Безналичка для общественного транспорта
Если всё пойдет по плану, то в Саратове уже в начале 2018 года заработает электронная система оплаты проезда на общественном транспорте. Но этапы предстоящего большого пути прописаны пока лишь на бумаге, и только руководство Саргорэлектротранса к ним морально готово. От того, успеют ли разобраться в предлагаемых технологиях другие основные городские перевозчики, зависит реализация грандиозного, в общем-то, для Саратова проекта.
Пока его выгоды и преимущества понимают даже не все депутаты Саратовской городской думы. Даже после того, как прослушали лекцию на заданную тему от потенциального инвестора из Нижнего Новгорода.
В Нижнем Новгороде все жители города давно привыкли расплачиваться транспортной картой в метро, в автобусе, в электричке и даже на канатной дороге. Да-да – в Нижнем Новгороде преодолевать городские километры можно и таким экзотичным и смешным для саратовцев способом.
Ничего такого уж страшного в оплате проезда транспортной картой нет. Каждый горожанин среднего и старшего возраста пока еще не забыл о том, как в общественном транспорте стояли автоматы, в которые нужно было закинуть монетку и получить билетик. В электронной системе оплаты проезда тоже есть такой автомат. Но билет он выдает в ответ на мгновенное прикосновение карты, успевая списать с неё не только деньги за проезд, но и фамилию и номер счета.
Счет, конечно, требуется изначально пополнить деньгами. Для этого существует несколько способов, в числе которых и привычный сбербанковский терминал, и возможность воспользоваться мобильным приложением на своем смартфоне, и другие. Главное, как объяснял депутатам Саратовской городской думы и чиновникам регионального минсоца директор компании «СИТИКАРД» Юрий Рябиков, чтобы этих самых стационарных и нестационарных устройств было достаточно много по всему городу. Очереди уже на этапе пополнения карты деньгами могут отбить у людей всю охоту пользоваться электронным транспортным кошельком.
За наличные – дороже
Но методы, стимулирующие пассажиров выбрать именно карту для оплаты проезда, а не привычные наличные, не просто есть, а уже отработаны в разных городах России. Для этого нужно всего лишь сделать билет за наличные дороже, чем билет по карте. И чем больше будет такая разница, тем быстрее люди побегут оформлять карты.
Для примера, в Москве разница в оплате одной поездки за наличные и по карте составляет 20 рублей. В Екатеринбурге – 3 рубля. В Самаре, Казани и Нижнем Новгороде карточный расчет выгоден уже при двухрублевой разнице. В Саратове пока думают над трехрублевой.
Карточка с фоточкой и годом рождения
Персональную проездную транспортную карту выпускает оператор системы на основании заявления её будущего пользователя. В Нижнем Новгороде, как рассказал Юрий Рябиков, у них есть не только общегражданские карты, но и персональные – для школьников, студентов и других льготников. Если я правильно поняла саратовские планы, то в первую очередь у нас транспортные карты начнут выдавать именно льготникам.
Процедура пересчета и оформления предстоит не самая простая и займет три месяца. Сначала граждан, претендующих на льготы, пригласят на специальные пункты, куда нужно будет принести СНИЛС и документ, подтверждающий право на льготу. Документы отсканируют, право на льготу проверят, и если всё в порядке, попросят здесь же сфотографироваться. Фотография будет размещена на карте вместе с ФИО и годом рождения человека. Эти данные нужны для того, чтобы контролер всегда мог проверить, своей ли картой для оплаты проезда воспользовался пассажир.
По предварительным расчетам, изготовление 180 тысяч льготных персонифицированных карт для саратовских пассажиров обойдется оператору в 18 млн рублей. Примерно столько же карт и денег на них нужно для тех, кто сегодня пользуется проездными билетами.
Еще будут выпущены служебные карты для кондукторов. Они нужны для оплаты проезда пассажиров, которые могут расплатиться только наличными. Кондуктор возьмет у человека бумажные деньги, а в счет оплаты проезда спишет со своей карты электронные. Как только подавляющее большинство перейдет именно на электронную форму платежей, кондукторы в общественном транспорте станут не нужны. По опыту других городов, переходный период занимает примерно год.
Оператор оплатит не только карты, но и все другие причиндалы
Кроме карт и терминалов, выдающих билеты, для функционирования системы нужны еще считыватели для устройств пополнения счета, разное сложное программное обеспечение, серверы и много чего еще и материального, и организационного. Но затраты на это всё для Саратова уже подсчитаны и составляют около 74 миллионов рублей. По крайней мере, для первого из заявившегося на наш саратовский рынок инвестора в лице нижегородской СИТИКАРД.
До этого в предварительных разговорах звучали еще и сочинские инвесторы. Но они просили за свои услуги 5 процентов от всех платежей, которые будут поступать через терминальную сеть от пассажиров. Нижегородские согласны на 4 процента до момента окупаемости своих вложений, а потом обещают снизиться. Кто в конце концов придет на рынок, будет решаться на конкурсе.
Белая бухгалтерия это не шутка
Основная загвоздка во внедрении системы будет, скорее всего, связана с Автокомбинатом № 2. Это еще один основной саратовский перевозчик. Но в отличие от Саратовгорэлектротранса, давно решившего для себя работать белыми деньгами с прозрачной бухгалтерией, автобусные монополисты еще не созрели расстаться с теневыми деньгами. А без перевода всего городского общественного транспорта на одну систему начинание не имеет смысла.
Еще одним ступором может оказаться министерство соцразвития. Потому что на него падает большая предварительная работа по проверке всех существующих сегодня льготников. И потому что бюджетные деньги сейчас на них закладываются немаленькие. Ведь, кроме дотаций перевозчикам за льготных пассажиров, ежегодно тратится 35 миллионов рублей на то, чтобы напечатать и распространить отрывные талоны и проездные билеты. А при электронной системе оплаты этих трат не будет.
В СГЭТе уже подсчитали свой экономический эффект от перехода на электронные билеты. Ежегодно плюсом будет получаться 131 миллион рублей. Осталось дождаться расчетов от Автокомбината № 2 и Межгородтранса. Но здесь всё зависит от того, хотят ли они каждую минуту видеть, сколько человек едет на их автобусах и сколько на самом деле зарабатывает предприятие.
Депутатские подозрения
Этот вопрос не волновал и депутатов Саратовской городской думы Александра Анидалова и Александра Янкловича, слушавших директора СИТИКАРД Рябикова на заседании думской рабочей группы по выводу СГЭТа из финансовой ямы. Они больше всего переживали, как бы инвестор не переложил 4 процента, что хочет брать себе, на пассажиров. Докладчик уверял, что эту свою комиссию они готовы брать от сегодняшних 17 рублей за проезд. Но депутаты как-то в такой альтруизм не смогли пока поверить.