Плюс 30 новых направлений
Как сказано в годовом отчете авиакомпании, в 2016 году появилось 11 новых направлений. А уже в первом полугодии 2017 года открылось еще 30 новых маршрутов. Пассажиропоток на внутренних направлениях по итогам прошлого года увеличился почти на 10 процентов, превысив 504 тысячи пассажиров. С января по июнь 2017 года услугами саратовского авиаперевозчика уже воспользовались свыше 313 тысяч пассажиров, что на 65 процентов больше, чем в первом полугодии 2016 года.
Из Саратова и других городов страны
Отправной точкой самолетов «Саратовских авиалиний» является, конечно, не только Саратов. Более того, в прошлом году, согласно итоговому отчету, доля рейсов из Саратова значительно сократилась: с 80 процентов в 2015 году до 59 процентов – в 2016-м. При этом вылеты из Саратова обеспечили компании чуть более 50 процентов выручки (1,8 млрд руб.), пятую часть доходов приносят регулярные рейсы из аэропорта Уфы (20 процентов), и 28 процентов выручки приходится на остальные аэропорты в других городах присутствия АО «Саратовские авиалинии».
В прошлом году городов присутствия (в которые осуществляются регулярные рейсы) было 25: Москва, Санкт-Петербург, Магнитогорск, Минеральные Воды, Оренбург, Орск, Чебоксары, Нижнекамск, Уфа, Пенза, Липецк, Курск, Брянск, Калуга, Ярославль, Сочи, Анапа, Геленджик, Симферополь и другие.
Из новых направлений регулярными также стали рейсы на Дальнем Востоке: из Красноярска в Читу, Благовещенск, Владивосток и Улан-Удэ. А на популярные курорты Черного моря в летнюю навигацию самолеты «Саратовских авиалиний» курсируют из разных точек России. В Симферополь – из четырнадцати городов, в Сочи – из девяти. Международные рейсы в Турцию (Анталья) выполняются из Саратова и Владикавказа, а в Грецию (Ираклион, Салоники) – из Саратова и Минеральных Вод.
По внутренним и международным направлениям за прошлый 2016 год воздушные суда авиакомпании сделали больше трех тысяч рейсов (2243 – регулярных и 764 – чартерных) при 82-процентной занятости пассажирских кресел и налетали свыше 12 тысяч часов (на 3,2 процента больше, чем в 2015 году).
Однако при растущем налете часов количество выполненных в прошлом году рейсов все-таки сократилось. По отношению к показателям 2015 года – на два процента. Это видно из приведенной в отчете сравнительной таблицы. Авиакомпания объяснила снижение данных показателей сокращением сегмента международных туристических перевозок, которое в свою очередь объясняется ограничениями со стороны федерального правительства на полеты в Египет и Турцию. Налет часов по международным направлениям сократился на 89 процентов (составил 266 часов), пассажиропоток снизился на 91 процент (до 6,3 тысячи человек).
Динамика развития
На внутренних направлениях количество полеточасов у АО «Саратовские авиалинии», напротив, стремительно росло: +27 процентов. И связано это, прежде всего, как сказано в отчете, с ростом популярности российских курортов и расширением сегмента вахтовых перевозок (особенно заметно по полетам из аэропортов Уфы и Красноярска). Именно динамично растущие показатели работы саратовской авиакомпании на внутренних линиях позволили ей в прошлом году во второй раз подряд получить главную авиационную премию страны «Крылья России» в номинации «Авиакомпания года» среди пассажирских перевозчиков с объемом перевозок до 0,5 млн пассажиров.
Некоторое снижение показателей наблюдалось в прошлом году в сегменте перевозок почты и грузов. Так, за 2016 год было перевезено 981,7 тонны грузов самолетами Як-42 и Embraer-190. Это на 8 процентов меньше объемов, перевезенных в 2015 году. Однако уже в первом полугодии 2017 года в грузоперевозках, осуществляемых АО «Саратовские авиалинии», наблюдается существенный рост. За первые шесть месяцев текущего года воздушные суда авиакомпании перевезли 547 тонн грузов и почты, что выше результата прошлого года на 14 процентов.
Расширение парка воздушных судов
«Развитие и совершенствование» подчеркиваются в отчете совета директоров АО «Саратовские авиалинии» как одна из приоритетных задач. Расширение маршрутной сети, увеличение пассажиропотока и грузопотока, пополнение авиапарка наглядно демонстрируют практическую реализацию поставленной задачи.
С 2013 года компания, напомним, кроме самолетов ЯК-42 начала эксплуатировать Embraer-190, до сих пор являясь первым и единственным в России эксплуатантом этих среднемагистральных бразильских лайнеров. В 2016 году по оценке производителя этих самолетов – компании Embraer – АО «Саратовские авиалинии» в очередной раз оказалось в пятерке мировых лидеров по среднесуточному налету на одно воздушное судно. В мире эксплуатируется 536 самолетов бразильского производителя 36 авиакомпаниями.
В прошлом году «Саратовские авиалинии» снова расширили свой парк воздушных судов, приняв ближнемагистральные узкофюзеляжные пассажирские самолеты АН-148-100В.
Таким образом, сейчас в парке «Саратовских авиалиний» 12 самолетов: пять Як-42, два Embraer-190 и пять АН-148-100В.
Взаимолояльность и доброжелательность
Что касается тарифной политики, то в АО «Саратовские авиалинии» она довольно гибкая. Настолько, насколько это возможно в условиях высококонкурентного рынка. Есть возможность приобрести авиабилеты по специальным сниженным ценам при раннем бронировании. Есть льготный тариф «Социальный» для молодежи и пенсионеров. В 2016 году, согласно годовому отчету, этим тарифом воспользовались 17316 пассажиров. И уже почти 10 тысяч «социальных» билетов было продано в этом году.
Кроме того, «Саратовские авиалинии» начали премировать своих постоянных клиентов. С января 2016 года компания реализует программу «Sputnik», по которой часто летающие пассажиры могут получить бесплатный билет или воспользоваться более высоким классом обслуживания. Чтобы получить «награду», нужно накопить определенное количество миль, которые начисляются за полеты на регулярных рейсах «Саратовских авиалиний» в зависимости от направления и класса обслуживания.
Кроме постоянно действующей программы и тарифов авиакомпания периодически проводит различные акции, привлекательные прежде всего для часто летающих пассажиров. В этом году, например, с марта по июнь включительно действовала акция, при которой каждый пятый перелет из Пензы в Москву и обратно был бесплатным.
Для обеспечения доступности воздушных перевозок саратовская авиакомпания использует и возможности государственного субсидирования. Так, в летний сезон 2016 года в рамках правительственной программы самолеты «Саратовских авиалиний» выполняли перевозки пассажиров в Симферополь из аэропортов Саратова, Оренбурга, Калуги, Пскова. Всего, благодаря государственным субсидиям в размере 9 миллионов рублей, воспользоваться воздушным транспортом смогли 3669 пассажиров. «Саратовские авиалинии» сделали 90 «льготных» рейсов.
Дальше – больше и лучше
В перспективе АО «Саратовские авиалинии» собирается продолжать расширение маршрутную сеть, увеличивать интенсивность полетов и обеспечивать доступность и качество авиатранспортных услуг для населения.
В отчете сказано, что в настоящее время АО «Саратовские авиалинии» рассматривает и анализирует новые возможности по увеличению налета часов не меньше чем на 34 процента, открытию как минимум еще 4–5 новых круглогодичных направлений, увеличению парка воздушных судов с целью поэтапной замены самолетов Як-42 и прочие.
Приоритетное внимание компании уделяется вопросу безопасности полетов. Согласно годовому отчету, крупных авиационных происшествий в 2016 году у «Саратовских авиалиний» не было. Значение комплексного показателя безопасности полетов в АО «Саратовские авиалинии», как сказано в отчете за 2016 год, составляет 99,98 процента при выполнении воздушных перевозок и 99,94 процента – при эксплуатации и техобслуживании аэродрома. Оба показателя соответствуют высокому уровню безопасности полетов.