Прогрессивная ритуальная услуга дошла до Великобритании
В Саратовской области у родственников умерших людей нет выбора между захоронением останков в земле или кремацией. Нет у нас крематория. Когда-то говорилось, что не положен он городам с населением ниже 1 миллиона человек. Но сейчас этот запрет уже несущественен. Потому что покойников сжигают в Новокузнецке и Туле с населением около 500 тысяч человек и даже в Норильске, где живет менее 200 тысяч человек. Между тем в странах, где кремация давно и прочно вошла в человеческий быт, начинают пробовать очередной способ утилизации останков. Он называется ресомация. Покойников растворяют в щелочном растворе.
Ресомацию предлагают уже 14 похоронных домов в США и Канаде. А недавно предложить такую услугу, установив аппарат щелочного гидролиза, решились и в Великобритании.
На первом в стране опыте решили не экономить. Аппарат щелочного гидролиза вместе с отделкой ритуального зала обошелся устроителям бизнеса в 750 тысяч долларов. В оборудовании ритуального зала ничего особенного нет. А вот на установленный в подвале аппарат ходят смотреть любопытствующие. В ходе таких экскурсий людям показывают, что стальной аппарат, установленный в подвальном помещении, представляет собой промышленную машину размером два метра в высоту и три в длину. На панели управления четыре опции: «открыть», «проверка», «цикл» и «закрыть».
Директор учреждения – биолог и химик по образованию, но аппарат сам определяет пропорции раствора на вес тела. В среднем достаточно 30 кг гидроксида калия на 300 литров воды. Концентрированный раствор с водородным показателем pH 14 нагревается до 152° С. С разложением плоти аппарат справляется за 1,5 часа. Потом костные останки промывают, сушат и измельчают в муку. А продукты распада праха сливают в канализацию. Именно этот факт вызывает у противников новой услуги наибольшее возмущение.
Машина в первом центре ресомации в Великобритании растворила уже больше тысячи тел. К концу нынешнего года британская компания, изготовившая аппарат, поставит аналогичный агрегат в новый центр биокремации в английском Сандвеле под Бирмингемом.
Энтузиасты продвижения нового способа утилизации останков убеждены, что ресомация – это не мода, а вынужденная мера. В некоторых районах Лондона получить место на кладбище уже невозможно, а в других власти начали выдавать разрешения на повторные захоронения в старые могилы. Каждое второе действующее кладбище в Великобритании будет заполнено в ближайшие два десятилетия.
Ситуация будет обостряться и в других странах. Свободной земли для захоронений остается всё меньше. Отвод земли и благоустройство кладбищ не проходит бесследно для окружающей среды, равно как и сам ритуал погребения. Но жизнь и смерть никто не отменял. Ежедневно в мире умирает около 150 тысяч человек.
Исследовательский интерес к ресомации проявляют в Нидерландах. Тамошняя сеть ритуальных услуг уже два раза изучала проблему выбора между гидролизом, кремацией и погребением. Результаты исследований показывают, что ущерб окружающей среде в расчете на одного умершего при погребении можно оценить в 64 евро, чуть больше 48 евро приходится на кремацию, и всего 2,59 – на ресомацию.
Консервативный похоронный рынок за десятилетие использования прогрессивной ритуальной услуги не стал её поклонником. Но энтузиасты ресомации не унывают, напоминая, что этим же путем шли и к признанию кремации в конце 19-го века. А через сто лет кремация в отдельных странах обошла по популярности погребение. В Великобритании сейчас лишь каждый четвертый покойник предается земле.