Почему упал военный Ан-26

Оценить
Пользователи авиафорумов предлагают версии, следствие продолжается

Военно-следственный отдел по Саратовскому гарнизону продолжает расследование уголовного дела по факту крушения Ан-26, произошедшего три недели назад под Балашовом. Напомним, что в результате авиакатастрофы погиб курсант Михаил Артемьев, пять членов экипажа получили травмы. Уголовное дело расследуется по статье 351 УК «Нарушение правил полетов». Как сообщает пресс-служба Следственного комитета, по предварительным сведениям, причиной падения самолета был отказ одного из двигателей. Как сказано на сайте выпускников Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков, к техническим неполадкам добавился человеческий фактор, «при отказе двигателя на предпосадочном снижении был ошибочно выключен работающий двигатель».

 

Три ЧП за один день

Трагедия в Балашовском районе произошла 30 мая около 6.40 утра во время учебно-тренировочного полета. Первым об аварии сообщил сайт областного правительства. В сообщении произошедшее называлось «нештатной ситуацией», подчеркивалось, что «жертв нет, есть пострадавшие». Через несколько часов Министерство обороны предоставило официальные комментарии телеканалу «Звезда», добавив, что в результате катастрофы погиб один военнослужащий.

По неподтвержденным данным, военное ведомство выразило недовольство тем, что региональные власти проявили инициативу в освещении ЧП. Информационное агентство «Версия-Саратов» со ссылкой на источник, близкий к министерству, сообщает, что «сотрудники из руководящего звена» возмутились нарушением межведомственных границ и связали активность гражданских чиновников с предстоящими выборами саратовского губернатора.

Отметим, что федеральные силовые ведомства разошлись в описании деталей катастрофы. По сведениям Минобороны, Ан-26 «совершил жесткую посадку», на борту находились шесть человек. Как утверждает Следственный комитет, самолет «упал на землю с высоты 200 метров», развалился на части и загорелся, в экипаже было пять человек.

Пострадавшие были доставлены вертолетом поисково-спасательной службы на авиа­базу Дальней авиации в Энгельсе, затем их перевезли в Саратов в областную клиническую больницу. По дороге колонна реанимобилей, двигавшаяся в сопровождении машины ГАИ, попала в автомобильную аварию: на перекрестке в одну из машин «Скорой помощи» врезалась Toyota Camry. Неотложка вылетела на тротуар и сбила 54-летнюю женщину, пешехода госпитализировали с переломом руки и черепно-мозговой травмой. Как утверждают в областной службе спасения, в пострадавшей «скорой» пациентов не было.

В тот же день в Энгельсе приземлился госпитальный борт Минобороны. По решению врачебного консилиума пострадавших перевезли в Москву в военный клинический госпиталь имени Бурденко. По сведениям информационного агентства «Военные новости», на сегодня все они находятся в состоянии средней тяжести, основной диагноз – закрытая черепно-мозговая травма, кроме того, у одного из членов экипажа зафиксированы переломы ребер, у другого – открытые переломы ноги.

В Балашов была направлена специальная комиссия Минобороны. Как сообщает агентство «Свободные новости», при посадке на аэродром учебно-авиационной базы самолет командующего Воздушно-космическими силами Виктора Бондарева выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы.

 

Не вернулся из неба

Погибшему курсанту Михаилу Артемьеву было 20 лет. Михаил родился в Улан-Удэ в семье военного. Его отец Сергей Артемьев отслужил в авиации почти тридцать лет, старший брат Александр служит в военно-транспортном авиационном полку в Пскове. После школы Михаил поступил в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков. В нынешнем году он окончил четвертый курс, в Балашове проходила его вторая летная практика.

Погибшего похоронили на малой родине отца в поселке Васильево Республики Татарстан. Как рассказывает районная газета «Зеленодольская правда», на церемонии прощания представители военного вуза назвали молодого человека «лицом училища»: на парадах и торжественных мероприятиях Михаилу, обладавшему богатырским ростом, поручали нести знамя училища.

«В моей практике сложные ситуации случались не раз, но мы всегда садились. Когда курсанты перешли от теории к практике, Михаил звонил не по одному разу в день. Мы подолгу обсуждали каждый полет. В апреле он вдруг сказал: «Спасибо, папа, за то, что благодаря тебе я буду заниматься любимым делом», – рассказал районной газете Сергей Артемьев.

По оценке представителей учебного заведения, курсант «хорошо летал». В последнем полете он занимал кресло командира корабля (командир экипажа майор Сергей Родионов находился в правом кресле помощника).

Кроме курсанта обучение в этом полете проходил стажер борттехника в звании лейтенанта. Согласно курсу учебно-летной подготовки, при наличии двух обучаемых на борту должны присутствовать два инструктора, которые обязаны контролировать их действия.

Причины балашовской катастрофы обсуждаются на авиационных форумах. Пользователи высказывают версию о том, что к технической неполадке присоединился человеческий фактор: при заходе на посадку у самолета отказал один из двигателей, однако по ошибке был зафлюгирован другой, исправный (флюгирование – это поворот лопастей винта параллельно потоку воздуха). Как сказано на сайте выпускников Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков, «при отказе двигателя на предпосадочном снижении был ошибочно выключен работающий двигатель. После потери скорости самолет свалился на крыло и упал в 150 метрах от ВПП».

Как отмечается на сайте, «командир Ан-26, несмотря на переломы, сумел открыть люк для эвакуации экипажа». По словам родственников пострадавших, на помощь пришли два представителя технического состава аэродрома: они выносили раненых из самолета, который к тому моменту уже горел.

 

Крылья родины пилили-пилили, а потом передумали

Разбившийся Ан-26 был изготовлен Киевским авиационным производственным объединением в апреле 1979 года. «Эти самолеты давно устарели. Я не знаю, какой уход за ними, где они ремонтируются, ремзаводы для них уже в паршивом состоянии, – заявил в комментарии информагентству «Взгляд-инфо» летчик-испытатель Магомед Толбоев. – У самолетов всё зависит от ухода. Если он используется в соответствии с требованиями, то может летать и 150 лет. Все вопросы к эксплуатантам. Кто владел самолетом – к тем и вопросы».

Военное учебное заведение, курсанты которого проходят практику в Балашове, за последние годы пережило несколько реорганизаций. В рамках сокращения ВВС Балашовское училище, готовившее пилотов для Дальней авиации, присоединили к Краснодарскому высшему военному авиационному училищу, которое ранее специализировалось на подготовке иностранных слушателей. В свою очередь, краснодарское училище в 2012 году стало филиалом воронежской Военно-воздушной академии, которая в советские времена занималась обучением наземных специалистов. В 2015 году краснодарское училище вновь выделили в самостоятельный вуз.

Теоретические занятия для курсантов ведутся в Краснодаре. На первом, втором курсах преподаются общеобразовательные предметы и дисциплины общей военной подготовки. С третьего курса начинается изучение специальных дисциплин, необходимых для освоения учебного самолета. Курсанты проходят подготовку на тренажерах, на них нужно «налетать» не меньше 10 часов. После третьего курса будущих пилотов распределяют по родам авиации. Молодые люди, выбравшие Дальнюю и Военно-транспортную авиацию, проходят первую летную практику на учебной авиа­базе в Ртищевском районе на самолете Л-410, а после четвертого курса – в Балашове на Ан-26. На третьем курсе установлены нормы налета 80 часов. Всего за время обучения нужно налетать на самолетах первоначальной военной подготовки и на учебно-боевых самолетах не менее 200 часов (это довольно много, цифра сравнима с годовым налетом офицеров в полках).

На середину нулевых приходится наибольшее количество негативных отзывов на авиафорумах, касающихся бытовых условий и отношений между курсантами в краснодарском училище. С конца нулевых набор абитуриентов практически не велся, в начале 2010-х количество учащихся на каждом курсе громадного вуза исчислялось десятками, считая пилотов, готовящихся для службы на ведомственных самолетах МВД, ФСБ, и иностранных слушателей из 19 стран.

Как пишет авиационный журнал «Крылья Родины», в 2012 году в военно-транспортную авиацию (ВТА) были направлены 75 выпускников-летчиков, в 2013-м – 45 человек. В 2014 году были выпущены 14 курсантов для ВТА и 5 курсантов для Дальней авиации (ДА). В 2015-м выпустился один летчик для ВТА и четверо для ДА. В некоторые годы, отмечает журнал, оказывалось, что число иностранных слушателей, получающих летную специальность, превышало число россиян. Преподавателей и командиров, по сведениям издания, также было «гораздо больше, чем курсантов». Как пишут «Крылья Родины», в 2014 году на факультете в Балашове работали 65 гражданских специалистов и 37 офицеров.

Всё изменилось, когда государство обнаружило себя в кольце врагов: оказалось, что военные летчики нужны в больших количествах и как можно быстрее. В 2014 году по директиве военного ведомства предполагалось набрать 585 курсантов (для сравнения: в 2009 году было 30 человек). В 2016-м на первый курс были зачислены более 650 человек.

Как рассказывал в интервью «Интерфаксу» начальник краснодарского училища полковник Виктор Ляхов, на ближайшие годы перед училищем поставлены «гораздо более сложные задачи – и по количеству курсантов, и по интенсивности полетов», усложняются задачи по пилотажу. По мнению полковника, материально-техническая база готова к резкому увеличению нагрузки. В училище имеются более 50 самолетов-тренажеров, «на вооружении учебных авиационных баз состоит техника, давно зарекомендовавшая себя и надежная». «План перевооружения существует, он заложен в развитие вуза до 2020 года», – сообщил Виктор Ляхов изданию Life.

«Наверное, самой лучшей визитной карточкой, рекламной акцией, которая популяризирует профессию военного летчика, можно назвать успешные действия наших ВКС в Сирии», – подчеркнул в беседе с полковником представитель Life. Начальник училища отметил, что конкурс в училище в прошлом году составил почти четыре человека на место. «Лейтенант, который приходит после окончания высшего учебного заведения в войска, получает порядка 53–55 тысяч рублей в месяц. В среднем летчик, который имеет воинское звание «капитан» и находится на должности командира авиационного звена, получает от 80 до 90 тысяч, – рассказал изданию полковник Ляхов. – В Военно-воздушных силах я прослужил уже 34 года и с уверенностью могу сказать, что никогда летчики не были так обеспечены в плане выплаты денежного довольствия, как сейчас».

 

Балашовская авиационная

В 1930 году в Балашове была организована 3-я Объединенная школа пилотов и авиационных техников. В школу принимали юношей и девушек, учили летчиков и техников на самолетах Р-1, У-2, Р-5.

В 1942 году Балашовская военная авиационная школа была эвакуирована в Славгород Алтайского края. До окончания вой­ны школа готовила летчиков на самолет Ил-2. Расформирована в 1946 году.

В 1944 году началось формирование 2-й Балашовской военной авиационной школы пилотов. Дата 15 июля 1944 года приказом министра обороны стала днем рождения и «годовым праздником» Балашовского училища. Здесь готовили кадры для дальней и транспортной авиации. С 1944 по 2002 годы учебное заведение выпустило более 17,1 тысячи летчиков.

В 2002 году Балашовский военный авиационный институт был расформирован. На его базе создали две новые структуры – учебный авиационный центр подготовки летного состава Дальней и Военно-транспортной авиации (УАЦ ПЛС ДА и ВТА) с полками в городах Балашов и Ртищево и 4-й факультет Дальней и Военно-транспортной авиации Краснодарского военного авиационного института.