«Дневник massolit’a»

Оценить
«Дневник massolit’a»
Санкт-петербургское издательство «Геликон Плюс» выпустило в свет книгу «Дневник massolit’a».

Санкт-петербургское издательство «Геликон Плюс» выпустило в свет книгу «Дневник massolit’a». Это очередной том ненумерованного собрания сочинений основателя издательства – прозаика, публициста, музыкального критика и проч. и проч. Александра Житинского (1941–2012).

Александр Николаевич был человеком в некотором смысле легендарным. Самая простая его ипостась – прозаик. Житинский стал известен еще в советские годы, опубликовав в сборнике фантастики «Незримый мост» (1976) повесть «Эффект Брумма», а в журнале «Аврора» – вполне реалистическую повесть «Глагол «инженер» (1977). Несмотря на то, что два этих произведения принадлежали к разным литературным жанрам, их объединял один главный герой – младший научный сотрудник Петр Верлухин, похожий и на пытливого гайдаевского Шурика, и на Александра Привалова из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», а сам автор считал инженера Петю своим alter ego. Позже цикл произведений с этим персонажем будет расти и полностью войдет в авторский сборник «Дитя эпохи» (1994), в котором будут также опубликованы повести «Страсти по Прометею», «Подданный Бризании» и множество рассказов, написанных в разные годы.

Житинскому же принадлежат сатирические повести «Снюсь» (1981), «Фигня» (1998), сюрреалистическая «Лестница» (1989), фантастические «Часы с вариантами» (1985) и многие другие прозаические произведения – в том числе роман «Потерянный Дом, или Разговоры с Милордом» (1985), который, по мнению Дмитрия Быкова, например, был одним из лучших философских романов конца ХХ века. Тот же Быков отмечал, что «фантастические допущения в повестях и романах Житинского не мешают глубине психологического анализа, не мешают точности определений. Это не фантастика, но это проза с фантастическими допущениями».

Еще одна творческая ипостась Житинского – музыкальная критика; увлекшись рок-музыкой, писатель попытался понять этот мир и, хотя он скромно называл себя «рок-дилетантом», стал одним из самых сведущих людей в истории советского и российского рока...

Ну и, наконец, житинский как писатель одним из первых освоил Рунет – прежде всего как творческую площадку. Его блог в ЖЖ (под ником massolit) – не только летопись первого десятилетия XXI века, но и полноценное литературное произведение: дневниковые записи, плюс полемика, плюс наброски рассказов, плюс свеженаписанные стихи... Словом, в итоге получился некий вполне самостоятельный синкретический жанр или вид литературы.

Теперь эти блоги собраны под одной обложкой. «Я всю жизнь пишу, чтобы меня читали», – однажды написал Житинский в своем ЖЖ. Сегодня эти строки можно прочесть не только в онлайне, но и на бумаге. Чтение, по нынешним временам, уже немного старомодное, но какой писатель откажется от бумажных книг? Нет таких.