Турецкое время отпусков

Оценить
Туристический бизнес в Саратове оживает. Турция уверенно отбирает хлеб у Крыма и Сочи

Возвращение турецкого побережья в прейскуранты саратовских турагентств вызвало повышенный интерес у жителей города. Цены на путёвки в Турцию вполне способны конкурировать с предложениями российских курортов, а уровень сервиса там – заметно лучше. На фоне этого проседает спрос на Сочи и Крым, которые за прошедшие годы так и не смогли грамотно использовать дивиденды от хлынувшего к ним потока отдыхающих. Хотя, возможно, Крым получит ещё один шанс после постройки моста через Керченский пролив.

В целом туристический бизнес в Саратове восстанавливается. По мнению представителей отрасли, это может свидетельствовать о выходе экономики из кризиса.

Вашингтонская аналитика

Летом 2017 года жители Саратова ведут себя в плане выездного туризма гораздо активнее, чем год назад. Об этом «Газете недели» рассказал председатель гильдии туристического бизнеса Торгово-промышленной палаты Саратовской области, директор ТК «Лагуна тур» Дмитрий Анпилогов: «Продажи выросли довольно-таки сильно. По сравнению с прошлым годом где-то в 2–2,5 раза». По его мнению, такая динамика может свидетельствовать о том, что экономический кризис закончился.

«Первое, от чего отказывается человек, если у него какие-то проблемы с финансами, – это от отдыха, – приводит аргументы собеседник. – Он начинает или больше работать, или экономить. По крайней мере, точно никуда не едет. Если же у человека появляется какая-то надежда на светлое будущее, то он уже может позволить себе в том числе и отдых». Как отметил Анпилогов, схожего мнения придерживаются и в столице США: «У меня друг работает в Вашингтоне, в МВФ (Международный валютный фонд. – Прим. ред.). Он периодически отзванивается, говорит: «У тебя такой бизнес, можно очень хороший срез делать по экономический ситуации в стране».

В целом глава гильдии не скрывает оптимизма от складывающейся ситуации: «У нас два года назад падение продаж было вообще на 80 процентов. А сейчас всё замечательно».

Аналогичными наблюдениями делится и заместитель директора турагентства «Четыре сезона» Наталья Шахова: «На мой взгляд, спрос растёт. Люди стали немножечко лучше покупать, чем в прошлом году. По крайней мере, у нас. Наверное, как-то стабилизируется экономическая ситуация». Она отмечает, что спрос на путёвки появился не только со стороны состоятельных клиентов, но и со стороны людей среднего достатка.

Привет, Турция!

По словам Шаховой, саратовцы покупают туры в Грецию, Испанию, на Кипр, а также «немножечко Тунис» и «немножечко Болгария». Однако наибольшей популярностью пользуется Турция, с прошлого года вновь доступная россиянам для отдыха. «Турцию любят все. Есть определённые вещи по отдыху, которые, наверное, только там можно получить», – поясняет представитель турбизнеса. По её оценке, турецкий берег является абсолютным лидером по соотношению цены и качества отдыха, и наши люди уже порядком по нему соскучились.

То, что Турция пользуется «огромным спросом», подтверждает и Анпилогов: рейсы из Саратова туда вылетают четыре раза в неделю, и на июль практически все они уже забиты. «Турция – это настолько качественно, недорого и такой поток они могут принять, что ничто не может с ними сравниться», – сообщил глава гильдии. Кроме того, по его словам, по сравнению с докризисным периодом цены на путёвки в Турцию если не снизились, то уж точно не выросли.

При этом Анпилогов отметил, что, пытаясь выдержать конкуренцию с Турцией, другие направления отдыха тоже стараются держать ценники невысокими. В целом же цены на путёвки в рублях за прошедший год значительно не изменились. Адаптировалась и психология клиентов: все уже осознали, что курс доллара вырос вдвое, поэтому адекватно реагируют на посткризисные расценки. То, что цены на отдых критически не изменились, констатирует и Шахова. Хотя, по её наблюдениям, некоторый рост всё равно есть: «Ну да, цены растут. Каждый год ненамного, но вырастают».

Такой наш Крым

Если туристы и турагентства от возобновления рейсов в Турцию выиграли, то российские курорты – совсем наоборот. По словам Анпилогова, сегодня Сочи и Крым не способны конкурировать с турками ни по ценовой политике («Очень сильно сомневаюсь, что за эти же деньги вы что-то найдете в Сочи на двоих»), ни по качеству. Так, в Турции пытаются вернуть доверие российского туриста, принимая его как «дорогого, родного человека», а вот на юге России с этим проблемы. «Как работала там ещё при Советском Союзе тётя Маша, так она и продолжает работать. И думает, что она – пуп земли», – посетовал собеседник.

В проигрыше российского побережья турецкому Анпилогов видит философскую закономерность: «Создание каких-либо искусственных барьеров никогда ни к чему хорошему не приводит. Нужна здоровая конкуренция. Вот был у нашего черноморского побережья карт-бланш на два года. Я так понимаю, владельцы отелей этим не воспользовались. Те бешеные деньги, которые они получали от наших туристов, – потому что туристов ехало туда очень много, – они потратили, очевидно, на другие цели. А не на развитие инфраструктуры, постройку новых отелей и так далее».

Хотя ещё не всё потеряно. Как считает Анпилогов, после завершения строительства моста через Керченский пролив может появиться новое веяние: поездки в Крым на личном автомобиле. Возможно, это откроет полуострову второе дыхание.