На три буквы! И так десять с лишним лет...
Сегодняшние школьники трижды сдают тесты, обозначенные трехбуквенными аббревиатурами: по окончании четвертого класса – ВПР (всероссийская проверочная работа), после девятого – ОГЭ (основной государственный экзамен), после одиннадцатого – великий и ужасный ЕГЭ.
По подсчетам экспертов Высшей школы экономики, за пятнадцать лет существования ЕГЭ рынок репетиторских услуг вырос в шесть-семь раз и составляет 100–120 миллиардов рублей. Согласно опросу фонда «Общественное мнение», в 2014 году 45 процентов родителей старшеклассников нанимали репетиторов, в 2015-м – уже 63 процента.
[РОДИТЕЛИ]
Балы, баллы и рубли
Семейные кошельки рвутся на части: нужно оплатить подготовку к экзаменам и к выпускным торжествам
Подготовка к каждому экзамену требует от мам и пап серьезных расходов.
Как рассказали мамы саратовских учеников «Газете недели», они вынуждены оплачивать частные уроки, так как школьная программа непродуманна, не предусмотрено время на закрепление и повторение материала, да и сами учителя порой не умеют находить подход к современным детям.
Подтяжка мозгов
Сын жительницы Саратова Лины окончил в нынешнем году четвертый класс. С репетитором он занимается со второго класса. Подтянуть знания мальчика по русскому языку и математике согласилась его классная руководительница. Для собственного ученика она сделала скидку – берет за час 250 рублей, а не 400.
За два месяца до ВПР родители решили пригласить репетитора по английскому. За 400 рублей в час семья наняла учительницу из другой школы, которая таким способом подрабатывает, сидя в декрете. Качество работы репетитора семью не устроило: «Девушка читала теорию по учебнику, давала четверокласснику задания из программы 8-го класса, могла во время занятия есть или дремать, опустив голову на стол».
«Язык начинают изучать во втором классе, по два урока в неделю. Между этими уроками малыши успевают забыть всё, что им говорили. В школе есть дополнительные занятия по английскому. За них установлена официальная плата – около 3 тысяч рублей в год. Мы ходили на эти занятия в течение года, но никакого результата не заметили: в группе больше 20 человек, учитель весь урок занята усмирением неусидчивых мальчишек», – рассказывает Лина.
Как полагает родительница, сейчас многим детям необходимы дополнительные занятия, так как в современных школьных программах не предусмотрено времени на закрепление материала, при этом в курс утрамбовано гигантское количество информации, иногда не соответствующей возрасту ребенка.
Хорошая оценка или красивое платье?
Дочь Любы окончила одиннадцатый класс в прошлом году. Для подготовки к ЕГЭ мама купила методички на 500 рублей. Репетиторов не нанимала, так как нужны были деньги на выпускной. «На выпускной бал я копила два года. По 10 тысяч рублей мы сдавали в родительский комитет на аренду кафе, фото, видео, подарки учителям. Еще столько же стоили платье, прическа, маникюр».
По словам Любы, на родительских собраниях представители школьной администрации «несли позитивный настрой»: «Советовали не капать детям перед экзаменом валерьянку, а заранее в течение месяца давать им успокоительное, чтобы на самом ЕГЭ голова была ясной».
Как полагает собеседница, школьных знаний не хватает для сдачи экзаменов потому, что «учителя не справляются с современными умными детьми»: «Педагоги знают предмет, но не могут донести информацию до учеников. Чтобы заинтересовать подростков, учитель должен показаться умнее интернета. Но преподавателям некогда изобретать что-то оригинальное, им отчеты надо писать. Дети скучают на уроках, возникает конфликт. Учителя думают, что рявкнут и дети заткнутся, как мы когда-то, а ни фига. У них язык подвешен, палец в рот не клади».
Хотите проверить свои знания по заданиям ЕГЭ?
[НЕДАВНИЕ ШКОЛЬНИКИ]
«Затупливание мозгов поколения»
Молодые люди, в разное время прошедшие через ЕГЭ, делятся своими впечатлениями
ЕГЭ стал обязательным экзаменом для 11-классников с 2009 года (до этого его сдавали в экспериментальном режиме). На днях корреспондент «Газеты недели» выискивал в Саратове молоденьких девушек, чтобы узнать, какие впечатления единый госэкзамен оставил в их юных душах. С парнями, разумеется, мы тоже поговорили.
Камила, сдавала экзамен в 2008 году:
ЕГЭ ВВЕЛИ, ЧТОБЫ СНИЗИТЬ КОРРУПЦИЮ. НО ОН УСУГУБЛЯЕТ ПОЛОЖЕНИЕ
Думаю, наш ЕГЭ некорректно раскрывает знания человека. Поэтому всё равно помимо тестовых заданий нужно какое-то собеседование. Я считаю, часть ЕГЭ должна быть тестовой, а часть – устной. В Москве в серьезных вузах абитуриентов сейчас в любом случае собеседуют: никто не хочет тратить силы и время на человека, который поступил с завышенным результатом, а потом вылетел после первой сессии, потому что не справился. Многие, кстати, так и вылетают, и бюджетные места освобождаются.
Я понимаю, что ЕГЭ вводили для того, чтобы снизить коррупцию. Но на самом деле он усугубляет положение. Например, из северокавказских регионов к нам приезжают абитуриенты с явно завышенными баллами и таким образом составляют конкуренцию другим поступающим. Представьте: у человека по ЕГЭ по русскому языку 70–80 баллов, а он даже не может нормально написать заявление в вуз. Я работала в приемной комиссии и слышала о таких случаях.
А еще ЕГЭ это стресс. К тому же, когда ты оканчиваешь 11 классов, ты сам толком не понимаешь, кем ты хочешь стать, и выбираешь специальность тупо для того, чтобы набрать нужные баллы. Но потом ты по этой специальности просто не работаешь.
Алексей, 22 года, сдавал экзамен в 2013 году:
НА ЕГЭ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПОТЕРЯЛИ КОНТАКТ С ВЫПУСКНИКАМИ
Сейчас на ЕГЭ установлен очень жесткий контроль. Это сильно мешает – некоторые выпускники не могут сосредоточиться. По крайней мере, на это жалуются мои знакомые. Наверное, хватку надо бы ослабить. Когда я сдавал ЕГЭ, у нас, наоборот, к контролю относились безалаберно – в то время я бы даже добавил строгости. Но сейчас гайки слишком уж закрутили.
Есть и другие нарекания. Мой знакомый преподаватель рассказывал, что некоторые задания в ЕГЭ сейчас слишком простые – чуть ли не для дураков. Это тоже стоит доработать. Что касается случаев, когда отличник сдает ЕГЭ на «тройку», а троечник – на «отлично», то, я думаю, они были всегда. Просто на ЕГЭ это сильнее заметно из-за балльной системы. К тому же надо понимать, что не всегда экзамен сдается честно: некоторые его просто «проплачивают». Я сам видел странные манипуляции с КИМами (контрольно-измерительными материалами. – Прим. ред.) у одной девушки, родители которой на тот момент занимали не последнее положение в городе. И она сдала экзамен идеально. А еще, мне кажется, на ЕГЭ преподаватели потеряли контакт с выпускниками. Из-за этого оценка не всегда объективна. Так что нужно добавить в экзамен больше устного общения.
Мария, сдавала экзамен в 2013 году:
С ЕГЭ ЧЕЛОВЕК НЕ УЧИТСЯ МЫСЛИТЬ
ЕГЭ – это затупливание мозгов поколения, потому что с ним человек не учится разговаривать и мыслить. Нас, например, натаскивали всё делать по тестам. Нам не рассказывали то, что нужно по программе – последние два года мы тупо сидели и решали ЕГЭ.
На экзамене бывает очень нервная обстановка. Когда я сдавала, для меня это было стрессовой ситуацией, потому что за нами следили, как надзиратели. Хотя в то время еще не было камер и глушилок мобильной связи. А в 2017 году за детьми следят так – по-моему, у нас в тюрьме так не следят. Всё это очень большой стресс. Это пугает, и потом еще полчаса адаптируешься, а уже после решаешь задания. Вообще, мне кажется, выпускной экзамен лучше сдавать частично письменно, а частично – устно. Потому что некоторые люди нервничают и из-за этого ошибаются, а при устном общении преподаватель может понять, что на самом деле человек учил и знает.
Александр, сдавал экзамен в 2017 году:
ГОТОВЯТ К ОДНОМУ ТИПУ ЗАДАНИЙ, А НА ЕГЭ ОКАЗЫВАЕТСЯ ДРУГОЕ
У меня есть вопросы к слишком жесткой работе охраны на экзамене. А еще в плане составления заданий: вас готовят к одному типу заданий, а на ЕГЭ оказывается совершенно другое. У меня, например, как раз так и произошло. Что касается формы сдачи экзамена, то лично мне некоторые предметы лучше сдавать письменно.
[РЕПЕТИТОРЫ]
Не идеальная система, но плюсов больше
Мы попросили преподавателей ответить на три вопроса: как они относятся к ЕГЭ, является ли ЕГЭ реальным отражением знаний школьников и выгоден ли ЕГЭ для репетиторов.
Анастасия Гребенщикова, репетитор по математике, английскому и русскому языку:
СЕЙЧАС УЖЕ ДЕЛАЮТСЯ ШАГИ В СТОРОНУ ОБЪЕКТИВНЫХ ЗНАНИЙ
1. Лично я не отношу себя к числу тех, кто является убежденным противником ЕГЭ, но и не считаю, что ЕГЭ – это идеальная система. Единый госэкзамен имеет как свои преимущества, так и недостатки. На мой взгляд, большой плюс – это возможность подавать документы сразу в несколько вузов, причем выпускники школ никак не ограничиваются территориально: они могут подавать документы в университеты разных городов. К тому же ЕГЭ не так уж и сложно сдать при правильном подходе к подготовке. Но, к сожалению, большую роль при сдаче экзамена играет стрессовый фактор. Многие ученики очень сильно волнуются во время экзамена, могут из-за этого что-то забыть, перепутать, часто не могут собраться с мыслями.
2. Скорее нет, чем да. При подготовке к ЕГЭ школьников обычно просто механически «натаскивают» на правильное выполнение заданий. Практически исключается творческий подход. Но сейчас уже делаются шаги в сторону более объективного отражения знаний учеников. Например, в ЕГЭ по литературе в скором времени хотят полностью исключить тестовую часть и оставить только сочинение.
3. Тут вопрос скорее в том, насколько выгоден тот или иной предмет. Большим спросом пользуются репетиторы, например, по математике, русскому языку, физике, а вот преподавателям немецкого или французского языка найти учеников намного сложнее.
Александра Салихова, репетитор по английскому языку:
ТРАДИЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ТОЖЕ НЕ ОТРАЖАЕТ РЕАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ
1. Лично я отношусь к ЕГЭ скорее положительно, чем отрицательно. Он дает довольно-таки неплохие возможности обучающимся из малообеспеченных семей поступить в престижные вузы. При этом стоит упомянуть, что ЕГЭ по русскому языку и математике является обязательным для всех условием получения аттестата. Лично я считаю, что стоит оставить единый госэкзамен лишь для поступления в вузы: не хочешь поступать – сдавай школьный экзамен. Я сдавала ЕГЭ в 2010 году и тогда смогла поступить в пять вузов, которые находились в разных городах. Не будь ЕГЭ, едва ли я смогла бы это сделать.
2. Думаю, нет. Хотя всё новые и новые нововведения приближают ЕГЭ к реальным отражениям знаний (например, введение устной части в русский язык, упразднение тестовых частей). Традиционный экзамен в вуз также не отразит знания школьника по предмету, вопросов будет всего один-два, а теоретическая и практическая база любого предмета гораздо шире.
3. Любой образовательный предмет выгоден для репетитора, особенно такие предметы, как английский язык, русский язык, математика. Всегда найдется отстающий, которому нужна будет помощь в подготовке к уроку, и ЕГЭ в частности. Хотя сейчас существует много образовательных платформ, с помощью которых можно подготовиться и без помощи репетитора: те же «Решу ЕГЭ», «Баба ЕГЭ».
[ШКОЛЬНЫЕ УЧИТЕЛЯ]
Для учителя-предметника ЕГЭ – ответственность
«Газета недели в Саратове» попросила учителей саратовских школ поделиться своим мнением насчет Единого государственного экзамена: пошло ли на пользу российскому образованию это изменение в системе или наоборот?
Марина Дмитриевна, учитель химии и биологии:
У НАС БОЛЬШИНСТВО УЧИТЕЛЕЙ ЧУТЬ ЛИ НЕ ОТКРЫТЫМ ТЕКСТОМ ГОВОРЯТ О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕПЕТИТОРОМ
Если взять учителей, то тут двоякая ситуация. С одной стороны, появилась возможность дополнительно подзаработать на репетиторстве. Я не знаю в наши дни такого учителя, который в свободное время не занимался бы с учениками. А уж педагоги, которые готовят детей непосредственно к сдаче ЕГЭ, могут за занятие брать в разы больше, чем просто за то, чтобы нагнать пропущенный материал по программе. С другой стороны, для учителя-предметника ЕГЭ – ответственность. Если хотите, то это некий измеритель профессиональных качеств педагога.
Школьники могут в учителе души не чаять, на его уроки бежать, сидеть и слушать объяснение новых тем с открытым ртом, но если потом они плохо сдадут ЕГЭ (или вовсе не сдадут), о былых успехах никто и не вспомнит. Причем не исключаю и такого варианта, что уставший ученик под конец экзамена начинает переносить ответы на бланк и где-то ошибается. Естественно, и баллы в итоге ниже.
В моей практике провалов не было, но июнь – очень волнительный месяц. Очень переживаю за своих учеников: и как классный руководитель, и как учитель-предметник. Поэтому, чтобы как-то подстраховаться, у нас большинство учителей чуть ли не открытым текстом говорят о необходимости заниматься с репетитором. Тут труднее всего, на мой взгляд, математикам и филологам. Как ни крути, но русский и математику придется сдавать всем ученикам.
Татьяна Викторовна, учитель географии:
ГЕОГРАФИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ ВО ВТОРОСОРТНЫЙ ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ УЧИТЬ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО
Мой предмет не такой востребованный, как математика, русский язык, обществознание. ЕГЭ по нему собираются сдавать не так уж много учеников. По сути, география нужна только при поступлении на географический факультет. Зато среди девятиклассников этот предмет пользуется популярностью. Ну действительно, чтобы не сдать географию в девятом классе, нужно постараться. Если не совсем бум-бум, то как-нибудь на проходной балл наскребешь. Тем более, атласы в помощь. Главное – уметь ими пользоваться.
В одиннадцатом классе уже сложнее. Без подготовки нормально ЕГЭ не напишешь. Опрометчиво считать, что ОГЭ от ЕГЭ по географии не сильно отличаются друг от друга. Несмотря на то, что я постоянно в этом котле варюсь, и я могу допустить ошибки при ответах. Не все вопросы составлены корректно, не везде использованы однозначные данные. Хотя что я жалуюсь? От этого, по большей части, стонут учителя истории и обществознания. Вот у них с двусмысленными вопросами вообще беда!
Думаю, что ЕГЭ вводили большей частью не для того, чтобы выпускать из школ более грамотных детей. Скорее для того, чтобы искоренить коррупцию в институтах. Может, первоначальная цель и была достигнута, но что мешает преподавателям оторваться на студентах во время первой же сессии?
При всех минусах у ЕГЭ есть и плюсы. Если ученик выбрал географию, то он будет её учить, а я в свою очередь ему помогу. Ученик заинтересован сдать экзамен! А вот с теми, кто географию не выбрал, тяжеловато приходится. Особенно в девятом классе. Для этих товарищей география превращается во второсортный предмет, который учить не обязательно, хотя уроки и стоят по расписанию. Программу пройти нужно и тем, кто сдает географию, и тем, кто не сдает. Это же просто общая образованность.
[ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА]
ЕГЭ вычеркивает знания ради натаскивания
Игорь Книгин, профессор СНИГУ, доцент кафедры общего литературоведения и журналистики:
КАК НИ ПРИСКОРБНО, НО НУЖНО ВОЗВРАЩАТЬСЯ К СТАРОЙ СИСТЕМЕ
С самого первого года, когда ввели ЕГЭ, у меня было резко отрицательное отношение к нему. На мой взгляд, никакие знания нельзя подвергать тестированию и опросу, а понятие «единости» порочно, поскольку ориентировано на схематичность. ЕГЭ не развивает память и не концентрирует внимание на сложностях. Оно направлено на примитивное запоминание и, скорее, развивает навыки списывания. Притом это автоматическое списывание.
И что бы у нас ни говорили о видеосистемах, вводимых в школах, о том, что нельзя с собой проносить телефоны и что существует строгий полицейский контроль, всё равно шпаргалки в том или ином виде проносятся. И этот год – не исключение, об этом открыто говорят чуть ли не ученики. Разумеется, многие списывают в туалетах. Учителя и полицейские ведь боятся обыскать ребенка, а запихнуть смартфон можно хоть в трусы. И ловят немногих.
Если говорить о том, что произошло за эти десять лет, как ЕГЭ стал обязательным экзаменом, то приходится констатировать резкое ухудшение знаний. ЕГЭ, конечно, не единственная причина тому, но он закладывает в человеке представление о том, что ничего не нужно придумывать, нужно просто вспомнить верный ответ. Молодые люди приходят, сдают документы и поступают. А как можно, например, принять человека на специальность «Отечественная филология» без творческого конкурса? По результатам ЕГЭ у нас полстраны учится в МГУ, и я не думаю, что это лучшие студенты страны. Ничего хорошего в том, что провинция хлынула в Москву, нет. Смогут ли там все учиться? Вот в чем вопрос.
Понятие «единый» отменяет всё, что имеет отношение к «думать». Это как с единой идеологией в СССР. Можно было думать в строго определенном русле.
Я консервативен в своих убеждениях. Мы, как всегда, пошли по западному пути, по тому, что нам не свойственно, и разрушили свое. Те знания, которые давала школа до ЕГЭ, даже в 1990-е, на десятки порядков выше, чем те, что получают сейчас. Школа сегодня не изучает, не дает знаний, она натаскивает на ЕГЭ. Когда в середине 2000-х ЕГЭ только запускался, чтобы получить результат, нужно было приложить серьезные усилия. А сейчас минимальный порог настолько низкий, что ниже просто некуда. Что это за порог, если достаточно набрать 50 процентов?
Безусловно, нужен возврат в прошлое. Все экзамены, или, как минимум, гуманитарные, должны сдаваться как индивидуальные. Письменные отчеты не дают объективных результатов и откатывают нас назад. И второе: нужно запретить подавать документы в разные вузы. Это порочная система. Человек, который в 18 лет окончил школу, уже должен знать, куда нужно идти.
Как ни прискорбно, но нужно возвращаться к старой системе. Хотя бедным учителям делать это будет сложно, ведь они сами натаскиваются на ЕГЭ, как и их ученики. Получается, что мы вычеркиваем целые пласты знаний в угоду натаскиванию.
Разворот подготовили Надежда Андреева, Роман Дрякин, Вячеслав Коротин, Андрей Сергеев