Белоруссия и Казахстан рулят

Оценить
А саратовские экспедиторы заплатят налоги полностью и разорятся

Саратовские международные перевозчики пригрозили распродать автопоезда и уйти с рынка. Они понимают, что их место сразу займут коллеги из соседних государств. «А они работают на НАТО», – предупредил депутатов Саратовской областной думы и чиновников регионального правительства саратовский предприниматель Андрей Кулик. Вместе с представителем Приволжского филиала Ассоциации международных автоперевозчиков в Саратове Андреем Предеиным он пришел неделю назад в думу просить принять региональный закон о льготах по налогу на имущество.

Неправильная какая-то политика

У перевозчиков было письмо. Слезное и подробное. Но о своих грядущих бедах они рассказали еще и простыми словами.

Неприятности свалились на российских участников этого бизнеса вместе с федеральным законом № 401 в ноябре 2016 года. Закон предусматривает отмену свеженькой федеральной льготы по налогу на автомобили для организаций. Льгота состояла в том, чтобы не обкладывать налогом в 2,2 процента остаточную стоимость движимого имущества, приобретенного после 1 января 2013 года. Те, кто поверил, что таким налоговым послаблением государство стимулирует обновление транспортного парка, поступили опрометчиво.

Льгота исчезнет с 1 января 2018 года. Вообще исчезнет. Для любых организаций, не только для международных перевозчиков. Но пока с прошениями в региональные собрания пошли только они. Может быть, быстрее других сообразили, что федеральный закон предусматривает возврат льготы властями регионального уровня. Может, на рынке перевозки грузов между странами, действительно, жесточайшая конкуренция.

По словам Андрея Предеина, в Саратовской области 50, а то и 70 процентов международных перемещений грузов и так приходится на иностранцев. «Желательно, конечно, повысить нашу конкурентоспособность и для этого налоговую нагрузку снизить», – объяснял он депутатам. На примере Андрея Кулика, занятого этим видом перевозок еще с 1994 года, депутатам предлагалось задуматься о том, что не так уж сильно российское государство баловало представителей важной отрасли. Потому что за 20 последних лет Кулик вынужден был сократить свой автопарк с 27 автопоездов до 8. Не потому что он плохой или неудачливый предприниматель. По всей стране такая тенденция. Активно работающих российских перевозчиков международных грузов три года назад было 3600, а сейчас осталось 1820.

– Сокращение наше происходит из-за дорогих ресурсов, из-за того, что цена автопоезда повысилась и составляет сейчас 7–8 миллионов рублей. При этом раньше окупаемость нового движимого имущества была 3 года, в 1998 году – 5,5 года, в 2011 году – 7,2 года. Сейчас окупаемость составляет уже 10 лет. Но за 10 лет автомобиль превращается в ноль. Я вот не хочу делать инвестиции, хочу продать все машины и заниматься другим бизнесом, – рассказывал депутатам Андрей Кулик. И они это его желание были готовы понять. Но тут Кулик перешел на патриотизм. Начал давить на то, что перевозка международных грузов – это сфера государственной безопасности, и её нельзя доверять иностранцам, даже если иностранцы – белорусы и казахи, всё равно они связаны с НАТО. И власти Саратовской области не должны дать этой опасности нависнуть над регионом из-за каких-то 10–15 миллионов рублей, которые надеются забрать налогом у перевозчиков.

Кулик призывал депутатов и чиновников устроить тяжелую жизнь не им, белым, пушистым и несчастным российским перевозчикам, а тем предприятиям, которые пользуются услугами иностранных экспедиторов. Начнут забирать у них за это 10 процентов от оборотной стоимости товара – сразу свои перевозчики станут дешевле и лучше. «Если мы не возим – значит, возят иностранцы. Они работают на НАТО, а мы останемся здесь ни с чем. Но будем кормить других», – предупредил он собравшихся на заседание рабочей группы об ответственности за судьбу 35 саратовских перевозчиков.

Ошибочные министерские расчеты

Министр экономического развития в правительстве Саратовской области Юлия Швакова упрекнула перевозчиков в том, что они пришли на заседание с какими-то странными цифрами. У нее в министерстве есть данные, что сейчас организации, о которых идет речь, платят чуть больше 3 миллионов рублей налога на движимое имущество. «Вы называете 10–15 миллионов рублей, которые приходятся на льготу. Но тогда автопоезда, купленные после 1 января 2013 года, составляют у вас не менее 70 процентов», – удивлялась она и просила представить документы и расчеты.

Хотя чего уж тут особо считать? Все цифры уже прозвучали на заседании. Если в бюджет после отмены льгот могут прийти 10 миллионов рублей, а налог на один автопоезд составит 150–170 тысяч рублей, то значит, перевозчики говорят о 50–60 единицах автотехники, купленных после 2013 года. Общий состав парка, приписанного к саратовским международным перевозчикам, – 312 автопоездов. 50 новых машин это не 70 процентов парка, а всего 15. А за остальные платят всего 3 миллиона рублей, потому что они старые. Ведь налог на движимое имущество считается от остаточной стоимости.

Жесткие экономические времена

Председатель рабочей группы Николай Семенец несомненно понимал, что свалившаяся на головы экспедиторов налоговая нагрузка по 150 тысяч рублей в год на автопоезд – это серьезно. И про всё время растущие утилизационные сборы, акцизы на топливо, тарифы ОСАГО, новые платежи в системе «Платон» он знал. Напоминать публичную риторику президента Владимира Путина о недопустимости увеличения налогов на предприятия несырьевого сектора экономики ему тоже было не надо. Уже много лет возглавляет Николай Яковлевич бюджетный комитет Саратовской областной думы. Но что он может сделать сейчас, когда федеральный центр поступил хитрее некуда, с одной стороны, переложив ответственность за существование льготы на регионы, с другой – предписав большинству из них и думать не сметь её подтверждать.

– Мы работаем сейчас в таком режиме, что все изменения в областном бюджете должны согласовывать с минфином РФ, – попытался он объяснить нюансы нынешнего дня просителям. – У нас есть ограничения по предоставлению новых льгот. Мы как на минном поле. Малейшее невыполнение указаний российского минфина – и мы потеряем его поддержку. А он дает нам почти бесплатные бюджетные кредиты. Мы не можем не выполнять условия российского минфина, потому что иначе сразу попадаем в капкан. И вся область страшные последствия будет иметь, если мы пойдем вам сейчас навстречу. Так что давайте посчитаем экономическую эффективность.

Николай Семенец или сам не знал, или не хотел прямо в лоб говорить перевозчикам, что врио губернатора Валерий Радаев уже распорядился никаких законов про льготы на недвижимое имущество на региональном уровне не принимать.