Цифровая ветеринария

Оценить
Рынки Саратова уже с весны работают без бумажных ветеринарных бланков. С нового года от них откажется вся Россия

С апреля текущего года все рынки Саратова работают посредством электронного документооборота. Об этом на минувшей неделе рассказал начальник управления ветеринарии правительства Саратовской области Алексей Частов. А с 2018 года электронные ветеринарные документы вводятся по всей России.

Уже не первый в год в Саратовской области работает система электронного ветеринарного документооборота «Меркурий», о которой «Газета недели» уже писала (см. «Бумажное слово и дело» в номере от 20.12.2016 г.). В частности, «Меркурий» внедрен на крупных предприятиях, а также на саратовских рынках. «С апреля месяца все рынки Саратова работают без бумаги, только по электронной системе, – отметил Алексей Частов. – Мы видим, что эта система функциональна и эффективна в плане прослеживаемости продукции».

Электронный документооборот – не просто модное новшество, он повышает контроль за безопасностью продукции. «Если бумагу подделать можно, то подделать электронную передачу документов или как-то [несанкционированно] войти в эту систему практически невозможно. По крайней мере, пока таких примеров не было. Продукция еще не тронулась в сторону контрагента, а он уже видит на компьютере, что она должна к нему поступить», – обрисовал преимущества начальник областного управления ветеринарии. По его словам, электронный документооборот позволяет минимизировать риски распространения заболеваний скота.

Со следующего года переход на цифровые ветеринарные документы ждет всю Россию. Параллельное использование бумажных бланков при этом не предусматривается. «С 1 января 2018 года ветеринарно-сопроводительные документы будут оформляться только в электронной форме», – напомнил Частов. А чтобы в процессе транспортировки продукции не возникало сложностей с дорожной полицией, документ можно будет распечатать на обычном бумажном листе и предъявить инспектору ГИБДД. Распечатанный документ будет содержать QR-код, который полицейский сможет считать со своего смартфона и таким образом проверить подлинность бумаги.

Частов уточнил, что электронные документы будут использоваться в регионе как на перерабатывающих предприятиях, так и на предприятиях животноводства и в социальных учреждениях, являющихся «получателями продукции, предназначенной для изготовления пищи». «В каждом предприятии, учреждении уже назначены ответственные лица, мы проработали со всеми профильными учреждениями в этом отношении, – рассказал о приготовлениях Частов. – Наши специалисты по графику выезжают в районы, где мы встречаемся со всеми участниками этого процесса – их достаточно много. Также они получают коды доступа в систему и обучаются работе в ней». Предполагается, что работа в новых условиях начнется в регионе заранее – до 1 января, чтобы предварительно оценить все возможные риски и разрешить возникающие вопросы.

При этом для рядового потребителя ничего не изменится. «Что на ярмарке на Театральной площади, что на любом рынке: он [предприниматель] приво­зит тушу, мы сверяем документы, подтверждаем, даем квиточек на продажу, – описал процедуру чиновник. – Это будет точно так же. Форма контроля за безопасностью, ничего не меняется. Меняется только то, что раньше он привозил бумагу, а теперь это будет в электронной форме». Покупатель всё так же имеет возможность потребовать у продавца специальный квиток и убедиться, что продукция проверена. Частов пояснил, что квиток обязателен для предъявления. «Мы требуем, чтобы квитки были прямо на весах. Чтобы это было перед глазами, а не «где-то там», – заметил чиновник. Квитки должна иметь вся продукция на рынке. «Требуйте», – посоветовал потребителям Частов.

В крайнем случае, на рынках присутствуют сотрудники ветеринарно-санитарного контроля, к которым граждане могут обратиться за получением разъяснений.

Как пояснили редакции в управлении ветеринарии, переход на электронный документооборот не повлияет на конечную стоимость продукции.