Льготы были. Но сплывут

Оценить
Кое-кто разболтался в бюджетной вольнице покруче нас

Летним детским лагерям и религиозным организациям правительство Саратовской области хотело бы сохранить льготы на имущество. Но как это получится у регионального органа власти, неизвестно. Федеральный минфин второй год рассматривает под микроскопом каждую поблажку по налогам в тех регионах, где доходы плохо сходятся с расходами. Словесный диктат минфина РФ подкрепляется угрозами не давать дотаций, подтягивающих регион до среднего по стране показателя бюджетной обеспеченности.

Федеральный центр подал плохой пример регионам

При любом разговоре о льготах важно помнить две вещи. Во-первых, что по-другому их можно назвать выпадающими доходами бюджета. Во-вторых, льготы государственная власть раздает по двум причинам. Чтобы побаловать лучшими условиями жизни немногих дорогих и близких и чтобы помочь не загнуться раньше времени всяким сирым и убогим.

В одном исследовании мне попались очень интересные цифры, говорящие о том, что в 2001 году потери бюджетов всех уровней от предоставления налоговых льгот составляли около 100 млрд рублей, в том числе потери федерального бюджета – около 75 млрд рублей. А потом доля налоговых льгот постепенно увеличивается по отношению к основным макроэкономическим показателям и в 2010 году составляет уже около 20 процентов всех налоговых доходов.

В 2007 году сумма налоговых льгот в консолидированном бюджете РФ достигает рекордной цифры в 4,5 триллиона рублей. Причем основной объем выпадающих доходов (80 процентов) приходится на федеральную льготу по налогу на добавленную стоимость (НДС). В последующие годы федеральные, выпадающие из-за льгот доходы тоже мерялись триллионами.

Некоторые рискнули сильнее

И регионы начиная с 2006 года, когда казалось, что страна ухватила бога за бороду и будет только богатеть и богатеть, принялись активно раздавать льготы. Инвесторам, зазывая их в регионы. Пенсионерам и прочим уязвимым социальным группам населения, чтобы они славили своих правителей. Близким к региональной власти организациям, чтобы смогли они поднакопить жирок без налоговой нагрузки.

Анализируя доли налоговых льгот в общем объеме того или иного налога, видим, что они порой очень значительно обедняют региональные и местные бюджеты, и в 2017 году, когда главной фразой прочно признана медведевская: «Денег нет, но вы держитесь». Так, в Пермском крае в объеме налога на прибыль эта выпадающая доля составляет почти треть, в Республике Алтай и Оренбургской области – пятую часть. Саратовская область этой льготой не разбрасывается. Мы по налогу на прибыль недобираем всего-то менее 3 процентов заданных объемов. Но в 25 регионах России эту льготу вообще не дают. А еще в 19 она составляет менее 0,5 процента.


[Кстати сказать]

Министр финансов Саратовской области Александр Выскребенцев на днях, отчитываясь об эффективности предоставляемых льгот на заседании бюджетного комитета в областной думе, сообщил, что в 2016 году льготы по налогу на прибыль для инвесторов составили 336 млн рублей. При этом только у двух предприятий (ООО «Хенкель-Юг» и ООО «Девон-Альянс») из облагодетельствованных 28 коэффициент бюджетной эффективности оказался ниже нормы. Это значит, что льгота работает. Но всё равно по приказу российского минфина её выдачу приказано свести к нулю. И мы вынуждены идти по этому скорбному пути, максимально уменьшив число получателей льготы уже в 2017 году.

Это мы еще автодороги из льготы вовремя убрали

Больше всего в Саратовской области раздавалось льгот по налогу на имущество организаций. В 2016 году из-за них областной бюджет недосчитался 1,5 млрд рублей. Правда, половину из этой суммы (почти 800 млн рублей) составляли льготы региональному министерству транспорта на имущество в форме автомобильных дорог. Вторым выгодоприобретателем стали инвесторы (их освободили от данного налога на 566 млн рублей). Третьими шли сельхозпроизводители с недоданными бюджету 134 млн рублей. На остальных приходились мелочи. Религиозные организации и детские оздоровительные лагеря экономили по 2 млн рублей.

Но в табличке регионов по доле льгот в общем объеме этого налога Саратовская область выглядит всё равно слишком расточительной со своими 24 процентами. Нет-нет, в Чеченской Республике эта доля составляет 62 процента, и в Краснодарском крае – более 60. Но нам ни они, ни Москва, ни Петербург, ни Калужская область не указ. Нам велено стать такими, как Карачаево-Черкесская Республика с её долей льготы в этом налоге в 5 процентов, а еще лучше – догнать Северную Осетию, Алтай, Тыву и Чукотку. У них вообще нет льгот. Хотя справедливости ради стоит отметить, что меньше нас эту льготу выдают десяткам пяти регионов.


[Кстати сказать]

С легкой руки федерального минфина льгот для минтранса и для сельхозпроизводителей в областном бюджете 2017 года уже нет. Инвесторам сильно сокращен срок пользования этим послаблением в налоговой нагрузке. Но федеральная власть подталкивает не останавливаться. В бюджете 2018 года не должно быть льгот никому.

Министерство социального развития области пока еще отстаивает льготу для лагерей, прямым текстом говоря, что её сокращение приведет к увеличению стоимости путевок и к уменьшению количества детей, охваченных летним оздоровительным отдыхом (льготой пользовались 12 лагерей).

Комитет по общественным связям областного правительства хочет убедить минфин, что 40 религиозных организаций не просто так оставляют себе деньги добровольных жертвователей церквям и мечетям. Что их работа очень важна, потому что она противодействует экстремистской деятельности, развивает образованность и культурность и увеличивает туристические возможности региона...

На Камчатке и на Чукотке все лошадиные силы учтены в бюджете. И мы учтем

Транспортным налогом, с тех пор как с территории Саратова он начал поступать целиком в региональный бюджет, наш регион не разбрасывается. Среди других мы просто экономные красавцы со своей долей выпадающих доходов всего в 3,4 процента. То ли дело Чеченская Республика, где транспортного налога собирают всего 25 процентов от возможного. И даже Республика Марий Эл позволяет себе не собирать половину этих сборов с владельцев автомобилей. Но в Бурятии этот налог платят уже все поголовно. И на Камчатке, и на Чукотке все лошадиные силы учтены в бюджете. И нам положено встать в этот примерный ряд. Встанем как миленькие – не сомневайтесь.


[Кстати сказать]

Региональное министерство транспорта утверждает, что льгота по транспортному налогу, предоставленная 19 организациям, на которые зарегистрированы автомобили, входящие в состав колонн войскового типа, работает очень эффективно. И её надо бы оставить. Но уже принято решение, что не оставят. И даже предприятия, где в учредителях значатся Общество слепых и Общество глухих, выгадывающие от неуплаты транспортного налога не в миллионах, а в тысячах, начиная с 2018 года будут его платить. Но вроде бы как бы договорились, что физических лиц льгот по транспортному налогу лишать не будут. По крайней мере, сегодня так обещают. А что будет на самом деле – будет видно.

Муниципальные депутаты не помогут – никто не поможет

Очень уязвимыми выглядят льготы по земельному налогу. Их дает муниципальная власть, потому что этот налог полностью идет в муниципальные бюджеты. В Саратовской области льготы по этому налогу составляют 18 процентов от возможного его объема. Земельный налог в Саратове, по крайней мере, не платят все пенсионеры.

Есть, конечно, регионы, где налогом на землю практически вообще пренебрегают. Например, Москва. Или Калмыкия. Да и Калужская область предпочитает пожертвовать половиной этого налога. Но большая часть регионов предпочитает всё же его собирать. Самыми рачительными муниципалитетами могут похвастать Тамбовская и Курганская области, Алтайский край и Чукотский АО – у них выпадает меньше процента по этому налогу из-за льгот.

Если их сделают примером для других, то саратовским пенсионерам придется умолять депутатов городской думы не отменять льготу. Потому что исполнительная власть однозначно возьмет под козырек рекомендации с вышестоящего уровня. А депутаты все-таки в силах эту руку, вздернутую в служебном рвении, от этого козырька волевым путем отвести. Если, конечно, осмелятся пойти поперек исполнительной власти.