Духовная понизовая вольница

Оценить
Старообрядцы иргизских монастырей, по мнению историка, были «люди темные и буйные, каждую минуту готовые стать в оппозицию правительству»

На территории Саратовского Заволжья существовал центр развития традиций литературы и искусства старообрядческого направления. Старообрядцы начали селиться в Саратовском Поволжье с XVII столетия, а большое распространение их вера получила вследствие изменения политики верховной власти по отношению к её приверженцам. Екатерина II провозгласила отмену насильственных мер в отношении совершения богослужения старообрядцами и традиций во внешнем облике. Тем старообрядцам, кто бежал за границу, было дано право на возвращение. Вернувшимся из-за границы были отведены земли для поселения, в том числе в Заволжье.

Алла Майорова, кандидат исторических наук

Старообрядцы создали здесь свои села и слободы – Мечетную, Криволучье, Кормежку, Балаково и др. Ими были основаны монастыри на реках Большой и Малый Иргиз. Датой их основания старообрядцы называли 1762 год.

Со времени создания иргизских монастырей начался интенсивный процесс распространения старообрядчества среди крестьян, приток которых в Заволжье постоянно увеличивался вплоть до первой половины XIX века. Возникали новые поселения, жители которых становились приверженцами староверия. Причиной этого в немалой степени было то, что новообрядческие церкви часто находились друг от друга на расстоянии нескольких десятков километров, и местные крестьяне оказывались лишенными возможности совершать необходимые обряды – крестить младенцев, венчаться, отпевать умерших.

Иргизские монастыри занимали особое место в культурном отношении. В них переписывали книги, которые предназначались для монастырских библиотек, а также для распространения среди верующих. Это были не только богослужебные книги и полемические сочинения старообрядческих писателей, но и нотные рукописи репертуара демественного распева, наиболее почитаемого в монастырях. Рукописные книги украшались орнаментальными заставками и миниатюрами.

В Саратовской губернии в конце XVIII – первой половине XIX века были свои писатели-старообрядцы. Это авторы полемических сочинений, в которых утверждались основы «старой веры»: настоятель Исаакиева скита на Иргизе Сергий (Юршев) и жители Саратова – мещанин Т.В. Бондарев, монах Герман, казак И.Ф. Ерш.

При монастырях были школы, в которых обучались как старообрядцы, так и прихожане русской православной церкви. Детей обучали чтению на церковнославянском языке, пению по крюковым нотам, письму старославянскими буквами и крюками для певческих книг. Здесь давали уроки рисования для оформления рукописей. Можно сказать, что на территории Саратовского Заволжья существовал центр развития традиций литературы и искусства старообрядческого направления.

Со второй половины 20-х гг. XIX века в политике правительства по отношению к старообрядцам происходит резкий поворот. Одним из направлений новой политики была борьба против иргизских монастырей. Саратовские губернаторы обращали старообрядческие монастыри в единоверческие. Для этого иногда приходилось совершать настоящие военные экспедиции.

Насельники, отказавшиеся принять единоверие, покинули иргизские монастыри. Роль центра старообрядчества перешла к монастырям, находившимся на ключе Черемшан в Хвалынском уезде. В Хвалынском уезде частыми гостями были старцы из Поморья (т.е. монахи-старообрядцы) и «разные иконопродавцы», которые «склоняли жителей уезда к расколу». Вероятно, это способствовало распространению иконописного промысла в Хвалынском уезде и всей губернии.

Старообрядцы не без основания вызывали беспокойство у чиновников всех уровней, которые полагали, что постоянная готовность населения губернии к противостоянию их мероприятиям и открытые антиправительственные выступления были последствиями распространения «раскола» в Саратовской губернии.

Историк и писатель Д.Л. Мордовцев назвал старообрядческие монастыри на Иргизах «духовной понизовой вольницей», которая казалась правительству более опасной, чем «гражданская понизовая вольница». Многие хутора и села, появившиеся на территории будущей Саратовской губернии, были основаны беглыми крестьянами и стрельцами из окрестностей Нижнего Новгорода, последователями староверия.

Социальный состав переселенцев в Нижнее Поволжье – беглые холопы, служилые люди, ссыльные преступники, стрельцы, казаки, крестьяне и выходцы из Западной Европы. «Всё это были элементы неустойчивые, протестующие, люди, более или менее недовольные своим общественным положением и существующими порядками, люди темные и буйные, каждую минуту готовые стать в оппозицию правительству», – писал историк раскола Н.С. Соколов.

В середине XIX века абсолютное большинство старообрядцев в Саратовской губернии наблюдалось среди сельского населения. «Раскол» в наибольшей степени был распространен среди оброчных крестьян богатейших вотчин. Во владениях мелких помещиков старообрядцы почти не встречались, так как крестьянам, занятым барщиной, некогда было «предаваться богословским суждениям».