Хорошо бы, но пока этого нет
«Не должно складываться впечатление, что проблема оснащения земельных участков для многодетных инженерной инфраструктурой в Саратовской области не решается. Она решается. Есть подвижки», – с таким заявлением на днях выступила Марина Лобанова, начальник управления строительства и архитектуры областного минстроя. На заседании рабочей группы комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной думы пытались наличие подвижек доказать. Получилось не очень убедительно.
Денег нет, и точка
О том, как обстоят дела с выделением земельных участков семьям с тремя и более детьми, о качестве выдаваемых наделов и трудностях, с которыми семьи сталкиваются при освоении участков, мы писали буквально две недели назад. Затем этот вопрос подняли жители Балаковского района, и к ним для разбирательств выезжал лично сам врио губернатора Валерий Радаев. Теперь интерес к ходу программы обеспечения многодетных землей для строительства проявила областная прокуратура. Старший помощник прокурора Олег Петров на заседании рабочей группы думского комитета в минувший четверг задавал депутатам и чиновникам прямые вопросы. Почему, мол, семьи, даже получившие участки, жалуются в прокуратуру на невозможность ими пользоваться?
«Да, мы видим, что указ президента и федеральный закон исполняются, участки людям выделяются, но даже те, кто их получил, говорят: строиться невозможно, – говорит Петров. – Прокуратура не предлагает сейчас конкретных решений. В других регионах вопрос решается по-разному, но схема решения проблемы существует. На федеральном уровне были разработаны рекомендации для регионов, которые нужно учесть: вопрос должен решаться комплексно, должна быть предоставлена возможность подключения строящихся объектов к коммунальным сетям».
Представителям власти на том заседании приходилось оправдываться перед прокуратурой. Марина Лобанова поспешила сообщить, что проблема с оснащенностью участков на самом деле актуальна не для всего региона, а только для ряда районов и крупных городов области.
«Дело в том, что здесь нет земельного резерва. Еще в советское время индивидуальное строительство в городах с численностью населения свыше 100 тысяч человек было запрещено, потому что было понимание, что это довольно дорогостоящий процесс», – объясняла Лобанова. Сейчас, когда такое строительство не возбраняется, а в случае с многодетными семьями даже приветствуется и стимулируется, приходится изыскивать свободные земельные участки в пределах земель поселений. В 19 районах Саратовской области никаких проблем с подбором подходящих участков не возникло. А вот в Саратове, Энгельсе, Балакове, Вольске, Хвалынске и ряде других – проблемы появились. Свободными оказались только удаленные от центра и неблагоустроенные территории.
По словам Лобановой, в прошлом году минстрой разработал законопроект по внесению изменений в 119-ЗСО, согласно которым муниципалитеты должны были раздавать землю многодетным только после обеспечения их инфраструктурой за свой счет. Этими поправками минстрой намеревался распространить по региону положительный опыт Балакова, где была принята местная муниципальная программа по обеспечению земельных участков инфраструктурой с финансированием в размере 340 миллионов рублей. Кроме того, по словам Лобановой, к решению проблемы там привлекаются ресурсоснабжающие организации. Однако поправки приняты не были. Законопроект завернуло министерство по делам территориальных образований, воспротивившееся введению дополнительной финансовой нагрузки на местные бюджеты. У них, мол, и так денег нет. Лобанова подчеркнула, что для решения инфраструктурного вопроса требуется 2,6 миллиарда рублей.
Прикрывая тылы
Олег Петров объяснениями не удовлетворился и заявил, что по всему видно, что никакой четкой концепции в Саратовской области нет. Каждый муниципальный район решает проблемы инфраструктуры участков для многодетных так, как сумеет, без какой-либо увязки с регионом. «Вы рассматривали вопрос разработки региональной программы, поэтапной её реализации, в том числе в плане софинансирования муниципалитетов?» – задал он вопрос представителям областного правительства. Марина Лобанова ответила не сразу. «Ну я же только что сказала, сколько для этого нужно денег», – несколько недоуменно возразила она.
Прикрывая собственные тылы, в том же ключе – денег нет и держаться не за что – высказались и представители Саратова и Энгельса. Татьяна Карпеева, и.о. заместителя главы Саратова по градостроительству и архитектуре, сообщила, что в отличие от Балакова, где, может быть, и есть возможность привлекать ресурсоснабжающие организации и заставлять их строить сети на участках для многодетных в рамках своих инвестиционных программ, Саратов такой возможности начисто лишен. Удалось договориться только с «МРСК Волги»: компания электрифицирует Воробьёвку. Дороги в том же поселке муниципалитет делает сам, причем даже не асфальтовые. Газа и воды в Воробьёвке, скорее всего, не будет еще очень долго. Газовая компания своими деньгами в этой государственной благотворительности участвовать не хочет. Саратовский водоканал, находясь в предбанкротном состоянии, просто не в силах за свой счет проложить в Воробьёвке водопровод и канализацию.
В Энгельсской администрации к программе раздачи государственной земли многодетным семьям и вовсе относятся скептически. Представитель муниципалитета отметил, что картина сложилась некрасивая. Землю семьям раздают, а они ими не пользуются и даже не пытаются. Построено всего 70 домов из 6 тысяч выделенных по региону участков (ранее сообщалось, что строительство ведется на 150 участках. – Прим. ред.).
«Не наше право обсуждать, как граждане своими участками распоряжаются, но всё-таки. Люди не строятся, а вторичный рынок из этих участков формируется», – отметили чиновники из Энгельса. Несмотря на то, что закон не запрещает гражданам продавать подаренные им земли, энгельсских чиновников сей факт, похоже, сильно задевает. При этом в Энгельсской администрации уверены, что сумма в 2,6 миллиарда рублей, якобы требующаяся для оснащения участков необходимыми коммуникациями, сильно занижена. А им там, в муниципалитете, до сих пор непонятно, о каких именно коммуникациях идет речь: «мы должны обеспечить инфраструктуру до границ участка или на участке тоже?».
Итогом часовой беседы и обмена мнениями (на дискуссию в поисках решения это не было похоже) стала брошенная в пространство реплика Сергея Нестерова, председателя думского комитета по ЖКХ: «Хорошо бы, федерация нам предложила софинансирование. Но пока этого решения нет...».