Российский Форрест Гамп

Оценить
О чем во время бега думает человек, пробежавший 830 марафонов

На лесной марафон «Кумысная поляна-2017» съехались участники со всей России. Среди них – высокий подтянутый москвич, возраст которого выдает разве что седая окладистая борода. Виктора Владимировича Гордюшенко поздравили с прошедшим юбилеем – 60 лет; за свою жизнь он накрутил 34860 километров соревновательной дистанции, и в десятки раз больше – во время тренировок! Свой 830-й марафон легендарный бегун пробежал в Саратове.

– Виктор Владимирович, не могу поверить в эту цифру: 830 марафонов! Есть ли кто-то, кто пробежал больше вас?

– В России и странах СНГ у меня рекорд. Знаю, в Финляндии есть человек, который пробежал полторы тысячи марафонов...

– Со скольки лет вы участвуете в марафонах?

– Я начал сравнительно поздно – в 26 лет. Долгое время занимался лыжами. Бегал, максимум, 5–10–12 км. Потом решил попробовать увеличить дистанцию – мне понравилось. По правде сказать, 42 км – это для меня песня ни о чем, а вот сотню [километров] и сутки я по кандидату бежал.

Большую часть своих марафонов я отбегал уже после 35 лет. Раньше их было мало: ну, был там марафон «Дорога жизни», Московский и Королёвский, в Тарту в Прибалтике и еще где-нибудь – вот и всё. Это сейчас марафоны проводятся каждые выходные. Например, в 2014 году мы с одним парнем из Питера в Финляндию раз 30 или 40 катались – у них там марафонов навалом, спортивная страна.

– И каждые выходные вы куда-то едете, а потом бежите свои 42?! Регулярные путешествия – достаточно затратная вещь, но у вас получается.

– Некоторые ведь пропивают эти же деньги – это гораздо хуже.

– А вы работаете или на пенсии?

– Я работал в подземке горнопроходчиком, а после подземных работ выходят на пенсию раньше, в 50 лет. Но на 14 тысяч пенсии не пожируешь, поэтому я продолжаю работать.

– Расскажите, пожалуйста, как вы тренируетесь.

– Когда был моложе, я ориентировался на скорость. Сейчас скоростные тренировки я уже не делаю – так ведь можно и в ящик сыграть в моем возрасте. А объем я выдерживаю практически любой. Готовясь к Питеру [марафону в Санкт-Петербурге], я, например, набрал объем 3024 км.

Если всё нормально, занимаюсь каждый день часа по два, раз в неделю удается побегать часа три.

– А есть ли в Москве удобное место рядом с вашим домом, где можно тренироваться?

– Да. Я прямо из дома по вечерам выбегаю на улицу, затем по Набережной вдоль Москвы-реки – там есть такая зона, где бегают, катаются на роликах, на велосипедах, потом обратно. Можно, конечно, в любой парк поехать, но это уже временные затраты.

– Есть ли у вас какие-то правила, какой должна быть обувь? Рекомендации в питании?

– Обувь лучше сразу нормальную брать. А питание... Я всегда ем ягоды (клюкву, смородину), мед, орехи – просто здоровую еду. Сладкое тоже позволяю, особых ограничений нет.

– Были ли у вас когда-нибудь травмы при беге?

– Серьезных не помню. Было как-то, что колени немного болели – мы парафином их грели, делали упражнения на растяжку, вот и всё.

– Сколько раз вы бывали на Саратове?

– Я участвовал в семейном марафоне, а в этом лесном марафоне участвовал несколько раз. К сожалению, город посмотреть не успеваю: сегодня приехал рано утром, и вот уже в 3 часа дня мне на поезд. Завтра дочке в детский сад, нельзя опаздывать. Поезд как раз в 6 с копейками прибывает в Москву.

– Отмечает ли вас как-то московская мэрия – вот, мол, именитый бегун?

– Нет. В Москве столько народу – артистов, спортсменов. Там всё в футбол и хоккей упирается, бегуны особо никого не интересуют.

– Говорят, марафон – это соревнование между собой вчерашним и собой сегодняшним, а не с другими участниками. Но всё же, не бывает ли вам обидно, когда кто-то вас обгоняет или когда вы не взяли призовое место? Насколько важен для вас соревновательный момент?

– Как получится, иногда и выходит опередить остальных. Но мне не обидно, потому что я себя уже реализовал в молодости. В Витебске всех валил со временем 2 часа 37 минут в абсолюте [среди всех участников марафона], в Ярославле было 2.40, в Симферополе – 2.34.

– А когда вы бежите марафон, о чем думаете эти несколько часов?

– Да ни о чем, собственно... Единственная мысль – быстрее бы отмучиться. Но то облегчение, которое ты испытываешь, когда уже пробежал, не сравнится ни с чем!