Лифтовое перепутье
Как быстро и безболезненно заменить изношенные лифты в многоквартирных домах Саратовской области, пытались придумать на прошлой неделе члены общественного совета при министерстве строительства и ЖКХ. Спойлер – никак. Руководство региона посчитало непозволительной расточительностью включаться в федеральную программу, обеспечивающую поддержку из федерального бюджета, и решило идти своим путём. Правда, своего пути как такового ещё нет. Но его упорно ищут. Члены общественного совета при минЖКХ тоже пытались нащупать нужную дорогу.
Без кредитов не обойтись
Начальник управления ЖКХ областного минстроя Марина Цыганова напомнила, что до 2020 года в нашем регионе нужно заменить три тысячи лифтов. Стоить это будет примерно полтора миллиарда рублей. Федеральная программа, которая была разработана специально в помощь регионам при замене дорогостоящего лифтового оборудования, Саратовской области не подошла по нескольким причинам.
Во-первых, она предлагала услуги одного конкретного банка. Во-вторых, приобретать лифты участники программы обязаны только у одного конкретного производителя. В-третьих, стоимость лифта тоже была определена конкретно – 2 миллиона рублей.
В Саратовской области есть собственное лифтовое производство, и его лифты на полмиллиона дешевле. Однако в просьбе включить в программу возможность самим выбрать банк и производителя нашему региону отказали. А регион в ответ отказался принимать условия, предложенные федеральным центром. В итоге с лифтовой проблемой Саратовская область осталась один на один.
«Сейчас разрабатывается региональный проект замены лифтового оборудования. Предполагается финансирование из областного и муниципального бюджетов, средства Фонда капремонта и владельцев спецсчетов. Есть предложение банка НВК – кредит в 500 миллионов рублей под 15% годовых. В течение августа, надеемся, будут внесены изменения в бюджет, и тогда у нас будет четыре источника финансирования», – сообщила Цыганова.
Члены общественного совета решили, что ставка по кредиту слишком высока, особенно если учесть, что выплачивать её придётся гражданам из своего кармана. Был вопрос, нельзя ли выбрать банк с более щадящими ставками? По словам Марины Цыгановой, выбирать просто не из кого: НВК единственный банк, откликнувшийся на призыв местных властей о помощи. «Могу сказать только, что все условия кредита пока приблизительные, при более детальной проработке вопроса есть вероятность, что банк снизит ставку», – отметила чиновница, добавив, что без кредитных средств обойтись не получится. Денег нет, и взять их просто негде.
Общественники вспомнили о частных инвесторах, то и дело участвующих в коммунальных проектах, и предложили привлечь таковых на замену лифтов в многоквартирных домах. Владимир Голеня, руководитель Саратовского лифтового завода, пояснил несведущим, что любой инвестор будет вкладывать деньги только при условии их возвращения, желательно с прибылью. Возвращение вложений из лифтового проекта не просматривается, поэтому инвесторы и не приходят.
Заводская рассрочка – неоправданный риск
«Ситуация с лифтами в регионе очень сложная. В прошлом году Фондом капитального ремонта планировалось заменить 28 лифтов, заменили всего 10 – это печальный результат, – рассказывал Голеня. – При этом даже за те лифты, которые были заменены, Фонд так и не рассчитался. То есть монтажные организации, выигравшие контракты, не получили своих денег и ушли. Мы за свой счет просто не осилим весь объём. Только в Саратове нужно заменить 2,5 тысячи лифтов».
Факт неоплаты замены лифтов монтажникам общественников насторожил, и они потребовали объяснений. И им объяснили, что прописанная в законе процедура движения денег из Фонда куда бы то ни было – хоть подрядчикам, хоть домам, желающим отделиться от общего котла – очень медлительная. Деньги долго переводятся, а потом долго идут.
У Владимира Голени, как руководителя завода, члены совета спрашивали о беспроцентной рассрочке на лифтовое оборудование и могут ли ею воспользоваться дома, скопившие уже приличные суммы на своих спецсчетах. Голеня отвечал, что нет: ни программы такой у завода нет, ни возможности кредитовать управляющие организации. «Здесь нужны гарантии, что деньги нам за поставленные лифты поступят. Кто их может дать? – объяснял директор. – Если не будет гарантий и оплата оборудования будет задерживаться, на предприятии начнутся проблемы и по зарплате, и по обязательствам перед банками – мы же сами кредитуемся. Я не могу рисковать. Правительство области никак не может принять свою программу по замене лифтов, и это очень сильно тормозит процесс». По словам Голени, продавать свою продукцию в рассрочку, тем более беспроцентную, могут только крупные производители. Такие как Могилёвский лифтовый завод, который уже предлагает полугодовую рассрочку на свои лифты.
Только с помощью федерального бюджета
В каком-то порыве члены общественного совета предложили ограничить поставку в Саратовскую область лифтов иногородних производителей. Сергей Пятковский, в частности, интересовался, может ли правительство области издать такой закон. Ему ответили, что теоретически, конечно, можно издать всё что угодно. Однако сразу за этим, скорее всего, последует визит ФАС, которая справедливо укажет, что это незаконно. Собственно, к федеральной программе, ограничивающей выбор поставщика лифтов и банка, тоже есть вопросы о соблюдении законодательства о свободе конкуренции.
Представитель Национального лифтового союза, выступавший на заседании последним, неожиданно резюмировал, что без участия федерального бюджета замену лифтов в Саратовской области к 2020 году осуществить невозможно. Другие варианты при любом раскладе ведут к карману собственников. Убедить граждан – жильцов многоквартирных домов – собирать дополнительные деньги на замену лифтов, помимо ежемесячных взносов на капремонт, трудно. Тогда как они легко могут послать всех региональных новаторов по известному трёхбуквенному адресу – имеют право.