Нет ему равных на свете…
В хронике жизни Саратова значится немало интересных, талантливых гостей, и среди них – испанский скрипач-виртуоз Пабло Сарасате (1844–1908 гг.).
Настоящее его имя Мартин Мелитон де Сарасате-и-Наваскуэс. Имя Пабло он присвоил себе сам. «Мой отец был военным капельмейстером, – вспоминал Сарасате. – Я учился играть на скрипке с самого раннего детства. Когда мне было всего пять лет от роду, я уже играл в присутствии королевы Изабеллы. Мое исполнение понравилось королю, и он назначил мне пенсию, которая позволила мне поехать в Париж учиться».
Королева преподнесла вундеркинду скрипку Страдивари. В двенадцатилетнем возрасте Сарасате поступил в Парижскую консерваторию. Он обладал уже достаточно высокой техникой игры, поэтому через девять месяцев завершил полный консерваторский курс обучения по классу скрипки и удостоился первой премии.
Дебют Сарасате в Париже состоялся в 1860 году. Вскоре он получил мировую славу как скрипач с идеальной чистотой исполнения, богатой палитрой звучания, виртуозной техникой и легкостью игры.
Впервые в пределы Российской империи Сарасате попал в 1869 году, посетив Одессу. Спустя десять лет он гастролировал в Петербурге и Москве. Один из счастливчиков, побывавших на концерте Сарасате, вспоминал: «Он был небольшого роста, худощавый, но в то же время очень изящный, с красивой головой, с пробором посередине черных волос, согласно моде того времени. Как отступление от общего правила, он носил на груди большую ленту со звездою полученного им испанского ордена <…>. Обладая замечательной техникой, он играл без всякого напряжения, как бы еле притрагиваясь к струнам своим магическим смычком».
Россия покорила музыканта своим гостеприимством, и вскоре он дал в нашей стране серию концертов. Добрался Сарасате и до Саратова. Выступления его проходили в конце 1883 года в зале Коммерческого собрания (ныне улица Соборная, дом 18). В рецензии газеты «Саратовский дневник» на первый концерт испанского виртуоза говорилось: «Публика была в таком восторге, в каком редко нам приходилось её видеть. Овациям артисту конца не было, и в благодарность за эти искренние овации публики Сарасате сыграл еще несколько мелких пьес сверх программы».
Оценивая второй концерт, газета «Саратовский листок» писала: «Главнейшая, замечательная сторона таланта Сарасате заключается именно в виртуозности его, и только в этом последнем отношении нет ему равного на свете». Местная пресса отмечала, что испанский гость «очень доволен приемом здешней концертной публики» и намеревался дать еще один концерт. Но по не зависящим от Сарасате обстоятельствам третий концерт не состоялся.
Еще раз Сарасате побывал в нашем городе уже на склоне лет, в феврале 1904 года. На этот раз его концерт проходил в зале музыкального училища (ныне консерватория). Отзывы прессы свидетельствовали, что виртуозное мастерство Сарасате сохранил до старости. «Саратовский листок» писал: «Трудно себе представить звук более чистый и воздушный, чем звук скрипки Сарасате. Такой легкости смычка, гамм, пассажей, трелей, флажолет, такой верности интонации во всех регистрах инструмента нет ни у кого из живущих скрипачей».
Сарасате остался в истории культуры не только выдающимся исполнителем, но и автором 54 шлягеров скрипичного репертуара. В их числе «Русские песни», написанные под впечатлением гастролей в России.