Александр Домбровский: Свобода ближе, чем каждый из нас думает
В начале июля Александр Домбровский вернулся с Байкала. Ну, вернулся и вернулся, подумаешь, Байкал. Не Антарктида же. Конечно, не Антарктида. Тут вопрос не в месте, а в способе до этого места добраться. С 30 мая по 28 июня спасатель из Саратова крутил педали своего велосипеда, чтобы соединить Волгу с самым чистым озером на планете (запас воды из великой русской реки он вез с собой в стеклянной бутылке). Пять тысяч километров, 23 дня почти непрерывного кручения педалей. И – мечта сбылась!
– Саш, а до Байкала у тебя были такие длительные велосипедные поездки?
– Было два трипа по нарастающей. Первый – года три или четыре назад, осенью. Я как раз только велик купил и сразу поехал в Самару. А в прошлом году ездил на Черное море – тысяча двести километров.
До Самары я ездил не один. Поэтому потратил на дорогу два с половиной дня. В первый день мы, помню, заночевали в посадках. Нам это не очень понравилось, поскольку на дворе стоял октябрь. Поэтому следующую ночь мы провели в Пугачеве, в съемном доме у какого-то странного деда Наиля, который всё пытался продать нам какие-то травы. А как выехали из Пугачева, за день сделали 200 километров до Самары – больше задерживаться нигде не хотелось.
До моря я ехал один, добрался туда за пять с небольшим дней. Финишем была Джубга. Там оставил велосипед и отправился в скитания разными другими способами.
– Ногами?
– Не только – там были и самолет, и поезд, и электричка, и автостоп. Всё подряд, в общем.
– На такое путешествие нужен гигантский отпуск.
– Да ну нет. Для путешествия на Байкал мне пришлось взять 22 дня, хотя фактически в Саратове я отсутствовал 45 дней.
– Как это так?
– Это такая спасательская магия. Плюсы моей работы. За переработку нам выдают не деньги, а отгулы, время. Плюс у нас очень крутое начальство, всегда можно объяснить, что тебе нужно, тебе пойдут навстречу. Ну и самое классное в нашей работе – это заменяемость. Так что можно устраивать такие штуки.
– А почему ты вдруг решил поехать на Байкал?
– Я двинутый.
– Прекрасный ответ! Но почему тогда не в Карелию, например?
– Байкал меня манил с самого детства. Я учился в 56-й школе, и у нас там было не только углубленное изучение языков с первого класса, но и всякие проекты: можно было что-то руками мастерить, а я вот в литературном проекте принимал участие. И даже написал маленький рассказ о Байкале. Он потом получил призовое место на каком-то конкурсе, о чем я узнал сильно позже, потому что из литературного проекта к тому времени выпал.
Попасть на Байкал я хотел по многим причинам. Во-первых, это важная точка на планете, место силы, корневая природа. Там живет интересный народ с необычной культурой. Во-вторых, это озеро древнее, чем можно себе даже представить, самое чистое озеро на нашей планете. Да и цифра в пять тысяч километров вдруг показалась мне весьма подходящей для проекта. Мне кажется, даже одной из этих причин вполне достаточно, чтобы рвануть на Байкал.
– Почему велосипед?
– А почему нет? Не на роликах же ехать (смеется).
Велосипед потому, во-первых, что он у меня есть. Во-вторых, потому что это экологически чистый транспорт. Я считаю, что велосипед – это настоящий транспорт, а не средство развлечения в городской среде или средство передвижения в деревне. На нем можно передвигаться на большие расстояния. И своим опытом я это доказываю.
Я проехал пять тысяч километров, не использовав ни одного грамма бензина, не нарушив экосистему. Для велосипеда не нужно строить безумно дорогих дорог. Чтобы катиться, достаточно простой грунтовки. Хотя по асфальту ехать, конечно, приятнее. И это абсолютная свобода от внешних факторов. Только твоя личная сила.
– От каких таких внешних факторов?
– От покупки топлива.
– Я-то сразу подумала про грозу, ураган и шквалистый ветер.
– О, от этого ты зависишь весьма. Это твои прекрасные спутники. С тобой, естественно, будет происходить всё, что будет происходить снаружи. Хотя я видел такие велосипеды с внешними кабинами типа тента. Но мне кажется, использовать их – это глупость.
– На дорогах страшно?
– Степень безопасности при столкновении, конечно, меньше, чем если ты едешь в танке. Всё зависит от того, насколько ты используешь свой ресурс, насколько ты внимателен, как ты смотришь на дорогу, какой у тебя навык. Я много катаюсь в городе, и езжу только по автомобильным дорогам. Мне не сложно учитывать движение машин, светофоры, соблюдать правила, рассчитывать габариты. Это просто навык. Поэтому и на трассе я не испытывал дискомфорта даже тогда, когда дороги становились настолько узкими, что мне приходилось ехать впритирку с дальнобойщиками.
– Насколько затратно такое путешествие?
– Точную сумму я не назову, но считаю, что с учетом обратного билета на самолет, доставки велосипеда с Байкала в Саратов транспортной компанией, с учетом дорогостоящего ремонта телефона вышло тысяч 50–55 рублей.
– Что случилось с телефоном?
– Он не выдержал этих условий. Сказал мне: «я так больше не могу» и просто перестал работать. Я его не купал в озере, не ронял в лужу, не держал под дождем. Но когда его разобрали, оказалось, что там всё окислилось. Такая была влажность во время всего путешествия. Я очень много времени провел в дождях, грозах и даже в снеге.
– Где ты нашел снег летом?
– На Урале. Урал был самой тяжелой точкой моего маршрута. Вот там я выцепил и грозу, и снег. Через горы идет трасса М5, по которой я ехал. И за этот участок – небольшой, всего около 200 километров – я опасался больше всего. Он для меня был результирующим в плане понимания своих возможностей. Перед его началом я все свои амбиции задвинул подальше.
– Небольшой? Около двухсот километров – небольшой участок?
– У меня был определенный темп, который я взял сразу: от Саратова до Пугачева в первый день я проехал 250 км, во второй – до Самары – еще 200. В Самаре я задержался подольше, потому что начался дождь. Подумал – поеду на следующий день. Откуда ж я знал, что потом так будет всегда? Дожди шли почти до самого Омска. Такой темп – 200 км в день – я держал день ото дня без проблем. Но перед Уралом я сказал себе «стоп-стоп-стоп, не рви жилы, сколько получится, столько и получится». В итоге за день было 187, кажется, километров. В полной темноте, уже вечером, я добирался хоть до какого-нибудь отеля, а утром оказалось, что я проехал мимо него.
На этом участке я познакомился с такими вещами, как десятикилометровые подъемы. Это интересные переживания, мягко говоря. После подъемов бывают спуски. И вот ты 10 километров целый час фигачил вверх, а потом у тебя 7 километров вниз. Ты едешь, у тебя на спидометре 65, руки промерзли, потому что идет холодный дождь со снегом, а твои двойные перчатки промокли насквозь. И ты не уверен, что при необходимости ты сможешь нажать на тормоз, потому что у тебя онемели пальцы. В общем, это было незабываемо.
Почему велосипед? Потому что велосипед едет быстрее, чем человек идет. Но при этом полностью дает тебе погрузиться в происходящее. И у тебя больше возможностей за короткое время нахапать впечатлений, чем у мотоциклиста.
– Что ты на себе вез?
– У меня был велобагажник – это такая торба, переметная сума, двадцать килограммов веса. Можно сказать, всего лишь. Но мне и этого было много. При этом у меня было всё-всё-всё необходимое для автономного существования до снега: палатка, два спальника, гамак, газовая горелка, газовый резак, газовый баллон, фляга, котелок, тарелка, ложки. Кое-какой материал для экстренного ремонта велосипеда, комплекты одежды для разных ситуаций, топор, пила, веревки.
Я давно путешествую всякими способами и накопил определенный багаж, который отличается компактностью и практичностью. Палатка моя, например, весит шестьсот граммов. У неё настолько тонкий материал, что мои друзья, когда её увидели, спросили: «Чей это пакет за три пятьдесят?». На самом деле она очень прочная, прошла со мной не одну грозу, ливень, бурю и ни разу меня не подвела. Она небольшого размера, но в ней, при желании, могут уместиться два человека, если они, конечно, разнополые и не в ссоре (смеется).
Так что у меня есть всё необходимое хорошего качества и компактного размера, маленькое и легкое. Я бы еще поработал над облегчением. Но уже просто некуда.
Самое главное, у меня был полиэтилен и скотч. Это великие вещи, которые необходимы путешественнику.
– Почему?
– Если у тебя есть полиэтилен и скотч, всё остальное можно выбросить. Это и палатка, и спальное место, и баня, и укрытие, и тент, и одежда. Всё что угодно можно сделать из полиэтилена и скотча.
– Каких впечатлений ты нахватался?
– Самых разных. Все закаты были мои. Рассветы нет. Вставать в четыре утра – это перебор. Было много природных переживаний, стихийных – ураганов, пыльных бурь. В одном месте – сейчас не вспомню, в каком, вдалеке был даже смерч. Я думал, он приблизится. Но он прошел стороной, а жаль. Мне бы это было интересно. Видел разных животных, слышал голоса птиц. Птиц было больше, чем людей. Всего хватало.
Выделить что-то одно тяжело, потому что каждое событие было целым и законченным, и ты был как бы частью всего этого. В течение дня, и второго, и третьего ты всё время мокрый, потому что ты просыпаешься – идет дождь, ты едешь – идет дождь. Ты занимаешься своей непрерывной практикой в разных внешних условиях – это и дождь, и жара, и грязь, порывы ветра, пыль. И всё это можно назвать впечатлениями. Естественно, их было более чем.
– Ты по людям не скучал?
– Я вел свой блог, свою группу в «ВКонтакте», так что недостатка в общении не испытывал. Мне приходилось видеть живых людей в городах, в которых я останавливался. Учитывая, что я ездил много и на большие расстояния, я попадал не в один и не в два населенных пункта. Естественно, я успел заскучать по своим друзьям и по своим любимым, близким. Но мне было комфортно с самим собой. Меня устраивала своя компания.
– Что ты почувствовал, когда увидел Байкал? Что-то вроде – «ух ты, мечта сбылась!»? Или «а-а, наконец-то я доехал!»?
– Не так и не так. Я думал потом, что как-то неправильно веду свой блог-путешествие с точки зрения интересности: у меня всё получалось. Все проблемы решались на раз. И да – я неправильно приехал на Байкал. Надо было приехать, упасть на колени, поцеловать камни, коснуться трясущейся рукой воды, умыть ею лицо, восславить небеса. Но нет! Увы. Я был рад, естественно. Но на этом всё и закончилось.
Хотя непосредственно перед самим озером у меня был такой нежданчик: 80 км полного отсутствия дороги. И там была не просто грунтовка, а какая-то ерунда из камней и пыли, как стиральная доска. Это отбойный молоток в руках, во всём теле, в... везде! 80 километров! Когда я въезжал в Голоустное, в село, которое стоит на Байкале, я был рад, искренне рад, когда там начался асфальт.
Потом я нашел где оставить велосипед и ушел в тайгу на пару дней. Искупался в озере как смог и просто побыл наедине с природой. Вот там уже не было ни людей, ни блогов, ни Интернета.
Я, конечно, очень доволен – мне удалось вложить в такой небольшой промежуток времени столько дополнительных целей. Можно было просто доехать до Байкала и всё. А я побывал в разных городах, провел на озере два с половиной дня. Проверил свою систему тренировок и питания. Я уже 12 лет вегетарианец, и мой образ жизни и мои длительные путешествия доказывают, что человек вполне может обходиться и без мяса.
– А что за тренировки?
– Я бы это обозначил как спасательский кросс-фит. Плюс скалодром. Еще я преподаю боевые искусства в «Боевом союзе», занимаюсь паркуром. Был момент, когда у меня наступил перерыв в занятиях: я серьезно переломался. Два месяца пролежал в аппарате Илизарова, а потом заново учился ходить. Вопрос о том, чтобы бегать и вести активный образ жизни, стоял остро. Мне светила инвалидность. Но идея быть инвалидом мне не понравилась.
Я не спортсмен. Я даже велосипедистом себя не считаю. Я просто парень, у которого есть велосипед и который просто катается. Иногда. Иногда много катается. Сколько я слышал сомнений по поводу своих действий! Сколько я слышал советов! Но на самом деле нет ничего невозможного – мне захотелось поехать на Байкал на велосипеде, и я поехал. Свобода ближе, чем каждый из нас думает.