Люди устали ждать. Президент устал обещать
На «Прямой линии с Владимиром Путиным» выяснилось, что он дедушка. Забывает всё подряд и разговаривает с многомиллионной страной, как с завалинки. Российского императора кличет по-простому царем-батюшкой, а жестокого советского вождя Сталина величает уважительно без фамилии – Иосифом Виссарионовичем, как будто его многомиллионная аудитория сплошь состоит из таких же бабушек и дедушек, как он сам. Из разных станов экспертов несутся предположения, смысл которых сводится к одному – Путин досиживает свой последний срок.
Только одни говорят, что ему самому надоело быть президентом, а другие клевещут, что на этой прямой линии враги Владимира Владимировича из властной верхушки сознательно топили президента и глумились над ним руками руководителей госканалов Эрнста и Добродеева. Потому что постоянный поток плохих слов в адрес президента со всех концов России, который транслировался на экраны телевизоров, стирал его сакральность, как сухая, жесткая тряпка стирает надписи мелом на школьной доске. Вроде и не сразу начисто, но уже к тому, что только видел, надо присмотреться.
Кто-то включает, а он выключает
В ходе прямой линии с народом РФ, которую Владимир Владимирович провел в 15-й раз, самым цинично лживым моментом для совсем уж шамкающих старушек был рассказ Путина о своих внуках. Которые живут в России, а не на загнивающем Западе, как клевещут враги, и которые ходят в простой детский сад, потому что наш российский президент не хочет, чтобы они росли «маленькими принцами», как, например, наследники всяких разных королевских европейских семей, которых с пеленок показывают народу.
Нет, в наших суровых буднях и в нашем жестком мире простому народу не полагается даже знать, как зовут президентских внуков. Не потому что он боится за их безопасность, а всего лишь потому, чтобы не было к президентским потомкам особого отношения. Пусть будут как все. Узнают простую российскую жизнь смолоду. Вырабатывают полезные привычки. Вот у их деда из детства остался доведенный до автоматизма навык выключения электричества, когда он выходит из комнаты. До сих пор, говорит, так делает. Трудно представить себе, что где-то в каких-то комнатах президент ходит один, без сопровождения охраны, и всё выключает и выключает за собой свет. Комнат-то и в Кремле, и в резиденции много. Хотя если это на самом деле, то деталь – забавная.
Эффект Леси Рябцевой
Традиционно первым вопросом последних лет на подобных мероприятиях становится вопрос ведущего о социально-экономическом положении страны. Как будто миллионы и миллионы телезрителей только и ждут, что вот им-то президент скажет простую правду, как жить будут дальше, лучшего или худшего ждать от ближайших времен.
И на этот раз ведущий поинтересовался, правда ли, что экономический кризис в стране закончился?
Владимир Путин ответил, что ему, конечно, хотелось бы послать «позитивный сигнал» в общество, но вообще-то он поостережется с такими сигналами – «вдруг что-то случится, где-то сбой произойдет». Поэтому он может только оставить оценки статистиков на совести статистиков. А они говорят, что да, «рецессия в российской экономике преодолена, и мы перешли к периоду роста». Многие показатели пошли в рост. И прибыль банковская давно перевалила за полтриллиона рублей. Плохо только, что не удалось решить проблем с реальными доходами граждан. Они в последние годы снижаются и снижаются, увеличивая количество людей, живущих за чертой бедности. Черта бедности у нас в стране – это прожиточный минимум. Те, кто в него укладывается, еще не бедные.
Честно говоря, не помню, называл ли Владимир Путин на этом мероприятии этот порог, но буквально вчера подоспела порция свежих данных от Российской академии народного хозяйства и государственной службы, где они были названы. Величина прожиточного минимума за I квартал 2017 года на душу населения РФ составила 9909 рублей, для трудоспособного населения – 10701 рубль, для пенсионеров – 8178 рублей, для детей – 9756 рублей. Владимир Владимирович считает, что у нас таких людей, вынужденных жить за чертой бедности, 13,5 процента от всего населения. Президент им сочувствует, сказал, что за этими процентами «десятки и сотни тысяч людей, их судьбы» и что он вместе с правительством должен подумать о том, как этим людям помочь.
Слушатели «Эха Москвы» помнят, как на радиостанции некоторое время назад работала скандальная ведущая нового формата Леся Рябцева. Многие запомнили, как эта Леся на голубом глазу однажды утверждала, что в России сегодня живет 8 миллионов человек. Потом эта не очень образованная девочка с радиостанции ушла, громко объявив, что у нее появился более интересный рабочий проект. И пропала. И вот после слов президента о том, что 13,5 процента от 146 миллионов жителей Российской Федерации составляют «десятки, сотни тысяч людей», я всерьез призадумалась, не к нему ли советником устроилась работать подзабытая всеми Леся Рябцева.
Потому что 13,5 процента от 146 миллионов это, по самым грубым подсчетам, 20 миллионов человек. И это официальная статистика, которая всегда отличается от реальной в меньшую сторону. Тот же
РАНХиГС в своем ежемесячном мониторинге, отражающем социально-экономическое положение регионов, приводит страшно расходящиеся с оценками Владимира Путина данные.
Миллионы это, Владимир Владимирович, миллионы!
Бедных семей (домохозяйств) в России в четвертом квартале 2016 года было около 20%. Это средняя по РФ цифра. Есть и лидеры обеднения, с уровнем бедности более чем 1,5 раза выше среднероссийского. Таких 18 регионов. В Пензенской области чувствуют себя бедными 29,8% семей, в Алтайском крае – 30,3%, в Курской области – 30,6%, в Брянской области – 31,1%, в Карачаево-Черкесской Республике – 31,9%, в Республике Тыва – 32,1%, в Тюменской области – 32,2%, в Республике Калмыкия – 33,1%, в Республике Ингушетия – 33,8%, в Забайкальском крае – 34,2%, в Астраханской области – 34,7%, в Приморском крае – 35,0%, в Республике Хакасия – 35,1%, в Новосибирской области – 35,5%, в Республике Алтай – 36,4%, в Саратовской области – 39,7%, в Орловской области – 46,7%, в Удмуртской Республике – 53,6%.
В исследовании сказано, что это «субъективная бедность», то есть ощущения людей. Но на самом деле, если не лукавить, речь идет о том, что эти люди не могут купить себе даже необходимые лекарства и им не всегда хватает денег на еду.
Эти миллионы людей прорвались и на прямую линию с президентом Путиным. Из разных уголков страны ему сообщали, что зарплаты в России очень маленькие. Что почтальоны, воспитатели детских садов, пожарные, учителя, медицинские сестры получают копейки, в лучшем случае равные прожиточному минимуму, на которые невозможно прожить.
Владимир Владимирович отвечал им, что не понимает, как так может быть. Что дело, наверное, в неправильной политике региональных властей или руководителей учреждений, которые устанавливают для рядовых работников слишком высокий разрыв в зарплате. Но вообще-то это на Украине плохо, где зарплаты из-за их государственных переворотов сократились вдвое. А у нас в России всё «хоть и не ахти как», но на апрель 2017 года в среднем люди зарабатывали 624 доллара в месяц, что в пересчете на рубли составляет больше 35 тысяч. И вообще, до девяностых, когда за чертой бедности проживала треть населения страны, нам еще очень далеко.
Потом Владимир Владимирович поправился. Сказал, что все-таки тогда за чертой бедности проживало почти 40% людей. И уточнил, что 40% это 40 миллионов человек. Получается, что в России в те страшные годы жило всего 100 миллионов человек, и мы за время правления Владимира Путина выросли на 46 миллионов? Или все-таки опять Леся Рябцева напутала с цифрами?
Заворачивая в своих разговорах о бедности населения туда-сюда-обратно, президент Путин все-таки нашел рецепт увеличения доходов людей. Надо просто повышать производительность труда – «это ключевая вещь».
Потом Владимир Владимирович рассказал про маленькую инфляцию, которая будет еще меньше, но на ее процент будут повышаться пенсии, и старшему поколению можно не беспокоиться; про рост промышленного производства и резкий рост инвестиций в основной капитал. А ведущие спрашивали его уже в лоб: «Все-таки, когда этот рост экономики граждане реально почувствуют на себе? Когда это произойдет?».
Президент не сказал, когда. Но не сразу – это точно. «В принципе, планка падения достаточно серьезная была, поэтому почувствовать сразу сложно». Он давал понять ведущим, что хватит его уже мучить этой темой: «Я сказал ведь в самом начале, что считаю эту проблему самой важной и самой острой... В общем и целом обязательно будем двигаться к тому, чтобы люди реально почувствовали изменения к лучшему». Умные люди поняли, что никогда. И дальше смотрели уже телевизор, желая узнать что-то про наших врагов в лице украинского и американского правительства и наших друзей, главный из которых сирийский президент.
Все снова плохие, а мы золотые?
В международной теме было важно, что представители народа хвалили президента за антисанкции и просили оставить их на как можно долгий срок. Президент сказал, что до зимы так и будет. Но вообще-то ему кажется, что с санкциями со всех сторон надо заканчивать. Признаваться народу, за что на Россию надели намордник санкций, не стал. Каяться тоже не стал. Предпочел старую песню про то, что плохие парни не хотят с нами дружить, потому что мы лучше них и они нам завидуют и нас боятся. «И раньше это было, еще до Октябрьской революции», – вспомнил президент зарубежные ограничения, которыми другие страны так и норовят опутать нашу страну при любом государственном строе.
Назвал президент и плюсы от санкций. «Мы вынуждены были включить мозги, таланты, сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях, а не только пользоваться нефтью и газодолларами», – сказал Владимир Путин. Может, населению РФ, вслед за президентом и его правительством, тоже пора уже «включить мозги»?
Президент попросил его извинить
-Можете сказать, на ваш взгляд, с какими вызовами придется столкнуться тому, кого граждане изберут в итоге главой государства на следующие шесть лет, и какие задачи ему в первую очередь предстоит решать? – спросили ведущие Владимира Путина. Он ответил, что первая и самая главная задача – обеспечить рост доходов граждан страны.
– Нужно избавиться от нищеты, нужно избавиться от бараков и аварийного жилья...
Прощаясь, президент сказал спасибо всем миллионам людей, что писали, слушали и верили в него.
– Прошу меня извинить и не сердиться, если я не смог ответить на все ваши вопросы... Но для меня очень важно услышать ваше мнение, увидеть то, что вы думаете о том, что происходит в стране...
Всё равно там есть что-то утаенное... Прохожие на улицах Саратова рассказывают, какой вопрос они задали бы президенту России Корреспондент «Газеты недели» задал саратовцам несколько вопросов: смотрели ли он прямую линию с главой государства, какой бы вопрос задали ему сами и верят ли в то, что общение Путина с народом проводится честно. Также журналист поинтересовался у граждан, согласны ли они с тем, что Владимир Владимирович «засиделся» на своем посту (во время прямого эфира сообщения такого содержания неоднократно появлялись на экране, но вслух их так и не зачитали). Никита, 19 лет, учится на технолога: Максим, 27 лет, работает в сфере строительства: Надежда Алексеевна, пенсионер: Анатолий, 46 лет, преподаватель: Ангелина, 18 лет, учится на воспитателя: Денис, 40 лет, предприниматель: |