Трилогия о Джонни Максвелле

Оценить
Трилогия о Джонни Максвелле
Писатель-фантаст Терри Пратчетт (1948–2015) знаменит как создатель цикла «Плоский мир», но его вклад в фантастическую литературу этим не исчерпывается.

Писатель-фантаст Терри Пратчетт (1948–2015) знаменит как создатель цикла «Плоский мир», но его вклад в фантастическую литературу этим не исчерпывается. В этом году московское издательство «ЭКСМО» переиздало его трилогию о Джонни Максвелле – пример увлекательной фантастики для тинейджеров, которую вполне могут читать и взрослые.

Автор не делает никаких скидок на возраст, просто главным героем тут становится подросток, а решать ему приходится очень взрослые проблемы. В первом романе трилогии, «Только ты можешь спасти человечество», Джонни получил возможность заглянуть «внутрь» новой компьютерной «стрелялки» и обнаружил, что инопланетные существа, которых он массово уничтожал в каждой игре, на самом деле – не вполне игрушечные. Они обладают свободой воли, им больно, им страшно и больше всего на свете им хочется убраться подобру-поздорову и не участвовать в бессмысленной войне. Беда в том, что лишь Джонни проникается сочувствием к виртуальным пришельцам; все же прочие геймеры хватаются за джойстики, чтобы намолотить побольше нарисованных врагов. А потому Джонни для пришельцев – последняя надежда на спасение мира...

Следующая книга цикла, «Джонни и мертвецы», отличается от пре­дыдущей по жанру. Когда главный герой признается друзьям, что может видеть мертвецов (напоминаем: книга была написана лет за десять до «Шестого чувства»), друзья ему верят. И справедливо: посетив заброшенное местное кладбище, наш герой действительно видит призрачные эманации упокоенных тут людей. Увы, кладбище в городке никому не нужно, и суперкорпорация «ОСП» не прочь выкупить у мэрии участок – чтобы построить очередной корпус из стекла и бетона. Сами покойники – субстанции бесправные, и если бы не Джонни, кладбище в финале было бы снесено. Однако наш герой, проникнувшись чаяниями существ из потустороннего мира, помогает кладбищу уцелеть. Финал лишен нравоучительности: деяние Джонни на самом деле оказалось для призраков почти бесполезным (дух гуляет, где хочет). Однако сами горожане благодаря главному герою сумели почувствовать главное: память об усопших – «это нужно не мертвым, это нужно живым...»

Последняя книга Пратчетта с участием всё того же героя – «Джонни и бомба», и она вновь о перекличке эпох. Юным персонажам книги дарована возможность изменить историю: сделать так, чтобы при бомбежке 1941 года жители их городка не пострадали. Разумеется, Джонни и его друзья добьются своего, но самое интересное в книге – это, конечно, способ путешествия по времени. Писатель-парадоксалист верен себе. Ребята используют для этого тележку полубезумной бомжихи миссис Тахион, которая, оказывается, свободно перемещается между эпохами. Потому что грязные пакеты на её тележке заполнены – вы не поверите! – чистым временем...