлебник и водовоз. Бывшие в том монастыре священник и черный диакон в 1703 году умерли, и на их места никого не назначили.
В 1704 году монахов из Казанского монастыря вывели в другие обители, а сам монастырь упразднили, после чего монастырская церковь стала приходской. Когда же 8 мая 1712 года Саратов сгорел, то в огне погибла не одна Казанская, а еще и стоявшая при ней теплая Иоанно-Пpедтеченская. Летом 1738 года произошел очередной крупный саратовский пожар, от которого в Казанской церкви сгорели «верх и глава, а внутри церковь осталась цела, только в одном приделе опалило». Следующий пожар, в 1754 году, деревянный Казанский храм не пережил; он сгорел полностью. После этого церковь была выстроена заново уже из кирпича.
Злая судьба преследовала и каменную церковь. Ни один саратовский храм не страдал от пожаров столько раз, сколько Казанская церковь. Летом 1800 года на ней сгорели крыша и глава, а летом 1811 года храм полностью выгорел изнутри. Последний пожар послужил причиной начала ремонта церкви, каковой начался с того, что весной 1814 года была сломана шатровая колокольня «для сделания новой, – писал протоиерей Н.Г. Скопин, – работа для умного непонятная, для упражняющегося в ней легкая и удобная».
Восстановление же самого храма затянулось на много лет. В 1820 году в трапезной освятили два придела: отремонтированный Иоанна Предтечи и новоустроенный на средства купца Рогожина во имя Всех Святых. Ремонт же главного храма, производимый купцом Рыбакиным, тянулся еще дольше, и главный престол церкви, Казанский, освятили только 5 июля 1831 года – через 20 лет после пожара. Именно тогда церковь получила классические двухколонные портики у входов; колокольня же с высоким шпилем не сохранила никаких черт своей шатровой предшественницы и являлась чисто классической постройкой, что, впрочем, не умаляет её архитектурных достоинств.
В 1902 году три приятеля – Кузнецов, Уткин и Петров-Водкин получили заказ на роспись церкви фресками. Фотографий росписей не сохранилось, но по воспоминаниям современников, шокированы были не только полуграмотные бабки «в соседней богадельне» с церковным сторожем, в недоумении остались и люди с образованием, может быть, даже и с художественным.
Церковь закрыта в конце 1920-х годов. На Воздвижение (27 сентября) 1929 года М.Д. Соколов записал, что с Казанской церкви уже сбросили колокола, очевидно, незадолго до этого. Затем церковь разобрали, а перед войной на её месте выстроили трехэтажный дом (Валовая, 6), после войны надстроенный четвертым этажом и достроенный в сторону Лермонтова.