Государственный литр

Оценить
Государственный литр
Цены на бензин в России растут. И будут продолжать расти

Бензин и дизельное топливо в России дорожают из года в год. Изменить эту тенденцию не помогли ни обвал мировых цен на нефть, ни публичный гнев президента Путина, ни антимонопольная служба. А в минувшем месяце выяснилось, что Саратов оказался одним из лидеров по расценкам на бензин марок АИ-92 и АИ-95 среди городов – столиц субъектов ПФО. «Газета недели» разобралась, почему всё так произошло.

Саратовские страдания

Согласно данным Росстата на 19 июня, Саратов является обладателем самой высокой средней цены на бензин марок АИ-95 и выше среди городов, являющихся центрами субъектов федерации в Приволжском федеральном округе. Цена топлива составила у нас 40,06 руб./литр. Ни в одном из других городов, попавших в приволжскую статистику, расценки не достигли даже 40 руб./литр (ближе всего к нам подобрались Самара и Киров – 39,80 руб./литр). Похожая ситуация наблюдается и с бензином марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.). Средняя цена на него составила в Саратове 37,02 руб./литр – второе место в ПФО после Кирова (37,27 руб./литр). При этом, согласно данным Росстата за апрель, по размеру средней зарплаты Саратовская область занимает одно из последних мест в ПФО.

Парадоксальную на первый взгляд ситуацию «Газете недели» прокомментировали в министерстве промышленности и энергетики Саратовской области. Причину ценового лидерства Саратова там видят в неравномерности повышения цен на топливо в разных регионах. Бензин дорожает по всей России: расценки на оптовые партии уже выросли, а цены на автозаправочных станциях сейчас их просто «догоняют». Только АЗС приходится менять ценники осторожно, чтобы не привлекать к процессу излишнее внимание и не терять очки в конкурентной борьбе. Когда рост цен стабилизируется во всех приволжских регионах, Саратов займет привычную для себя 4–5-ю позицию в рейтинге – считают в министерстве.

В ведомстве отметили, что на ситуацию в нашем городе также может влиять ограниченное количество АЗС крупных нефтяных компаний. В Саратове они представлены фактически только заправками «ЛУКойла» и «Роснефти» (и «Башнефти», которая с некоторых пор принадлежит «Роснефти»). В условиях ограниченной конкуренции нефтяные гиганты могут позволить себе играть с ценами на бензин свободнее.

Цена вверх

Согласно статистике Яндекса, начиная с 2008 года цены на АИ-95 и АИ-92 в России выросли более чем в 1,8 раза. Отечественный бензин продолжил дорожать даже после того, как три года назад рухнули мировые цены на нефть. На странное явление обратил внимание и президент Путин. «Некоторые вещи вызывают, конечно, вопросы: вот на 10 процентов на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35 процентов» (Газета.ру), – удивлялся президент в конце 2014 года и даже поинтересовался, куда смотрит ФАС. После его высказывания цены на бензин действительно немного снизились, однако совсем скоро рост возобновился. За время, прошедшее после высказывания президента, рост цен на АИ-92 и АИ-95 достиг уже почти 12 процентов.

Удорожанию бензина на фоне дешевеющей нефти находились разные объяснения. Например, в конце 2014 года ФАС объясняла, что бензин не дешевеет, потому что пока реализуется по старым закупочным ценам. Когда наконец почувствуется влияние новых цен, ведомство пояснить затруднялось. По мнению антимонопольный службы, на бензиновые расценки влияет целый ряд факторов, включая рост спроса (например, полуостров Крым после присоединения полностью перешел на российские нефтепродукты) и дефицит топлива (который появился осенью 2014 года из-за проблем на нефтеперерабатывающих заводах). По мнению же аналитиков, на удорожание топлива повлияли «налоговый маневр» правительства (повышение налога на добычу полезных ископаемых с одновременным снижением экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты в 2015 году), повышение акцизов на бензин (в 2014 году они выросли с 8,5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. за тонну) и обесценивание рубля.

Называлась и еще одна возможная причина роста цен: рынок нефтепродуктов в России чрезмерно монополизирован. Например, в 2013 году бывший заместитель министра энергетики РФ Владимир Милов в интервью сайту kolesa.ru рассказывал, что в цене бензина АИ-95 наценка монополистов составляет 20 процентов. А в 2014 году ФАС даже возбудила дело в отношении нескольких нефтяных компаний, включая «Роснефть» и «ЛУКойл», по статье закона «О защите конкуренции». В действиях нефтяников ведомство увидело признаки манипулирования на бирже, что могло стать причиной удорожания бензина.

Оптом и в розницу

О причинах роста цен в 2017 году редакции рассказал исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. По его словам, ситуация складывается нестандартно: раньше розничные расценки на бензин в летний период традиционно отставали от оптовых, и АЗС компенсировали этот разрыв за счет зимних месяцев. «В предыдущие годы маржа зимой достигала 25–30 процентов, и за счет этого компенсировалось то, что недобирал розничный продавец летом, когда оптовые цены росли, а розничные за ними не поспевали, – объяснил Сергиенко. – Если брать усредненные показатели лета и зимы, то в целом складывающаяся по году доходность розничного бизнеса в 15–20 процентов была удовлетворительной». Однако минувшей зимой розничным продавцам не удалось компенсировать то, что было недобрано прошлым летом.

2017 год для торговцев бензином в нашей стране вообще выдался весьма оригинальным. Например, с начала года оптовые цены не падали, как это бывало раньше, а, наоборот, росли. Как считает Сергиенко, сказались неоднократное прошлогоднее повышение акцизов на топливо и продолжающийся «налоговый маневр». Удорожание бензина уже привело к тому, что массовый спрос на него просел. В условиях избытка топлива, который сейчас наблюдается в стране, цены должны падать, но этого не происходит.

Монополисты

Ценовой тренд на российском рынке бензина задают крупные оптовые продавцы, то есть нефтяные компании. Как отмечает Сергиенко, понять, что влияет на формирование их расценок, сложно, так как этот процесс не публичен. «Биржевые цены, конечно, можно посмотреть, но это не розничные цены, которые каждому видны», – объясняет сложности собеседник. Отечественный рынок нефтепродуктов он описал как «достаточно монополизированный». Более половины этого рынка, по словам представителя РТС, занимает компания «Роснефть», принадлежащая государству. Когда нефтяников в стране мало, они «знают, что делают».

«Мы постоянно обращаем внимание государственных регуляторов, таких как ФАС, на то, что нефтяные компании, располагая основными ресурсами топлива, пытаются за счет роста оптовых цен покрыть потери, которые государство забирает у них в виде повышения налогов», – говорит Сергиенко. Он не готов подтвердить, что в сфере теплоэнергетических ресурсов в России действуют рыночные законы. По мнению представителя РТС, обеспечить тот уровень конкуренции, который является главным фактором сдерживания цен в рыночной экономике, сегодня в отрасли нельзя: «Той инфраструктуре, которая у нас есть, было бы более присуще государственное регулирование цен. Но у нас посчитали, что мы можем создать рынок в этом отношении. Вот он у нас такой и создался. Какой-то перекошенный, нелогичный и противоречивый».

Монополизированный характер нефтяной отрасли продиктован особенностями её создания. По словам Сергиенко, всё, что сейчас эксплуатируется в этой сфере, пришло из советского времени. «Раньше, при наших территориях и размерах государства, заводы строили как: «Ага, вот у нас тут нет завода, давайте мы его поставим, трубу к нему подведем, сколько надо, чтобы близлежащую территорию обеспечивать ГСМ», – объясняет он. В 90-е годы инфраструктура была приватизирована, и сейчас её мощностей достаточно для обеспечения потребностей страны. Поэтому строить что-то новое нет экономического смысла. «Никто рядом с советскими заводами не построил еще один завод, чтобы он с ними конкурировал», – поясняет собеседник.

Все претензии – к депутатам и чиновникам

Министерство промышленности и энергетики Саратовской области тоже склонно объяснить рост цен на бензин увеличением налога на добычу полезных ископаемых и акцизов. «В результате розничная маржа снизилась до минимальных значений, а для заводов с низкой глубиной переработки маржа нефтепереработки снизилась вплоть до убытков», – пояснили в ведомстве.

Год назад издание «Аргументы и факты» опубликовало данные пресс-службы «ЛУКойла», согласно которым 57 процентов стоимости бензина составляют государственные акцизы и налоги. Оставшаяся часть почти полностью уходит на покрытие затрат на добычу, переработку и пр. Прибыль компании составляет лишь 5 процентов. По данным Российского топливного союза за март, прибыль оптовиков в продаже бензина марки АИ-92 несколько выше – 9,25 процента. С каждого проданного литра нефтяная компания забирает 3 рубля 38 копеек. Государству же в виде налогов достается 23 рубля 12 копеек, т.е. более 60 процентов.

Сколько, кому и за что российский автомобилист платит с одного литра АИ-92

Себестоимость добычи нефти 11,13% 4,07 руб.
Налог на добычу полезных ископаемых 23,20% 8,48 руб.
Акциз на топливо 21,34% 7,80 руб.
НДС и прочие налоги 18,70% 6,84 руб.
Переработка, транспорт 9,09% 3,32 руб.
Затраты на содержание АЗС 8,21% 3,00 руб.
Прибыль в оптовом звене 9,25% 3,38 руб.
Прибыль в розничном звене* -0,92% -0,34 руб.

По данным Российского топливного союза за март 2017 года, при стоимости литра АИ-92 36,55 руб.

* Специалисты отмечают, что автозаправочный бизнес в России является низкомаржинальным. В ряде случаев топливный бизнес работает за счет продажи сторонних товаров (напитки и пр.).