«Алтайский художник»
В начале 1906/1907 учебного года в Боголюбовском рисовальном училище появился новый преподаватель – Андрей Осипович Никулин. Известно, что ему не было еще и тридцати лет, в Саратов он приехал из Барнаула, жилье снял в доме Савиновых у Волги, в самом конце Троицкого взвоза.
Энергичный, веселый, внимательный к ученикам, он очень скоро освоился на новом месте. Спустя много лет после его смерти ученики с благодарностью вспоминали о тех профессиональных и человеческих уроках, которые он дал им своим искусством, отношением к творчеству, всей своей жизнью.
Андрей Никулин родился в 1878 году в Тобольской губернии. Способности к рисованию проявились у него рано. Отца уговорили отдать мальчика в Барнаульское окружное горное училище – единственное учебное заведение города, где преподавали рисование.
В 1898 году Никулин поступает в Центральное училище технического рисования барона Штиглица на театрально-декорационное отделение. Для завершения обучения его командируют на один год за границу для дальнейшего усовершенствования в профессии. Так он побывал в Италии, Швейцарии, а когда оказался в Париже, центре новейших художественных исканий, остался там еще на год.
Работы в Барнауле для молодого художника не находилось. Но однажды ему пришло приглашение стать преподавателем в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, где после смены директора набирали новых педагогов. Никулин принял предложение и приехал в наш город, чтобы остаться здесь на десятилетие.
Преподавал Андрей Осипович рисунок, композицию, декоративную живопись, но помимо учебной программы много внимания уделял творческой работе своих подопечных.
Быстро и органично Никулин вошел в среду творческой интеллигенции города, у него появились друзья. Увлечение музыкой (он сам сочинял, играл на скрипке и народных инструментах) сблизило его с Иваном Липаевым, музыкальным критиком, профессором Саратовской консерватории. Возникли отношения с литературно-художественным кружком, сформировавшимся вокруг начинающего писателя Льва Гумилевского. В 1910-е годы этот кружок издавал в Саратове альманах «Многоугольник», в котором Никулин сотрудничал и как художник, оформляя издание, помещая свои графические работы, и как литератор. Для сборника «Война и жизнь», выпущенного «углами» в 1914 году, он написал статью «Война и пластические искусства», в 1915-м и 1916-м опубликовал на страницах альманаха повесть «Кужего-Таш. Из дорожных впечатлений художника» и отрывки из повести «На новые места».
Никулин предпочитал жанр пейзажа. Он пишет Волгу, цветущие сады в окрестностях города – сохранилось около десятка таких работ. Ученики Боголюбовского училища вспоминали, как позировали Никулину для большой жанровой картины «Катанье на Волге», изображая веселую компанию на лодке.
Во время поездок на летние каникулы в Барнаул художник пишет многочисленные пейзажи Алтая и выставляет их потом в Саратове. Гора Белуха, реки Белокуриха и Катунь, водопады, озера, урочища – всё непривычно глазу саратовских зрителей, но мастерство и увлеченность Никулина их подкупают. Саратовские журналисты даже называют его «алтайским художником». «Среди нас сложилась даже такая шутливая поговорка – разбуди Андрея Осиповича среди глубокой ночи, он вскочит и, не теряя ни минуты, начнет по памяти писать виды Алтая», – вспоминает выпускник Боголюбовского училища.
Саратовская страница в биографии Андрея Никулина завершилась в год революции. Он уехал в Барнаул, преподавал там в студии Алтайского художественного общества, потом переехал в Новосибирск. Следующий поворот судьбы в 1924 году привел его в Москву на фабрику «Госкино» (позднее «Мосфильм»), где он проработал художником до конца жизни. Никулин писал декорации и фоны, участвовал в постановках классических для нашего кинематографа фильмов-сказок «Новый Гулливер» (1935), «Руслан и Людмила» (1938), «Василиса Прекрасная» (1940), получил тридцать патентов за изобретения в технологии кинопроизводства.
В годы войны Никулин вместе с киностудией был эвакуирован в Алма-Ату. Умер 13 сентября 1945 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.