Палочка-выручалочка для власти и перевозчиков

Оценить
Саратовская область готовится перейти на нерегулируемые тарифы на проезд в межмуниципальных и пригородных автобусах

Они будут введены сразу после конкурса перевозчиков, который ориентировочно состоится в начале июля. Сообщать о нерегулируемых тарифах пассажирам заранее по закону не требуется.

Моих опасений, что билет на автобусы, курсирующие между Саратовом и Энгельсом, может подорожать вдвое, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Сергей Балакин не разделяет. Говорит, что «нормальный перевозчик не сделает цену билета 25 рублей, если другой возит за 17».

 

220-й закон правительству в помощь

Ввести свободную цену билета на общественном транспорте организаторам перевозок в лице правительства области и муниципалитетов то ли разрешает, то ли прямо рекомендует новый федеральный закон № 220, принятый в июне 2015 года. Этот документ федерального уровня в марте 2016 года был продолжен региональным законом, подтвердившим, в частности, согласие областной власти поэкспериментировать с рыночным ценообразованием на проезд.

Правительство области будет определять, кому разрешается вводить нерегулируемые тарифы и на каких маршрутах, кто может заключать государственный контракт на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам, на каких основаниях могут меняться маршруты, сколько денег орган исполнительной власти готов перечислить перевозчику, использующему нерегулируемые тарифы за провоз льготных категорий пассажиров.

Всяческих приложений-положений и расшифровывающих документов в региональном законе множество. Их делали так долго, что пришлось даже отложить конкурс перевозчиков, предварительно назначенный на октябрь прошлого года. Это, конечно, вызвало определенную панику и нервозность среди перевозчиков, которые получили свои маршруты в 2015 году. Новый закон, предписывающий проводить по новым правилам конкурс на распределение направлений автобусного движения, подвешивал транспортные компании, продолжающие осуществлять перевозки, в полулегальном положении.

По словам Сергея Балакина, нового переноса срока конкурса на маршруты не будет. Законом предписано, что с момента объявления условий перевозок до конкурса не может пройти больше 180 дней. В июле эти дни и истекают.

 

Логика нерегулируемых тарифов самая что ни на есть рыночная

Предсказать, как часто перевозчик на межрегиональных маршрутах может менять тарифы, невозможно. В 220-м законе никаких ограничений на этот счет нет, что означает всего лишь один ограничитель для перевозчика – толщину кошельков большинства пассажиров. Правительство, снимая с себя ответственность за расчеты платежеспособности людей на определенное число поездок в транспорте, заставит считать это соотношение транспортные компании. Кому-то будет выгодно набирать необходимую для рентабельности сумму доходов количеством рейсов и перевезенных пассажиров, а кто-то может рискнуть сократить и рейсы, и пассажиропоток, задрав цены.

Многое в данном случае будет зависеть от аккуратности работы правительства области по погашению денежных обязательств, компенсирующих транспортникам проезд льготников. Если минфин или минсоцразвития начнут, как это случалось в былые годы, задерживать перечисления бюджетной поддержки, перевозчики получат право снова и снова поднимать цену на одну поездку. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что нерегулируемые тарифы – это палочка-выручалочка для транспортников. Получая реже и меньше денег из бюджета в обмен на сданные льготные талончики, они будут стремиться взять их с обычных пассажиров. В настоящее время задержка с превращением талончиков в живые рубли составляет около двух месяцев. Перевозчики согласны с такой практикой, но дольше ждать вряд ли будут.

Так что, читая объявления в автобусах о повышении цены на проезд, пассажиры должны понимать, что правительство области испытывает затруднения с бюджетными деньгами. Их не хватает на исполнение обязательств. По сути, 220-й закон помогает исполнительной власти уйти от них, не объявляя о своей неплатежеспособности. Но судя по тому, что перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, пока всё же обещано частичное возмещение за перевозку льготников, в Саратовской области пока всё еще очень даже ничего. Федеральный закон разрешает органам власти не договариваться с перевозчиками о перевозке льготников, если у власти нет денег для расчетов с ними. Напомним, что в Саратовской области за каждый «фантик» перевозчику полагается из бюджета 8 рублей. При любой цене билета. И при том, что цена проездных будет одинаковой и на маршрутах с регулируемыми тарифами, и на маршрутах с нерегулируемыми.

Для правительства области, похоже, важно, чтобы именно льготники не почувствовали на себе новый порядок ценообразования. И такой подход можно понять. Потому что пенсионеры ходят на выборы, а учащихся и студентов оставить один на один с рыночным ценообразованием в сфере общественного транспорта и вовсе аморально.

 

Свободная цена разволновала Нижний Новгород, Кострому, Курск, Дальний Восток

Как отреагирует население на ввод нерегулируемых тарифов на общественном транспорте в Саратовской области, предсказать не может никто. Но у самых-самых пионеров, которые свободное ценообразование и другие новшества федерального закона ввели раньше нас, всё непросто.

В Нижнем Новгороде конфликты начались уже после того, как в условия конкурса для перевозчиков включили «наличие кондиционеров в автобусах, низкопольный подвижной состав, необходимость оборудования трети подвижного состава подъемниками для инвалидов». Депутаты городской думы назвали такие условия дискриминационными, потому что не все перевозчики могут закупить самые новые автобусы, которые стоят 3–4 млн рублей. Но провоцируя перевозчиков менять таким образом подвижной состав, исполнительная власть фактически дает им отмашку на увеличение цены проезда. Чтобы «отбить» цену автобуса, они будут вынуждены поднять стоимость одной поездки минимум до 25–26 рублей.

А в Костроме с 1 июля два автобусных маршрута уже вернутся на регулируемый тариф. Дело в том, что в этом регионе исполнительная власть не смогла договориться с перевозчиками о предоставлении льгот на маршрутах с нерегулируемыми тарифами, которые были введены в прошлом году. Пассажиры некоторых автобусных направлений восприняли фактическую отмену льгот более-менее спокойно. А на двух маршрутах взбунтовались. И исполнительная власть решила вернуть здесь фиксированную цену на билет и льготные транспортные карты.

В Курске тоже нашлись недовольные повышением платы за проезд в рамках действия 220-го федерального закона. Прокуратура была вынуждена начать проверку жалоб от населения. Выяснила, что повышение вполне законно, и более того – вполне законно о них не предупреждать заранее: «положения федерального закона

№ 220-ФЗ не содержат каких-либо требований по обоснованию, порядку установления, информирования пассажиров об изменении нерегулируемого тарифа».

На Дальнем Востоке систему пассажирских перевозок после применения нового закона тоже лихорадит. Люди, пользующиеся общественным транспортом, уже поняли, что никто не застрахует их от того, что утром проезд в транспорте будет стоить

20 рублей, а возвращаться вечером придется уже за 30. Перевозчики через средства массовой информации пытаются их успокаивать, заявляя, что понимают, сколько потребители услуги могут за нее заплатить, и им не нужно сокращение числа поездок из-за неподъемной цены билета, так что цена не подскочит выше, чем на 3 рубля против действующей.

На очереди и Энгельс

Кстати, в третьем квартале 2017 года все городские маршруты в Энгельсе планируют перевести на нерегулируемый тариф. С регулируемыми тарифами обещают оставить только троллейбусные маршруты № 8 и № 14.

Про Саратов информации пока нет.

Маршруты упакуют

в равноденежные лоты

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области понимают, что на конкурсе, который состоится в ближайшие дни, могут быть неожиданности. Хотя бы потому, что за много лет в регионе сложилась ситуация, когда денежные маршруты получают люди, как говорится, «не с улицы». В данном случае всё будет по-другому. Систему поломают даже организационно.

«Мы будем выстраивать лот, в котором будут и высокодоходные, и «пустые» маршруты», – уверяют в министерстве, поясняя, что пригородные и межмуниципальные направления «с деньгами» намерены соединить с дачными маршрутами «без денег», но с огромным количеством льготников. Все этапы конкурса обещано сделать открытыми для СМИ. Полюбоваться на аттракцион неслыханной прежде открытости предлагается и общественным организациям, и любопытствующим гражданам, если их интересует тема автобусных перевозок.


[кстати сказать]

Всю врезку вставляем в таблицу:


[кстати сказать]

Бюджетные деньги нужны в срок

Заместитель министра транспорта Сергей Балакин в апреле нынешнего года на встрече губернатора с садоводами и дачниками пообещал, что пригородные маршруты по Усть-Курдюмскому направлению будут в этом году организованы гораздо лучше, чем в прошлом, когда рейсов либо не было вообще, либо они оказывались неудобно сдвоенными.
Чиновник не наврал. На самом деле удобное для дачников расписание с начала нынешнего сезона исполняется корректно и аккуратно. За что дачники в первую очередь благодарны губернатору. Они надеются, что отлаженное уже движение сохранится, как минимум, до сентябрьских выборов.
Однако, как удалось выяснить, дачные маршруты, по крайней мере на этом направлении, будут выставлены на конкурс перевозчиков, который состоится ориентировочно в начале июля. Транспортная компания, которая сегодня осуществляет перевозки, «накатывая маршрут» после отвратительной прошлогодней работы Саратовского автобусного парка, не будет иметь никаких преимуществ перед остальными участниками, а будет меряться качеством подвижного состава и другими критериями, без учета двухмесячных заслуг.
Саратовский автобусный парк – предприятие со стопроцентным пакетом в собственности правительства области – находится в процедуре банкротства на этапе конкурсного производства. По закону, даже сейчас, накануне продажи предприятия, оно может осуществлять хозяйственную деятельность. И осуществляет, как организатор перевозок, заключив договоры на использование своих маршрутов другими перевозчиками.
Никаких гарантий по перечислению бюджетных средств за талоны льготных пассажиров фактически работающим перевозчикам министерство транспорта не давало. А это значит, что в случае продажи предприятия до поступления средств из министерства социального развития на счета автобусного парка талоны останутся неоплаченными.