Не всё хоккей

Оценить
Не всё хоккей
Фото Анатолий Милосердов
Почему снесли каток, семнадцать лет работавший в селе Невежкино

В селе Невежкино Лысогорского района снесли хоккейную коробку, построенную и содержавшуюся на деньги местного фермера Александра Жарикова. Каток в школьном дворе появился семнадцать лет назад. Здесь тренировались детская и взрослая хоккейные команды (фермер закупал для них экипировку и вывозил на соревнования), бесплатно катались на коньках все желающие, проводились новогодние праздники. О хоккее в отдаленной деревеньке восторженно писали саратовские газеты, выходили сюжеты на федеральных телеканалах. Всё изменилось в один день. В сельскую школу прибыла плановая проверка министерства образования. Проверяющие высказали устные замечания к техническому состоянию деревянного катка и предложили директору школы «устранить недостатки».

«Париж–Дакар» отдыхает

От остального человечества Невежкино отделяют 50 километров фантастической дороги. В Саратовской области можно увидеть много плохих дорог, но такую трудно даже представить. Большую часть пути бывший асфальт приходится объезжать по накатанной параллельно грунтовке.

Как говорят местные жители, «скорая» к ним добраться не может. В экстренных случаях приезжает врач из амбулатории в Больших Копенах. Полноценную участковую больницу «оптимизировали» лет пять назад, оставив дневной стационар. «Если раньше бабушку можно было спокойно уложить на полный курс лечения, то теперь нужно два раза в день возить туда-сюда по бездорожью. Разве больной пожилой человек выдержит?» – говорят сельчане. В Невежкино нет даже аптеки.

По этой дороге сельские школьники ездят сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Собственного транспорта в местной школе нет, за детьми из Невежкино заезжает автобус из соседних Копен. По официальным сведениям, выезжают в 6.30 утра, как говорят жители – раньше, часа в 4.00. После экстремального ралли дети должны еще и адаптироваться к атмосфере экзамена – металлоискатели, досмотры, глушилки. Возможно, бездорожье стало одной из причин не блестящих результатов сельских выпускников: в нынешнем году шесть из 13 местных девятиклассников не смогли сдать математику с первой попытки.

Александр Жариков«Дорогу нашу окончательно испортили, когда строили магистральные газопроводы, вся тяжелая техника здесь идет. Мы, местные фермеры, весной пытались ямы засыпать. Но в селе мы еще можем что-то сделать на свои копейки, а дорога – это же миллиард нужен», – говорит фермер Александр Жариков. Помолчав, Александр Викторович спрашивает, можно ли писать, что сельхозпроизводители посмели ремонтировать государственное имущество – дорогу, «мы по шапке не получим?». Еще помолчав, машет рукой: «А, ладно, уже получили».

Куда приводят мечты

Александр Викторович листает толстый альбом с фотографиями хоккейного клуба за двадцать лет. «Был у нас вратарь Николай, рыжий. Вот мы и решили называться «Подсолнух» – и про вратаря, и про сельское хозяйство». Каждому капитану посвящена отдельная страница со снимками – от первоклассника, только пришедшего в команду, до выпускника. «В большой хоккей никто не выбился, для этого нужно начинать дошкольником и в городе. Многие, став взрослыми, продолжают играть на любительском уровне, помогают тренировать малышей. Половина выпускников клуба работает у меня в хозяйстве, половина – уехали в город, выучились. Ни одной плохой судьбы, чтобы кто-то сел или спился».

Александр Викторович начал играть в хоккей лет сорок назад на местных прудах. «Никакой формы, защитных масок не было. Коньки к валенкам привязывали, клюшки сами вытесывали». В Невежкино работали два колхоза – «Май» и «Октябрь». Сначала их команды соревновались между собой, лучшие отправлялись биться с соседними Копенами, потом – на районный турнир. В конце 1990-х – начале 2000-х выросшие хоккеисты, ставшие фермерами, поставили деревянные катки в Невежкино, Больших Копенах, Широком Карамыше, Лысых Горах.

«Я построил коробку в 2000 году на пустыре у школы. Никаких разрешений тогда не требовалось. Это считалось мужским поступком», – вспоминает Александр Жариков. Пробурил скважину для заливки катка, обустроил теплую раздевалку, покупал для детей форму, коньки, экипировку, «это 30–50 тысяч рублей по минимуму». «Дешевую клюшку нет смысла брать, она одноразовая. Я покупаю за 4–5 тысяч рублей, по две клюшки на сезон для каждого».

Не всё хоккей

Мальчишки из Невежкино ездили на игры «Золотой шайбы» и «Кубка надежды» в Калининск, Балашов, Балаково, Саратов, у команды из крошечной деревни – девять призовых мест. Фермер оплачивал проживание в гостиницах, питание, призы. Ему больше нравится говорить не о рублях, а о шайбах. «В этом году обыграли Вольск, представляете? Это же неприступная команда, у них свой ледовый дворец в городе. Основное время – ноль-ноль, овертайм – ноль-ноль, напряжение невероятное!» – Александр Викторович со вкусом рассказывает, как «выиграли по буллитам», и я понимаю, как выглядит счастливый человек, который исполнил детские мечты.

«Я никогда ни у кого ничего не просил. И никому не мешал», – говорит фермер. Каток снесли во вторник вечером. «Коробка находилась на школьном участке. Если бы нам дали хоть немного времени, можно было переоформить эту землю на муниципальное образование или я бы её выкупил. Тогда каток можно было бы сделать не школьным, а просто поселковым, может, в этом случае у проверяющих не было бы претензий. Но нам не дали ничего предпринять».

Александр Викторович добавляет: «Если честно, село меня удивило. Раньше я думал: это мне одному надо. Но вчера столько народу на сход пришло, люди стали в прессу писать, в инстанции звонить. И я понял: это всем надо».

Жариков не исключает, что демонтаж хоккейной коробки – первый шаг к закрытию школы. «Логика прослеживается: закрыли больницу, дорогу не чинят, теперь нет катка. От села отщипывают по кусочку. Как пел Высоцкий, «таскают: кто – иконостас, кто – крестик, кто – иконку, и веру в Господа от нас увозят потихоньку».

Отметим, что неделю назад областное Следственное управление сообщило о возбуждении уголовного дела в отношении Саита Девличарова по статье 285 УК «Злоупотребление должностными полномочиями». Как отмечается в сообщении, «противоправные действия главы пресечены сотрудниками УФСБ». По версии следствия, чиновник единолично одобрил передачу под залог муниципального имущества. В результате одно из ООО получило 9 миллионов рублей кредита, но не исполнило своих обязательств, и муниципальное имущество отошло банку.

Кто крайний?

На месте хоккейной коробки – примятая трактором пышная трава, разросшаяся нынешним дождливым летом. Каток находился на заднем дворе школы. Вокруг – бывший школьный огород, отвалы перепаханной земли покрыты мелкими сорняками. В школе осталось 40 учеников (здание рассчитано на 350 мест), овощи здесь больше не сажают.

Хоккей в Невежкино – главная тема. Школьный холл украшен вратарской майкой Владислава Третьяка и форменной толстовкой тренера ЦСКА Владимира Чебатуркина. На стене – фотографии встреч со знаменитыми хоккеистами, куда ездили сельские мальчишки. Подаренные клюшки обмотали скотчем, чтобы ребята не затерли автографы. Целую стеклянную витрину занимают блестящие золотом кубки и медали школьной команды.

Елена ДавыдоваДиректор Елена Давыдова ждет нас в кабинете. На женщине нет лица. Вчера на школьном огороде состоялись два народных схода перед телекамерами. Происшествие в Невежкино вызвало скандал в соцсетях, говорят, информация дошла до депутата ГД Ольги Баталиной. В деревню прибыла съемочная группа Первого канала и всё районное начальство. «Ну что родители мне говорили, как вы думаете? Что дети не курят, не пьют, заняты полезным делом – зимой каждый вечер и все выходные на катке. Я спросила родителей: а вы не беспокоитесь о безопасности детей, ведь коробка не отвечает лицензионным требованиям? Они засмеялись».

Елена Владимировна рассказывает, что живет в Невежкино 32 года. Училась с Жариковым в одном классе. Сама каталась, вела девичью хоккейную команду, «пока возраст позволял». «Мой сын вырос на катке, был капитаном команды, сейчас играет в Ночной лиге. У меня внук там катается. Я как родитель «за». Но поставьте себя на мое директорское место! Если ребенок повесит глаз на гвоздь, Елена Владимировна сядет в тюрьму, кто меня защитит? Каток находится на территории школы, но не оформлен никак, ни одного акта. Коробка самодельная, никаких документов на нее нет. Я не защищена ни с какой стороны. Я 20 лет как по острию ножа хожу, беру происходящее под свою ответственность. Ко мне и прокуратура может прийти. Любая проверка – это мне тюрьма за то, что я не оберегаю здоровье детей. А безопасность детей должна быть на первом месте».

Плановая проверка министерства образования, проходящая раз в три года, началась в школе Невежкино 14 июня. Как говорит Давыдова, проверяющие высказали замечания к состоянию катка и устно предложили «устранить недостатки». Никаких письменных приказов, по словам директора, ей не выдавали. «Я думала, как устранить. Позвонила главе администрации, начальнику управления образования, фермеру Жарикову. Он сказал: мы стареем, и площадка стареет, пришло время её заменить. Без него я бы на такой шаг не пошла никогда! Я говорю: у меня рука не поднимается ломать, и физрук не соглашается. Он сказал, мол, попроси кого-нибудь, может, кому на доски надо».

Не всё хоккей

Как говорит директор, «мы и сами давно знали, что нужна новая площадка». В государственные программы по обеспечению школ спортивным оборудованием Невежкино не вошло. За счет бюджета школа получила за последние годы шесть пар лыж и три мяча для баскетбола и волейбола. С просьбами об установке новой хоккейной коробки директор к районным или областным властям не обращалась. «Какие обращения, мне крышу в детском саду надо делать», – вздыхает Елена Владимировна. На ремонт крыши в садике нужно 50 тысяч рублей, на замену пожарной сигнализации – 70 тысяч. По словам директора, «вопрос поставлен перед отделом образования».

Раньше с ремонтом здания помогали местные фермеры, в том числе Жариков: несколько лет назад хозспособом перекрыли крышу на здании школы, заменили полы на первом этаже.

Бумажки и проверки – бич современных школ, и не только сельских. Как шутят учителя, отчетности требуется так много, что ученики мешают работать с документами. Руководители образовательных учреждений, скрывшись за анонимными никами в интернете, говорят о настоящем административном терроре. Чтобы отбиться от проверяющих, нужно обладать мощными ресурсами и некоторой склонностью к личному героизму. В отличие от начала 2000-х, сегодня живая и интересная работа с детьми, не защищенная килограммами макулатуры и визами столоначальников, в школе невозможна. Скорее удивительно, что школьный хоккейный клуб в Невежкино существовал так долго (видимо, потому, что сюда не всякая проверка доедет).

Областное министерство образования в своем комментарии передало позицию директора школы Невежкино и воздержалось от собственных оценок ситуации. Напомним, что в апреле региональное управление ФСБ возбудило уголовное дело по статье 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» в отношении министра образования Марины Епифановой. Как писали в саратовских СМИ, чиновницу подозревают в нарушениях при закупке интерактивных досок. Сразу после публикаций стало известно об увольнении Епифановой по собственному желанию.

Что будет 1 октября

На встрече с жителями Невежкино глава Лысогорского района Саит Девличаров пообещал, что 1 октября в селе будет открыта новая пластиковая хоккейная коробка. Стоимость покупки пока неизвестна, называются суммы от 600 тысяч рублей до 1,5 миллионов. Предполагается, что власти оплатят приобретение оборудования, а фермеры за свой счет его установят и будут помогать с эксплуатацией, как раньше.


[Кстати сказать]

«Запретить всегда проще»

Деревянная хоккейная коробка, похожая на ту, что стояла в Невежкино, находится возле школы в селе Большие Копены Лысогорского района. «Газета недели» спросила местного фермера и директора учебного заведения, не опасаются ли они, что проверяющие велят снести и их каток.

Фермер Владимир Гоферберг:

– Ситуация со сносом хоккейной коробки в Невежкино для меня совершенно непонятна. У меня нет никаких предположений, почему каток помешал кому-то именно сейчас. С таким подходом всё можно закрыть. Чем дети вообще заниматься будут? Если они пойдут кататься на речку – это будет безопаснее?

У нас на катке никогда не возникало проблем, не было случаев травматизма. Дети занимаются в шлемах, в защитных щитках, в присутствии тренера. Мы помогаем хоккейной команде: покупаем инвентарь, заливаем каток, чистим. Конечно, было бы неплохо поставить новенькую коробку. Но сами мы такую покупку не потянем, а государственные органы нам ничего подобного ни разу не предлагали.

Директор школы села Большие Копены Николай Панин:

– Хоккей в нашем селе развивается с 1973 года. Сначала мы заливали площадку у клуба, огороженную земляным валом. С 1998 года действует коробка при школе. Фермер Владимир Гоферберг полностью закупил для нашей команды форму, помогает с приобретением клюшек, коньков и другой экипировки.

В нашей школе 80 человек. Нет ни одного ребенка, который не умел бы стоять на коньках. Моя внучка в пять лет уже научилась кататься. Все пацаны в селе играют в хоккей. В школе 60 пар коньков. Мы здесь проводим уроки физкультуры, два раза в неделю занимается хоккейная секция. Бог миловал, травматизма за эти годы не было. По вечерам всё село сюда сходится – а куда у нас еще пойти? Здесь фонари, музыка играет. На Новый год и Рождество здесь проходят елки. В 2014 году в день открытия Олимпиады у нас было свое спортивное представление, на квадроцикле нам привезли олимпийский огонь.

Перед открытием сезона мы проводим текущий ремонт, поддерживаем коробку в рабочем состоянии. Конечно, нам хотелось бы пластиковую, но кто бы профинансировал?

Два года назад по федеральной программе у нас был отремонтирован спортзал, нам выделили 100 тысяч рублей на закупку инвентаря – лыж, мячей, матов, обручей и т.д.

Глава администрации обещал, что в Невежкино поставят новый каток. О нас ничего не сказал. Думаю, надо денег раздобыть, покрасить нашу коробку, подновить. Может, повезет, проверяющие мимо пройдут.