Бой с тенью
Для борьбы с теневым сектором экономики нужно повысить штрафы за нелегальное предпринимательство и лишить социальной поддержки безработных граждан трудоспособного возраста, позволяющих себе подозрительно высокие траты. Так считает министр экономического развития Саратовской области Юлия Швакова. Проблема неформального предпринимательства обсуждалась на минувшей неделе в региональном правительстве. В ходе заседания было рассказано и о том, что мешает предпринимателям работать в легальной сфере.
Каждый пятый – неформал
По оценке Шваковой, в России теневая экономика (когда бизнес работает неформально, не платя налоги, выплачивая зарплаты «в конвертах» и пр.) уже стала самостоятельным сегментом трудового рынка и негативно влияет на социально-экономическую ситуацию в стране. Например, она приводит к росту расходов бюджета: в один только территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области за неработающих граждан из регионального бюджета ежегодно перечисляется порядка 11 млрд рублей. Число жителей, так или иначе занятых в теневой сфере, в нашем регионе составляет около 20 процентов от всего населения области. «И эта ситуация характерна практически для всех субъектов РФ», – сообщила чиновник. По её словам, легализация теневых отношений «хотя бы на уровне минимальной оплаты труда» могла бы дать не менее 1,7 процента к росту объема валового регионального продукта и около 5 млрд рублей поступлений в бюджет.
При этом Швакова признала, что важным фактором в развитии теневой сферы являются административные барьеры для бизнеса. И хотя возглавляемое ею ведомство работает над созданием благоприятных условий для предпринимательства, одних его усилий недостаточно. Для кардинальных изменений нужны решения на федеральном уровне, в первую очередь – ужесточение штрафов за незаконную предпринимательскую деятельность. Сейчас размер штрафных санкций составляет от 500 рублей до 2 тысяч. Для сравнения чиновник привела Францию, где нелегальная деятельность или сокрытие персонала караются штрафами размером до 225 тысяч евро или лишением свободы на срок до трех лет. Также в развитых странах за налоговые преступления установлена ответственность в том числе для сотрудников налоговой службы.
Про соцподдержку и «Мазерати»
Кроме ужесточения ответственности стоит взять на вооружение и такую меру, как начисление НДФЛ на расходы гражданина, не соответствующие его доходам. «Понятно, если человек получает заработную плату 10 тысяч рублей, он не может приобрести «Мазерати» или дорогую квартиру в центре города. И любые диспропорции здесь наталкиваются на соответствующие подозрения и более детальные разбирательства», – пояснила Швакова.
Также встает вопрос об ограничении доступа к социальной поддержке неработающим гражданам трудоспособного возраста (кроме особых обстоятельств, например, ухода за детьми, инвалидами и пр.). Позже пресс-служба министерства уточнила слова Шваковой. Выяснилось, что чиновник подразумевала лишение соцподдержки (в том числе доступа к бюджетной медицине) только для тех граждан, которые несут неоправданно большие расходы роскошного характера, при этом формально оставаясь безработными.
Еще одной важной мерой в борьбе с теневой экономикой министр считает сокращение объема наличного денежного оборота между гражданами и компаниями.
Цена легальности
Немного по-другому на проблему теневой занятости посмотрел член Общественной палаты Саратовской области Михаил Волков. Он обратил внимание, что наличие хороших условий для легального бизнеса естественным образом расширяет и количество желающих им заниматься. И наоборот: «Как только у легального бизнеса возникают более жесткие условия, он, очевидно, начинает перетекать в нелегальный».
Однако сегодня легальный бизнес в России устроен так, что каждый этап его работы только отсеивает предпринимателей. Волков пояснил, что если в теневой сфере у бизнесменов проблем «совершенно минимальное количество», то в легальной сфере их более чем достаточно. Сюда относятся и организация бухгалтерии, и согласование рекламы, и налоги. «С одной стороны, президент говорит о том, что налоги не нужно повышать. С другой стороны, налоги повышаются каждый год», – заметил общественник. Добавляет нагрузки и обязанность бизнеса платить за работников НДФЛ и взносы в соцфонды. А еще есть большое количество таких платежей, как лицензии, сертификаты, сборы и просто взятки. По словам Волкова, размеры всего этого уже близки к уровню налоговой нагрузки.
В конечном итоге член Общественной палаты предложил провести полную инвентаризацию налоговой нагрузки в нашей области и сравнить её с показателями как других субъектов Федерации, так и целых государств. Эта статистика позволит объективно взглянуть на ситуацию перед повышением какого-нибудь местного сбора, объясняя это тем, что в других регионах он – выше. Ведь чрезмерные налоги, по его словам, влияют и на сокращение численности населения: «Эта цифра тает в том числе из-за предпринимателей, которые уезжают в другие регионы».