Позорный документ, позорная работа

Оценить
Позорный документ, позорная работа
Вот это дерево уже озеленение или еще нет?
Две разные задачи решают новыми правилами благоустройства Саратова чиновники из мэрии и депутаты городской думы

В Саратовской городской думе создана рабочая группа, на заседаниях которой депутаты пытаются контролировать, как чиновники мэрии работают над новыми правилами благоустройства. На минувшей неделе состоялось целых два заседания. Пока ясно, что новых правил скорее нет. А есть пачкотня бумаги из серии каля-маля, которые рисуют совсем маленькие дети.

Очень хочется денег городской администрации

Говорят, что изначально депутаты хотели задать чиновникам жару в связи с вывесками. Ну, помните эту майскую историю, когда старые буквы приказано было снять, а новые повесить. Так вот оказалось, что какими должны быть надписи, соответствующие правилам, окончательно не решили до сих пор. В последний момент по какой-то причине целевую трепку за вывески отложили на некоторое время. Решили смотреть на весь проект правил по благоустройству придирчиво.

С трудом выяснили у чиновников, что вообще-то есть целых два варианта новых правил, различных между собой. И чиновникам в принципе всё равно, какой будет принят к исполнению. Потому что главная задача для них состоит в том, чтобы эти правила устроили федеральный минстрой. Якобы только после этого администрация Саратова может участвовать в конкурсе на распределение федеральных денег по программе благоустройства российских городов.

Как полагают наши саратовские чиновники, чтобы понравиться федеральному минстрою, нужно тупо следовать Методическим рекомендациям, подписанным министром Менем. Но засада состоит в том, что понравиться – это только одно дело, нужно еще успеть подать заявку на конкурс. Успеть уложиться в сроки можно, только если не выносить новые правила благоустройства Саратова на публичные слушания. Чиновники почесали-почесали свои сметливые головы и решили взять старые правила и немножко их расширить за счет формулировок из федеральных методических указаний. И тогда позволительно публичные слушания не проводить, а просто отчитаться о формальном общественном обсуждении. Депутаты ведь посмотрят эти обновленные правила, и представители городской общественной палаты, да и на сайт их можно повесить, чтобы, кому уж совсем не терпится, можно было свое мнение высказать.

Одним нужен рабочий документ, другим – для галочки

– Стоп-стоп-стоп, – сказали депутаты чиновникам. – А в каком виде вы на сайт новые правила представите?

Им ответили, что в виде таблички они будут. Старый пункт – и переработанный.

Депутатов такой подход смутил. Уже не раз они указывали чиновникам, что нужно, важно и придется делать абсолютно новый документ. И даже если придется пройти через процедуру публичных слушаний и оказаться за бортом конкурса на раздачу грантов, всё равно пойти на это. Депутаты так противно себя ведут, потому что для них новые правила благоустройства – это источник бюджетных доходов. Депутаты думают, что если четко в них прописать, что можно делать и что нельзя на улицах города, то можно будет за нарушение этих постулатов брать штрафы. Но прописать их нужно так, чтобы потом те, на кого наложат штраф, юристов мэрии и думы по судам не затаскали.

У чиновников мэрии за такие козни на депутатов зуб. Они злятся и на вопросы, и на шуточки, которыми депутаты их уже успели забросать. Но рабочая группа под руководством председателя думской комиссии по ЖКХ Алексея Полянского единодушна.

«Зеленые каркасы», «центры притяжения людей», «неурбанизированные ландшафты» и другая московская дребедень

А это уже заграждение зеленого насаждения или нет?
А это уже заграждение зеленого насаждения или нет?

В минувшую пятницу депутаты измывались буквально над каждым словом в каждом пункте разбираемой главы про озеленение.

Оно, конечно, в старых городских правилах было прописано без особых затей. Говорилось, что есть два вида озеленения – в грунт и в контейнеры, вазоны, и давались рекомендации, как посадки травы, цветов и деревьев ограждать. Например, нельзя было замуровывать сад или аллею железобетонным ограждением. А вот декоративным металлическим забором – можно. Чтобы защитить газончики от лихих автомобилистов, не возбранялось поставить невысокое металлическое ограждение. Всё было просто и понятно. Но общественники очень злились, что никто в городской власти не озаботился внести в эти правила формулу подсчета ущерба из-за сноса зеленых насаждений. И настаивали, что в новых правилах она точно должна была быть.

– Есть? – спросили депутаты чиновников, напомнив им про спиленные ели в Мирном переулке.

– В этих правилах нет, – ответили чиновники. И пообещали создать отдельный документ вместе с прокуратурой города. И прописать там даже повышающие коэффициенты. Могли бы прописать и здесь, но с прокуратурой пока не удается утрясти нюансы, а это время, время, время, которое не ждет. Ведь нужно успеть на конкурс за федеральными деньгами.

– Да с чем вы спешите на этот конкурс? – не уставали удивляться депутаты. – У вас же в поправках к правилам сплошная чушь и дребедень написана. Вы бы хотя бы сообразили глоссарий создать к этому своему творению.

– А мы взяли все определения из федеральных методических рекомендаций, – ответили чиновники. – Там они не объясняются.

– Нормально, – депутаты озадачились не на шутку от такой информации.

– Тогда я прошу объяснить мне, что значит «центр притяжения людей» из пункта 3.2.1, – сказал депутат Дмитрий Кудинов. – У меня в округе, в Агафоновке, например, центр притяжения людей – пивной ларек. Рядом с ним придется всё озеленить, что ли?

Пункт действительно звучал странно: «При создании элементов озеленения следует учитывать принципы насыщения востребованных жителями общественных пространств элементами озеленения, а также создания на территории зеленых насаждений центров притяжения людей».

– Центр притяжения у земли есть...

– Метафизика какая-то...

Пока депутаты охали да ахали, председатель Полянский на всякий случай еще раз уточнил, неужели правда этот «центр притяжения людей» в федеральных правилах есть? Получив утвердительный ответ, депутаты стали переспрашивать.

– А «каркас» муниципального образования тоже есть? А упор на «принципы организации комфортной среды», никак не расшифрованные?

– Есть. Есть. Есть, – отвечали чиновники.

– А как мы будем расшифровывать? – снова задумался депутат Анатолий Серебряков. – Ведь тут мы либо повторяем рекомендации, либо делаем свой вариант с расшифровкой, но тогда это будет новый документ.

– Нового документа делать не нужно, – настаивали чиновники. – Давайте уберем тогда «центр притяжения».

– А может, он нужен? – в открытую ехидничали депутаты.

– Да не нужен он нам. Не нужен, – чиновники пообещали к следующему заседанию рабочей группы убрать все сомнительные формулировки.

Депутаты попросили не забыть про «неурбанизированные ландшафты». Поглумились над сочетанием слов. Отстали только после того, как чиновники городской администрации с досадой отослали их к чиновникам федерального министерства: «В методических рекомендациях нет расшифровки. Вопрос, наверное, больше к ним».

Депутаты сказали, что это, конечно, понятно. Но чиновники в погоне за своими смыслами не должны забывать, что они создают документ, за нарушение пунктов которого потом будут штрафовать людей и организации. Ну и как тем, кто будет штрафовать, понимать абзац про то, что «работы по озеленению необходимо планировать в контексте общего зеленого каркаса муниципального образования, обеспечивающего для всех жителей доступ к неурбанизированным ландшафтам»?

Кроны срочно опилить!

Дальше был интересный пункт про «смыкание крон». По мысли чиновников из федерального минстроя, в каждом городе существуют разные «режимы проветривания». И под каждый из этих режимов у деревьев должна быть своя особая крона. В Саратове, по словам чиновников, неблагоприятная ситуация с проветриванием. Особенно в центре города. 70 процентов загрязнения происходит из-за того, что улицы перегружены огромным количеством автотранспорта. И значит, в центре никакого смыкания крон деревьев быть не должно даже в парках. Пусть грязный воздух летит вольно над городом – до самых до окраин.

– Понятно, – сказали депутаты. И начали задавать другие глупые, простые, человеческие вопросы умным чиновникам мэрии. Они не понимали, что можно назвать «зеленой зоной» – дерево или парк определенного размера. Потому что если зеленые зоны должны быть в шаговой доступности, то, наверное, речь всё же идет о дереве, траве или газоне. Парков-то для шаговой доступности в Саратове точно не хватит.

Почему-то пропустив интересную формулировку про деревья, «расположенные в мощении», депутаты гораздо больше заинтересовались способами защиты деревьев, оказавшихся в этом непонятном мощении. И уж совсем непонятно им было, кто и как сможет отследить, будут или не будут застройщики при точечной застройке в центре ставить приствольные решетки, бордюры, скамейки по периметру и другие ограждения, в зависимости от возраста деревьев. Ведь на стройплощадку после разрешения на строительство вообще никто не должен заходить. Чиновники согласились – не смогут. А зачем тогда написали – не знают.

Представьте себе, что вы спите, а в окно вам показывают лазерные рисунки...

Некоторые уже начали унифицироваться
Некоторые уже начали унифицироваться

Главы про освещение тоже позабавили депутатов. Казалось бы, зачем менять действующие правила, где прописаны наружное, функциональное и информационное освещение. Однако вместо наружного теперь – функциональное. Так рекомендации советуют.

Чиновники объяснили в десятый раз, что разделы, где Саратов хочет получить из федерального центра финансирование, «слово в слово и должны идти». Ну а если «слово в слово», то получалось, что нужно подсвечивать все названия улиц и номера домов, указатели выходов и входов, дорожные знаки. Причем на частных домах – за деньги хозяина дома, который будет обязан следовать новым правилам саратовского благоустройства. Но на большинстве-то домов на это придется тратить бюджетные деньги.

– Город на табличках разорится, – ворчали депутаты, не понимая, зачем слепо следовать столичному стандарту. Это там памятники архитектуры, истории и культуры можно «выявлять из темноты и образной интерпретации», а мы-то свои развалюхи зачем подписываемся подсвечивать? Особенно лазерными рисунками?

– Не надо лазерную подсветку! – умоляли депутаты, напоминая, что и сейчас городским властям приходится отвечать по жалобам из-за лишнего света ночью. – Если уж без лазерных рисунков нельзя, давайте не рисовать на фасадах жилых домов. Потому что, если ночью проснешься, а в окне рисунок, то можно испугаться на всю оставшуюся жизнь.

По словам депутатов, для города было бы лучше прописать в этих правилах ответственность застройщиков за освещение новых микрорайонов. Потому что сейчас в ответ на все упреки строители смотрят и искренне не понимают, чего от них хотят? А потом затраты на освещение этих микрорайонов ложатся на бюджет, то есть на плечи жителей города.

Заседания рабочей группы продолжатся. Следите – будет интересно.