Бывалые
Мы продолжаем рассказывать о депутатах, которые в сентябре покинут стены законодательного собрания Саратовской области. Покинут или по своей воле, или по указанию собственного руководства и/или по велению партии. Сегодня речь пойдет о тех парламентариях, которые трудились в думе долго и даже, наверное, успешно.
Впрочем, уровень качества работы на ниве законотворчества определить сложно. Был ли депутат активным инициатором новых законов? Не покладая рук работал в округе на благо избирателя? Выбивал ли с помощью мандата некие преференции себе лично и своему бизнесу? Или, наконец, удовлетворял собственные амбиции или амбиции вышестоящего начальства? Нет ответа. Или, если точнее, для всех ответы на эти вопросы индивидуальны.
Семен Глозман – аксакал
Семнадцать лет в думе – это срок. Больше Семена Моисеевича на ниве законотворчества трудится только Николай Яковлевич Семенец.
Хотя, по большому счету, Семен Глозман, особенно два последних созыва, в Саратовской областной думе только числится. На заседания думы приезжает редко, на заседания комитетов – еще реже. Впрочем, говорят, что помощники Семена Моисеевича хорошо работают в округе – понятно, что в глубинке, а Глозман – депутат в одномандатном Петровском избирательном округе № 10 – всегда есть проблемы, для решения которых нужны материальные вложения.
Дело в том, что Семен Моисеевич уже давно и вполне успешно возглавляет одно из структурных подразделений ООО ЛУКОЙЛ. И не без помощи Глозмана неоднократно случались встречи высшего руководства этой серьезной нефтяной компании с губернаторами области. А губернаторы всегда обращались к Вагиту Алекперову с серьезными просьбами, которые, как правило, выполнялись.
Короче, Глозман в думе нужен был сильно. Во-первых, он наверняка помогал формировать избирательные фонды всех уровней, во-вторых – худо-бедно, но помогал округу материально и, наконец, был связующим звеном между руководством региона и своим начальством. Все эти причины очень серьезные, и потому Семен Глозман остался депутатом Саратовской областной думы, даже когда переехал на постоянное жительство в Волгоград, где сейчас находится представительство Алекперова по юго-западным регионам страны.
Сейчас что-то поменялось. Ходят слухи, что Семен Моисеевич скоро выйдет на пенсию, что понятно – Глозману через год исполнится семьдесят лет. Возможен и другой вариант ухода Глозмана из думы – его непосредственное начальство решило, что траты депутата несоизмеримы с пользой, которую приносит компании его депутатский мандат.
Нельзя сказать, что отсутствие Семена Глозмана в думе – очень большая потеря для заксобрания. С другой стороны, Семен Моисеевич – чудесный человек, веселый, с хорошим чувством юмора, доброжелательный и обаятельный. И старожилы думы наверняка будут сожалеть о его уходе.
Владимир Соловьев – старший брат
Владимир Соловьев, в думе с 2007 года |
В 2007 году Владимир Соловьев сменил в думе своего младшего брата, Александра. Александру Александровичу, судя по всему, был обещан мандат депутата Госдумы, который он и получил в 2008 году. Но в Госдуме Соловьев-младший трудился недолго – его перевели в исполнительную власть – заместителем министра сельского хозяйства РФ, откуда он, в свою очередь, был рекрутирован на родину в должности зампреда правительства Саратовской области, курирующего АПК.
Надо сказать, что оба брата Соловьева избирались в Балакове, где они пользуются большим, хотя и неоднозначным влиянием. Есть версия, что депутатские мандаты Соловьевы получили в обмен на лояльность к действующей, в том числе и районной, власти в рамках партийной дисциплины.
Но вернемся к Соловьеву-старшему. Он был хоть и не выдающимся, но старательным депутатом. Заседания комитетов без уважительной причины не пропускал, на мероприятиях бывал активен, иногда даже сверх меры. Никогда не забывал о проблемах своего округа и частенько в качестве недоработки той или иной структуры приводил в пример проблемы своего предприятия или своего округа. В думские дрязги, по крайней мере публично, не лез. Короче, был вполне себе приличным депутатом. Но всё равно оставался как бы на отшибе думской жизни.
Почему партия не взяла его в думу следующего созыва? Не очень понятно. Возможно, нашлись более щедрые кандидаты. Может быть, кто-то великий счел, что хватит и одного Соловьева во власти, чтобы сдерживать честолюбивые запросы братьев. А может, убрав из Балакова (а глава района, с которым у братьев, мягко говоря, сложные отношения, Иван Чепрасов наверняка станет депутатом областной думы) Чепрасова, больше не надо заботиться о сдержках и противовесах. Есть и альтернативный вариант – Чепрасов и Соловьев в одном флаконе, то есть в одной думе – взрывоопасная смесь.
Так или иначе, но Владимир Александрович Соловьев покидает Саратовскую областную думу, имея за плечами десять лет депутатского стажа.
Виктор Щербаков – заместивший
Виктор Щербаков, в думе 10 лет |
Так у нас в думе получилось, что некоторые мандаты получают не люди, не персоналии, а должности. Например, ректоры аграрного университета и юридической академии, руководитель подразделения Газпрома и другие. Понятно, некоторые из этих достойных людей были полезны и преданы руководителям региона, некоторые обладали изрядным материальным ресурсом. Потому что, как ни крути, этот самый материальный и прочий ресурс важен не только в ходе избирательной кампании, но и во время работы думы – материальную помощь избирателям еще никто не отменял, а депутатские фонды всё время скукоживаются.
Депутатом в одномандатном Татищевском округе долгое время – три созыва – был Владимир Санталов, руководитель и хозяин местной птицефабрики. Потом Владимир Николаевич от дел отошел, а мандат по наследству перешел Виктору Щербакову – первому заместителю генерального директора ООО «Птицефабрика Михайловская».
Виктор Владимирович честно отработал десять лет. Как он трудился на посту, например, заместителя руководителя фракции «Единой России» в облдуме – неизвестно. Фракция – структура крайне непубличная. А вот заместителем председателя комитета по аграрным вопросам Щербаков был вполне себе хорошим. Когда он замещал отсутствующего председателя комитета Николая Кузнецова, заседания комитетов проходили делово и оперативно, без растекания мыслью по древу, что так любит Николай Иванович.
Короче, работал Щербаков честно, но без фанатизма. Вполне вероятно, что старательно трудился он и в округе, помогая рядовым избирателям. Потому как основной причиной неучастия его в выборах называют чрезмерные траты на депутатскую деятельность, которые хозяева птицефабрики сочли нецелесообразными.
Так что комитет по аграрным вопросам придется обновлять практически наполовину – четверо из восьми его действующих членов в следующей думе заседать не будут.
Сергей Афанасьев – свой среди чужих
Сергей Афанасьев, в политике 20 лет |
Если раньше мы рассказывали о покидающих областную думу членах правящей партии «Единая Россия», то Сергей Афанасьев – представитель оппозиции. Он единственный в думе депутат-коммунист. И в следующую думу избираться не будет – в списках от КПРФ фамилии Сергея Николаевича нет.
Сергей Афанасьев в политике уже очень давно, более 20 лет. Работал помощником депутата Госдумы, сам был депутатом Госдумы. Причем избирался туда удивительным образом – проскочил между двумя сильными оппонентами, которые растащили голоса избирателей, а Афанасьеву достался его ядерный коммунистический электорат. Потом четыре года работал в аппарате Госдумы и, наконец, в 2006 году вернулся в Саратов. Был избран сначала в городскую думу Саратова, через год – в региональное заксобрание, где честно «отмотал» два срока.
Первый срок вместе с однопартийкой Ольгой Алимовой они были хорошим тандемом и изрядно тренировали членов партии власти. Потом Алимова ушла в Госдуму, и Сергей Николаевич остался в гордом одиночестве. Поначалу он старался держать коммунистическую марку и задавал неудобные вопросы практически на каждом думском заседании. Потом это дело ему прискучило, тем паче и депутаты-единороссы практически перестали слышать выступления Афанасьева и реакция на них сошла на нет. А в последнее время и вовсе, по сути, единороссы стали игнорировать коммуниста. Собственно, депутатов понять можно. За долгие годы в политике Сергей Николаевич так и не стал оратором, не научился четко и сжато формулировать мысли. А готовить вопросы заранее, вникать в тему, писать тезисы выступлений Афанасьеву было, вероятно, просто лень.
А потом и вовсе наступил Стокгольмский синдром, и Афанасьев перестал чувствовать в своих коллегах идеологических противников и стал плоть от плоти Саратовской областной думы.
Не исключено, что произошедшие с Сергеем Афанасьевым метаморфозы не остались незамеченными в партии. И вот результат – отсутствие его в кандидатских списках.
Потеряет от этого областная дума? Если депутатом следующего созыва станет пламенная Ольга Алимова, то нет. Конечно, два коммуниста в думе лучше, чем один, но, может быть, в рядах КПРФ есть кто-то более активный и обучаемый, чем уходящий в историю Афанасьев.
Окончание следует