История с бородой

Оценить
Вообще у нас в стране прежде существовал определенный имидж-код для руководителей. Так, товарищ Сталин, которого недавно защитил Владимир Путин, носил усы. И многие другие руководители тоже носили усы.

Вообще у нас в стране прежде существовал определенный имидж-код для руководителей. Так, товарищ Сталин, которого недавно защитил Владимир Путин, носил усы. И многие другие руководители тоже носили усы. Например, Андрей Александрович Жданов. Или Николай Михайлович Шверник, который в 1946–1953 годах занимал высшую государственную должность – Председателя Президиума Верховного Совета СССР. А всесоюзный староста, Михаил Иванович Калинин, даже бородку носил. Потом к власти пришел Никита Хрущев, который, мягко говоря, обилием растительности похвалиться не мог. И всё – никто усов больше не носил. Потом был Брежнев Леонид Ильич, который в этом плане отличался необыкновенно густыми бровями. Возможно, другие члены Политбюро и рады бы были заиметь такие же брови, но бог не дал.

Сейчас вроде бы таких строгостей нет, можно носить любые прически или бриться наголо, как министр финансов Силуанов, но разнообразие не поощряется. По крайней мере, в первых рядах. А вот уже какой-нибудь заместитель министра из молодых может щеголять модной трехдневной щетиной. И в провинции – всё точно так же. Но есть люди, которые могут себе позволить. Например, политолог Дмитрий Чернышевский носит окладистую бороду. Полагаю, что он немного подражает Петру Аркадьевичу Столыпину. Если же на мой вкус, есть в этой бороде что-то от купца-лавочника. Но о вкусах не спорят, и дело, в конце концов, не в бороде.

Тут в воскресенье местные единороссы собрались на какое-то свое мероприятие, чтобы определиться с кандидатами на места депутатов областной думы и на место губернатора. То есть решали давно решенное, или, как сейчас говорят, выводили в публичное пространство давно принятые решения – есть у партии такая привычка. И вот там-то Дмитрий Чернышевский и выдал пламенную речь в поддержку кандидата на должность губернатора Валерия Радаева. Отметим, что Дмитрий Викторович не ограничился обычным славословием, но и совершил небольшой экскурс в историю. Другим же товарищам, которые будут когда-либо претендовать на должности в Саратовской области, стоит взять на заметку одну черту из политических исследований Дмитрия Чернышевского: он всегда хвалит нынешнюю власть, но никогда не забывает пару раз пнуть власть предыдущую.

Вот о Дмитрии Аяцкове и немного о своей бороде: «Я 25 лет уже в политике и около нее, всех губернаторов знаю и со всеми работал. Когда я начинал, у меня даже усов не было, а сейчас уже седая борода. Был у нас Дмитрий Федорович Аяцков, как он хорошо начинал! Какой человечище матерый! Какие лозунги! Сильная рука! Столица Поволжья! Как всё здорово было в 1996–1997 годах. Потом прошло время, личные коммерческие интересы, родственники, другие причины... Когда он уходил, было очень грустно... Человек потратил свой запал и запал народа впустую». О Павле Ипатове: «Он прекрасно одевался, человек с хорошим вкусом, тонкий знаток вин, но прошел срок его правления, и что мы видим? Это были самые жирные годы в истории Российской Федерации, но Саратовская область эти годы пропустила! В тот момент мы тратили силы на внутренние разборки...» О том, кто эти разборки затеял, Чернышевский тактично умолчал, чтобы не обидеть собравшихся единороссов.

Понятно, что о Валерии Васильевиче было сказано много и только хорошо. Не знаем, под влиянием ли этих пламенных речей или исходя из других причин, большинство делегатов проголосовали за его выдвижение на губернаторские выборы. Правда, четырнадцать смелых (или по разнарядке?) голосовали за другого кандидата – главу Ртищева Санинского. Боюсь, Санинскому было уже не до выборов: на той неделе в Ртищеве задержали руководителей местной полиции. Еще говорят, что у Санинского были с полицейскими начальниками свои хорошие отношения. Так что не до выборов ему совсем.

И закипела в области политическая жизнь – это, как вы понимаете, шутка. Но партия Жириновского обнародовала свой список в областную думу и назвала своего кандидата на пост губернатора. Это Станислав Денисенко из Энгельса. Будет преувеличением сказать, что он широко известен в области. Но, собственно, у него роль на этих выборах будет другая. Если Ольга Алимова, а она, скорее всего, пойдет от коммунистов, не выдержит всех прелестей избирательной кампании по-саратовски (а она женщина с характером и способна на решительные шаги), то Денисенко и будет тем человеком, которого Валерий Радаев победит в «честной, открытой и конкурентной борьбе».

Дальше что? По нашему мнению, Валерий Радаев – далеко не самый сильный губернатор. Да, сейчас в области многое делается – дороги прежде всего. Но есть убеждение, что финансируется ремонт в рамках избирательных кампаний: малой – губернаторской, и большой – президентской. Закончатся они – что тогда? Тут есть два варианта. Вариант первый: многие политологи говорят о губернаторах 18-го года. То есть о таких начальниках регионов, которые могут обеспечить результат на выборах президента, но эффективно своими территориями руководить не могут. И есть у этих политологов мнение, что после выборов президента таких руководителей будут менять. На эффективных менеджеров, если смогут таковых отыскать. Вариант второй – Радаев остается и тихо досиживает до конца срока. Время от времени увлекаясь звонкими идеями типа агломерации или урбанизации, естественно, под одобрительные возгласы политологов и депутатов. Кстати, после 10 сентября Дмитрий Чернышевский будет един в двух лицах – и депутат, и политолог.