Бедные на «Боингах» не летают

Оценить
На прошлой неделе состоялось торжественное — какое же еще — открытие очередной очереди строительства аэропорта в Сабуровке.

На прошлой неделе состоялось торжественное – какое же еще – открытие очередной очереди строительства аэропорта в Сабуровке. Гостей пригласили высоких – главу Росавиации Александра Нерадько, главного инвестора Виктора Вексельберга. Попутно заметим, что внимание высоких гостей к Саратову – на той неделе еще и вице-премьер Игорь Шувалов прилетал – нам видится как элемент предвыборной кампании нашего губернатора. Одновременно понятно, что знатных гостей просит посещать Саратов главный покровитель Радаева – спикер Госдумы Вячеслав Володин. Эффективность этих визитов – тема отдельного разговора, но примерно таких гостей называют в России свадебными генералами.

Но не об этом пойдет речь в дальнейшем. Виктор Вексельберг, выступая в Сабуровке, говорил о том, что новый аэропорт откроет Саратовскую область всему миру и, соответственно, весь мир откроется жителям Саратовщины. И всё бы хорошо, но примерно в те же дни были опубликованы новые данные ВЦИОМ о благосостоянии россиян. При этом отметим, что ВЦИОМ – не та организация, которая любит сообщать неприятные новости, но тут без правды или её части не обойтись. Итак, согласно данным соцопросов, около 10 процентов россиян заявили, что им не хватает средств даже на продукты. «Более 80 процентов россиян считают бедными тех, кому едва хватает средств на еду или одежду. Эта группа бедных в мае 2017 года составила 39 процентов (среди людей пенсионного возраста – 54, среди жителей сельской местности – 46). 10 процентов респондентов отметили, что для них затруднительна даже покупка продуктов», – сказано в опросе.

Также стало известно, что на уровне минимальных значений с майских опросов прошлых лет находится и доля респондентов, для которых приобретение продуктов или одежды не составляет проблемы, а покупка крупной бытовой техники и мебели затруднительна для 41 процента. Еще в тему: председатель Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила, что за первый квартал текущего года количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума возросло на 2 миллиона человек.

Теперь примерим ситуацию с общим обнищанием к парадным речам на строительстве. Когда строительство аэропорта только затевалось и в стране еще не наступил кризис, годовой пассажирооборот саратовского аэропорта составлял пятьсот тысяч человек и была очевидна тенденция к росту. Правда, были специалисты, которые считали, что максимально пассажиропоток может увеличиться до шестисот тысяч. Но тогдашний министр экономики области Владимир Пожаров утверждал, что можно нарастить и до миллиона человек в год. Исходя из этих мечтаний, и строят сейчас аэровокзал в Сабуровке. Кризис продолжается, число авиапассажиров сократилось сейчас до трехсот тысяч в год. Это немногим больше восьмисот человек в день. Чиновники – местные и приглашенные – отчего-то уверены, что с открытием Сабуровки число пассажиров вырастет. Но так ли это?

Два момента – транспортная доступность аэропорта изменится, то есть ухудшится. Время в дороге вырастет, и при этом нужно помнить о постоянной пробке на въезде в город с Вольского тракта. Об аэроэкспрессе в последнее время говорят как-то нехотя, и далеко не факт, что РЖД согласится проводить туда железнодорожную ветку – и всё по той же причине: кто ею будет пользоваться? И, весьма вероятно, вырастут цены. Тут логика элементарна. Аэропорт в Сабуровке – частно-государственное партнерство. Строительство аэровокзала и ряда других сооружений ведет компания «Ренова», точнее, её подразделение «Аэропорты регионов». Сумма затрат – миллиарды рублей. И их, как говорят в российском бизнесе, надо отбить. За счет чего? Здесь видится только один вариант – повышение стоимости аэропортового обслуживания. Представить авиакомпании, которые безропотно снесут повышение цен, а не переложат его на пассажиров, – невозможно.

Но об этом у нас говорить не желают. Может, и не догадываются – наши могут, а может, и догадываются, но традиционно не хотят думать о неприятном.

Мечтать о хорошем – куда приятнее. Тут, правда, начинается одна очень забавная история. Как только откроется аэропорт – потянутся косяком к нам инвесторы. Недавно на эту тему высказался президент Союза «Торгово-промышленная палата Саратовской области» Алексей Антонов: «Создание в Саратове воздушной гавани нового поколения, отвечающей требованиям безопасности и комфорта, позволит увеличить пассажиропоток и грузопоток, привлечет в Саратовскую область новых предпринимателей, ищущих контрагентов, потенциальных инвесторов, а также туристов».

О туристах пока не будем, поговорим об инвесторах. Как я понимаю, для привлечения инвесторов нужны, прежде всего – хорошие условия, честность местных чиновников, благожелательное к инвесторам законодательство, наличие инфраструктуры, логистика, наличие необходимой квалифицированной рабочей силы. Будет всё это, потенциальные инвесторы к нам пешком придут, зимой на собаках приедут. Пока же всего этого нет, странно молиться на недостроенный аэропорт. А то получается, как в записных книжках Ильи Ильфа: «В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет». И еще нужен хороший инвестиционный климат в целом по стране, а его тоже нет. Вот последняя новость: иностранные инвесторы вывели с российского рынка с конца февраля по конец июня 1,6 миллиарда долларов, пишет «Коммерсант». Это рекордный отток капитала за последние три с половиной года.

Но вернемся в Сабуровку, предположим, в начало двадцатых годов этого столетия. Прилетает наш любимый герой – потенциальный инвестор в новый аэропорт. Бродит по прекрасному, но абсолютно пустому зданию вокзала, внимательно изучает табло, на котором значатся шесть рейсов за сутки. И думает: «Здесь ребята чужих денег не считают. Может, сразу обратно лететь»?