Спят усталые игрушки...

Оценить
Как общественной палате удается увлечь аудиторию на заседаниях

Общественная палата Саратовской области работает отлично. Президент РФ, спикер госдумы, врио губернатора – молодцы. Они адекватно отвечают на всё, в том числе и на протесты разгневанных граждан. Основные идеи, прозвучавшие на расширенном заседании ОП региона 24 июля, можно было выразить в нескольких фразах, но их изложение заняло больше двух часов.

Грустно, что общественная палата региона, так же как и областная дума, дорабатывает свой срок... С другой стороны, есть надежда, что самые сильные, непотопляемые представители гражданского общества продолжат свою созидательную деятельность. Но всё же кому-то придется перехватывать эстафету и впервые выходить на фронт борьбы с гнилыми помидорами и владельцами ФОКов.

Мы уже проводили инструктаж, как подобает вести себя деятельному общественнику (см. «Трудно быть членом»). Сегодня мы разберем в деталях, как успешно проводить заседания ОП – это тем более важно, что заседания, согласно закону, являются основной формой деятельности палаты.

Затянуть время

Главное требование – время: проводятся заседания общественной палаты, как правило, часто и порой длятся долго. Для деятельного общественника важно уметь держать длинное слово, будто зачитывать вслух Марселя Пруста. Так, председатель общественной палаты Александр Ландо – непревзойденный мастер слова, может говорить часами, обо всем на свете.

В минувший понедельник Александр Соломонович изложил доклад «О состоянии гражданского общества». Причем, надо отдать должное, не зачитал, а рассказал в течение двадцати с лишним минут о плохом питании в школах, нехватке медицинских кадров в селах, своем беспокойстве за похоронное дело, произволе управляющих компаний, бесчинствах судей, съемках фильма о Волге, желании позволить говорить членам ОП в облдуме больше, чем самим депутатам... Он чрезвычайно гордится, что общественная палата ни одну из этих проблем не оставила без внимания.

При этом сам Александр Соломонович, как модератор, старается притормозить разошедшихся коллег-краснобаев. Не все, правда, могут сдержать себя даже после замечаний председателя ОП – и регламент летит в тартарары.

Выступавшая ближе к финалу заседания общественница Наталья Королькова была заранее уведомлена, что излагать мысли желательно бы сжато. Потому провозгласила, выйдя к трибуне: «Буду кратка: только трезвая Россия станет великой!» Зал зааплодировал, мысленно благодаря её за следование чеховским традициям. Но что-то в последний момент сбилось. Наталья Александровна решила рассказать о демографическом кризисе, проблемах антиалкогольного законодательства, лоббировании интересов производителей алкоголя на государственном уровне – и тут уже никто не смог её остановить.

Процитировать великих

Обязательное требование успешного проведения заседания – цитирование. Тут как при проведении научной работы – без источников никуда. Список имен, правда, ограничен: президент России Владимир Путин, спикер Госдумы Вячеслав Володин, врио губернатора Валерий Радаев.

Например, друг общественной палаты, директор социально-экономического института Юрий Наумов не смог не отметить великие слова президента: «Общественная палата – коммуникатор, который может ежедневно представлять общество в непростых диалогах с властью!»

А Александр Ландо во время своего выступления коснулся мотива «Путин и дети»: вспомнил недавний «недетский разговор», а также привел цитату президента о том, что школы должны не только давать знания, но и воспитывать.

Большая честь стать первоисточником выпала на долю секретаря ОП РФ Владимира Фадеева, который специально прибыл в Саратов послушать доклад о гражданском обществе. Общественники не поленились и заранее «погуглили», что же такого мудрого сказал господин Фадеев. Зампредседателя региональной ОП Юрий Голуб доставил гостю огромное удовольствие, к месту процитировал его слова – проникновенно, с паузами: «Нужно. Сконцентрироваться. На праве. Человека. На достойную. Жизнь».

Радовать, повторять, удивлять

Наконец, поговорим о содержании и тональности возможных идей, которые полагается высказывать на заседаниях ОП.

Проблемы следует поднимать серьезные. Историк Юрий Голуб начал так: «На наших глазах рождается новое, стихийное явление гражданского активизма – низового, аполитичного: это протесты обманутых дольщиков, дальнобойщиков, тех же лодочников. Они требуют адекватного ответа, – с тревогой заявил выступающий. И внезапно продолжил на оптимистичной ноте: – И, надо сказать, что у нас в области такой ответ есть. Это сейчас подтверждает Валерий Васильевич. Нужно сказать, что и президент работает в такой парадигме» (см. пункт 2).

Если свежая глубокая идея в голову не приходит, можно прокатиться по старой наезженной колее – так гражданское общество лучше тебя запомнит. Например, общественник Георгий Фролов на всякий случай напомнил этапы своей фронтовой биографии, о том, как брал Берлин и лично четыре раза переходил линию фронта (см. пункт 1). Он потребовал отмены оплаты всех услуг ЖКХ для членов семей ветеранов. «Как это так: у ветерана проживает внучка, и он должен платить за неё. Разве так можно? Да вы что!» – сказал он, возможно, имея в виду себя.

Наконец, то, что не дает задремать на заседаниях окончательно и что не часто увидишь на других собраниях, – определенная доля эпатажа. Какие-то громкие, оригинальные идеи. На этот раз удивлять публику решил историк Серге­й Наумов со своими прогнозами. Он, во-первых, выразил согласие с политологом Екатериной Шульман о том, что «новое постиндустриальное благополучие и новая система социального обеспечения, которую человечество до этого не знало, перестают делать семью экономически необходимой». «Это как после революции: все женщины – общие?» – пошутил Александр Ландо. Серге­й Юрьевич продолжил и предрек, что политическая жизнь будет напоминать жизнь в социальных сетях. Александр Ландо бросил реплику: «С историками не соскучишься».