Мы не стали пока Африкой и Венесуэлой

Оценить
Спасибо родному правительству и Государственной думе: успокоили

Комитет по бюджетной политике Саратовской областной думы в минувшую среду собрался в последний раз. В последний раз (в этом созыве точно) председатель комитета Николай Семенец делал строгие замечания региональному министру финансов Александру Выскребенцеву, а потом его же и хвалил за ум, выдержку и понимание депутатских претензий. В последний раз депутат Леонид Писной хохмил для нынешнего состава комитета, подзадоривая...

И всё-таки главный – Володин!

Последний раз – он такой. Всё привычное становится каким-то особенным. Вот побывал накануне в последний раз на парламентских слушаниях в Госдуме Николай Семенец, и вроде немало за депутатскую жизнь в подобных мероприятиях участвовал, а тут вдруг такой восторг испытал, что даже затрудняется объяснить главную причину. То ли причиной всему мастерское дирижирование слушаниями председателя Государственной думы Вячеслава Володина. То ли – полный зал заседаний, где и депутаты на своих местах, как на подбор, высадились, и приглашенных из регионов много, и представители Центробанка, и члены российского правительства пришли. А может, сильным эмоциям председателя комитета Саратовской областной думы поспособствовала четкость, с которой ораторы один за другим сменяли друг друга – больше двух десятков людей выступили за три часа. И каким бы именитым ни был оратор, ни минутой больше отведенного ему на речь не давали.

«Многие выступающие отмечали, что благодаря стараниям Вячеслава Викторовича Володина Госдума стала площадкой всестороннего обсуждения важнейшего документа, определяющего жизнь нашей страны на предстоящие годы», – так подчеркнул роль нашего земляка в деле формирования бюджетной политики федерального центра Николай Семенец. На заключительном комитетском заседании он взялся рассказать коллегам о новом формате прохождения бюджета через депутатский фильтр в ходе парламентских слушаний, проводимых задолго до того, как проектные строчки превратятся в действующий документ. Смысл такого сдвигания сроков, надо понимать, состоит в том, чтобы успеть скорректировать правительственное видение на бюджетную политику до того, как оно отвердеет и с ним уже ничего нельзя будет сделать.

120 страниц правительственного подхода к консолидированному бюджету РФ на 2018, 2019, 2020 гг. глазами саратовского депутата

Своим пересказом основных сценарных условий, в которых российским гражданам придется жить в ближайшие три года, Николай Яковлевич пытался увлечь коллег к серьезным размышлениям. Ведь кто-то из них руководит бизнесом, кто-то пройдет в сентябре в новый состав областной думы и сразу приступит к работе над региональным бюджетом, а перед этим еще предстоят встречи с избирателями, на которых придется отвечать на вопросы обеспокоенных будущим людей.

Николай Семенец старался не давать оценок правительственному взгляду. Он нес его так, как услышал. Было сказано, что «правительству РФ удалось купировать кризисные явления», он так и передавал.

– Масштаб экономических потерь оказался достаточно невысок по сравнению с масштабами потерь в других странах-экспортерах в 2014–2016 годах, – старательно пересказывал председатель бюджетного комитета Саратовской городской думы сомнительные итоги правительственных усилий. – Существенное падение экономики в России произошло только в 2015 году. А уже во второй половине 2016 года экономика вернулась к росту. ВВП отечественной экономики со своего пика до дна сократился на 3,7 процента. В прошлый кризисный период 2008–2009 годов падение достигало 10,7 процента. По сравнению с другими странами России удалось избежать инфляционной спирали и её последствий для рынка труда. Благодаря успешной бюджетной политике России удалось избежать незавидной участи сырьевых стран африканского континента и Венесуэлы.

Объясняя новую стратегию «структурной трансформации экономики», Николай Яковлевич предупредил, что правительство начиная с 2018 года все свои расходные обязательства будет финансировать не в ущерб макроэкономической стабильности и предсказуемости. Из дальнейшего объяснения стало ясно, что за наращиванием доходов любой ценой правительство обещало не гнаться. Добросовестным налогоплательщикам налоговую нагрузку не увеличат. Усилия собираются сосредоточить на сокращении теневого сектора и повышении собираемости налогов с тех, кто от них привык увиливать. И всё равно в федеральный бюджет на следующий год заложен дефицит доходной части в размере 3 триллионов рублей.

По словам Семенца, в документе, представленном на обсуждение, подчеркивается, что данный спад нашего бюджета происходит не из-за того, что что-то не так с нашей экономикой. Просто замирает её мировой рост. Просто идет наращивание добычи американской сланцевой нефти. Просто подходит к концу срок договора о заморозке добычи нефти странами ОПЭК. А значит, мировая цена на нефть будет падать, и баррель нашей российской нефти Юралс в следующем году можно оценить лишь в 40 американских долларов. Кроме цены на нефть ученые мужи в правительстве свой прогноз условий нашей жизни базировали на гипотезе о сохранении финансовых санкций США и Евросоюза до конца 2020 года. Но всё равно экономика России с 2018 года будет расти темпами не ниже 1,5 процента.

Эту оптимистичную цифру Николай Яковлевич не посмел оспаривать. Потому что не его это компетенция. Но когда дело дошло до межбюджетных отношений, где он не одну собаку съел за долгие годы председательства в бюджетном комитете, то сомнений своих от громадья планов федерального уровня Семенец скрыть уже просто не смог.

Мы с Николаем Васильевичем Панковым это обсуждали, и в это планирование с трудом нам верится

Федеральный документ ставит ограничения по предельному объему госдолга субъектов РФ. Но для региональных властей предполагают закрепить право исполнять только те совместные полномочия, которые будут обеспечены межбюджетными трансфертами. Одновременно с 2018 года вводится мораторий на выдачу льгот на региональном уровне. А льготы федеральные тоже будут постепенно отменять.

Расходы федерального бюджета 2018 года тоже будут ниже, чем в 2017 году. Снижение произойдет по направлениям финансирования нацобороны, нацэкономики, ЖКХ, охраны окружающей среды, культуры и кинематографии, социальной политики, физкультуры и спорта, СМИ. Немного вырастут расходы на образование, здравоохранение и обслуживание государственных долгов федерального и регионального уровня.

– Бюджеты субъектов федерации планируется все эти годы увеличивать. Самое значительное увеличение ожидается в 2019 году. Но эти прибавки предполагаются за счет собственных налоговых и неналоговых доходов регионов. – Николай Яковлевич подчеркнул, что в то же время финансовая помощь со стороны федеральной власти будет снижаться все годы по сравнению с 2017-м. – И мы с Николаем Васильевичем Панковым это обсуждали, и в это планирование с трудом нам верится.

С трудом верится Николаю Яковлевичу и в реальность темпов сокращения дефицита консолидированных бюджетов со 130 млрд рублей в 2018 году до 30 млрд рублей в 2020 году. Нет, почему так будет происходить, он понимает, ведь источниками финансирования дефицита региональных бюджетов предполагается сделать региональные облигации (много ли их продашь, когда у людей нет денег?) и кредиты банков (много ли их возьмешь по заоблачной ставке?). При этом бюджетные кредиты от российского минфина, которым так радовались региональные власти, федеральная власть намерена снизить. Если в 2016 году на них выделялось 250 млрд рублей, в 2017-м – 200, то эта планка сохраняется только на 2018 год. А в 2019 и в 2020 году придется довольствоваться всего 50 федеральными миллиардами на эти цели.

«Кредиты из федерального бюджета у меня вызвали вопросы, – сказал Семенец коллегам. – И у вас вызовут», – предупредил. Потому что без кредитов обязательное сокращение дефицита бюджета означает сокращение расходов.

Депутат от партии «Справедливая Россия» Зинаида Самсонова уточнила у докладчика, не планирует ли федеральный центр изменить долю отчислений налогов от себя любимого в пользу регионов? Николай Семенец ответил, что в межбюджетной раскладке по налогам ничего не меняется.

И все поняли, что каждый следующий бюджетный год будет еще труднее предыдущего.

48 миллионов на яблоки, груши и виноград

Грустной оказалась корректировка бюджетных цифр 2017 года, которую в последний раз утвердил правительству нынешний состав комитета.

10 млн рублей придется вернуть федеральному уровню власти из-за невостребованности для использования в программе переселения из аварийного жилья. Экономия в основном произошла по причине смерти людей, которые не дождались своей очереди на новоселье.

Леонид ПиснойНо почти 48 млн рублей выделяется региональному минсельхозу для господдержки людей, решившихся всерьез заняться садоводством. По словам министра сельского хозяйства Татьяны Кравцевой, изначально у смельчаков были планы заложить 200 гектаров новых садов. И под эти гектары из федерального бюджета обещали 116 млн рублей, а из областного 6 млн. Но потом планы устремились всё выше и выше. И в нынешнем году обещано уже засадить деревьями, кустами и лозами не 200, а 580 гектаров земли. По правилам, такое почти что утроение цифр требовало хотя бы 200 млн дополнительных федеральных рублей. Но дали меньше 48. «Исходя из возможностей федерального бюджета», – оправдала центральную власть региональный министр.

А депутат Леонид Писной вдруг вспомнил времена, в которые он пил наше родное, областное, вкусное яблочное вино. И сказал, что если так дела пойдут с садами, то его выпуск мы сможем и повторить.