Музыка для всех

Оценить
Крым наш, голоса из Италии и запрет для Маликова

Первого знакового культурного мероприятия в этом году пришлось ждать почти полгода, да и оно было, отчасти, плановым – в 30-й раз в стенах Театра оперы и балета прошел Собиновский фестиваль. Область получила первое по-настоящему крупное событие, но по-прежнему продолжает жить в ожидании чего-то особенного, довольствуясь менее масштабными событиями.

 

Образы Италии

Именно такая тема была заявлена на юбилейный, XXX Собиновский фестиваль, который стартовал еще в конце весны – 23 мая. Программа была под стать: на церемонии открытия выступал сводный оркестр с участием солистов «Волга-Бэнда», а исполнялись увертюры Джоакино Россини «Итальянка в Алжире» и «Римский карнавал» Гектора Берлиоза, «Итальянская» симфония № 4 Феликса Мендельсона и симфоническая поэма «Пинии Рима» Отторино Респиги. Второе масштабное мероприятие – выступление симфонического оркестра с «Реквиемом» Джузеппе Верди 27 мая. Дирижер Юрий Кочнев не без удовольствия анонсировал, что в мероприятии будет задействовано 180 участников и четыре солиста: «Все творческие силы города объединяются, чтобы воплотить это грандиозное по размаху произведение».

24 мая саратовского зрителя ждала премьера «Аиды» в постановке Георгия Исаакяна – и снова Верди. А 28 мая на сцене Театра оперы и балета – опера «Риголетто» с участием солистки театров Генуи и Неаполя Дарьи Коваленко и солиста московского театра «Новая опера» Нурлана Бекмухамбетова.

Гвоздем фестиваля стало выступление «Золотого голоса Италии» и неоднократного участника фестиваля Сан-Ремо Энрико Колонны, который прилетал в Саратов из Вероны вместе со своим коллективом.

И даже на этом не заканчивалась «аппенинская» программа: 25 и 31 мая саратовские зрители могли насладиться двумя танцевальными постановками: 25 мая – «Ромео и Джульетта» Прокофьева с участием солистов Мариинского театра Евгения Иванченко и Ренаты Шакировой (победительницы второго сезона «Большого балета» на телеканале «Культура») и 31-го – балет «Дон-Кихот» Людвига Минкуса, в котором задействованы солисты «Ла Скалы» Мартина Ардуино и Клаудио Кавьелло.

Организаторы не скрывали своей веры в успех. Накануне открытия директор театра Ренат Мухамедьяров рассуждал на пресс-конференции, что «итальянская музыка занимает особый пласт в мировой музыке. Фестиваль вызовет колоссальный успех. Ажиотаж о нем уже идет, идут прения, обсуждают разные темы, спорят. Нам очень приятно, что фестиваль продолжает жить и набирает обороты».

 

Пишите о доступном искусстве!

Другой, возможно, не менее важной новостью стали цены на билеты. И они, как и на предыдущих фестивалях, ласкали слух: на оперные спектакли можно было попасть за 150 рублей, на балетные – за 400. Вход на традиционный Конкурс конкурсов вокалистов был чуть дороже оперы – 200 рублей. Столько же стоили самые дешевые билеты на Гала-концерт. Самым же дорогим «лотом» прогнозируемо было выступление Энрико Колонны, но и здесь цены были демократичными – от 400 до 1500 рублей. Неудивительно, что, по словам заместителя директора театра Николая Шиянова, билеты на тот же спектакль «Ромео и Джульетта» были раскуплены еще за месяц, да и на других мероприятиях наблюдался аншлаг.

Озвучивались и другие суммы: лауреаты Конкурса конкурсов вокалистов получали денежные награды в 100, 75 и 50 тысяч рублей за 1–3-е места. За приз зрительских симпатий вокалист награждался поездкой в Милан в «Ла Скалу».

Если популярность мероприятия среди профессионалов не подвергается сомнению, то с информированностью населения всё не так хорошо: местные СМИ, по мнению Кочнева, не стремятся освещать фестиваль, «не делают портреты солистов, не пишут рецензий, говорят: «не формат», редакторам не надо <...>. Какая-то тут заминка, никто не может ничего объяснить. Все молчат», после чего попросил журналистов разобраться с этим вопросом.

 

Аншлаги, сплошные аншлаги

Это была, пожалуй, единственная нотка грусти на этом фестивале, который, по традиции проходил красиво. На церемонии открытия врио губернатора Валерий Радаев рассказывал, что ежегодно собирается более десяти тысяч зрителей и что «саратовцы ждут этого события, приводят своих детей, и для многих из них искусство стало частью их жизни». Потому неудивительно, что Собиновский фестиваль – такой же бренд для Саратова, как и музей Радищева, ТЮЗ, Лидия Русланова и целая плеяда выдающихся артистов и художников, которые, по мнению врио губернатора, «дают право претендовать на звание культурного центра Поволжья».

На следующий день после открытия состоялась премьера «Аиды». Режиссер осовременил спектакль, перенеся его действие из Древнего Египта в XX век. По его мнению, так зрителю будет проще сопереживать героям. На сцене стояли стулья из залов ожидания, джакузи, а в плазменных экранах читались аллюзии на «1984». Приглашенные именитые критики также оценили спектакль.

В тот же день в Голубой гостиной открылась выставка областной научной библиотеки «Орфей русской сцены», посвященная 145-летию Леонида Собинова, на которой можно было увидеть выпуски газет 1920-х годов, книги и пластинки.

Отдельный зрительский интерес вызвал Конкурс конкурсов вокалистов. В этом году в нем приняли участие 12 человек из России и из-за рубежа: Казахстана, Монголии, США. В ходе первого тура ими были исполнены произведения Чайковского, Мусоргского, Рахманинова, Штрауса, Грига и, по традиции, народные песни. Во втором туре, как обычно, прозвучали партии из шедевров оперной классики: «Евгения Онегина», «Тоски», «Травиаты», «Тангейзера» и других. В итоге победителем стала ростовчанка Мария Суздальцева (у нее же приз зрительских симпатий), второе и третье место заняли москвички Наталья Кучина и Виктория Каркачаева.

 

Провинциальные понты

8 июня в ТЮЗе Дмитрий Маликов выступил со спектаклем «Перевернуть игру», в котором в музыкально-театрализованной форме рассказывается история музыкальных гениев: от Баха до Майкла Джексона. 46-е и 47-е представления в Саратове (первое – благотворительное, второе – по билетам) завершили нынешний тур.

Накануне спектаклей известный эстрадный певец провел в театральном зале консерватории интерактивное шоу «Урок музыки», которое предназначается для учащихся музыкальных школ, студентов и вообще всех неравнодушных, поэтому вход был свободный. Понятно, что перед появлением на сцене артиста в зале не осталось ни одного свободного места и многим пришлось стоять в проходе. Кстати, не обошлось без шутки и насчет места встречи.

Маликов вспомнил, что в прошлый раз ему давали другие залы, но после его дуэта с Юрием Хованским (скандально известный видеоблогер, с недавних пор подавшийся в рэп. – Прим. авт.) решили, что обойдется. «Разумеется, я шучу, – тут же уточнил артист. – На самом деле сейчас идут госэкзамены, а это святое. У меня тоже сегодня волнительный момент – дочка пишет ЕГЭ по литературе, волнуется. Я тоже переживаю». О самой консерватории Маликов отзывался очень тепло: «Приятно вновь побывать в одной из ведущих консерваторий в стране. Само это здание пропитано духом. Поверьте, такого осталось мало, и вы должны это беречь».

В ходе мероприятия Маликов несколько раз играл свои сочинения самостоятельно, а также аккомпанировал юным музыкантам. Еще он давал советы по поводу того, как стоит продвигать свою музыку: например, придумать оригинальную кампанию для распространения альбома. Так, один из его альбомов в течение года продавался в сети аптек. Но деньги за него он всё равно не получил, поскольку проект был благотворительным.

В конце встречи артист решил пообщаться с залом. Мероприятие получилось в формате «дети задают вопросы взрослым»: кто-то интересовался у Маликова, владеет ли он какими-нибудь инструментами, кроме фортепиано, насколько он сильный человек, раз держит на афише спектакля одной рукой девушку вниз головой, какая современная музыка ему нравится и т.д. и т.п. Понятно, что какие-то из вопросов детям явно заготовили педагоги или родители, но всё равно звучали они неплохо.

Закончился вечер исполнением «Собачьего вальса» и песней собственного сочинения «До завтра», которая ненавязчиво намекала на желание артиста встретиться со зрителями уже на спектакле.

 

Без намеков

Если у вас уже сложилось впечатление, что кроме музыкальных мероприятий в нашем городе больше ничего не произошло, то спешим вас переубедить – это не так. В музее Радищева 6 июня открылась выставка «Крым. Край радости, солнца и вдохновения». Куратор выставки, заведующая сектором русского искусства XVIII – начала XX века Ангелина Ступина сразу поспешила оговориться, что не стоит искать политической подоплеки, а идея посвятить выставку солнечному полуострову появилась еще до всем известных событий.

Татьяна Седышева, директор Вольского краеведческого музея, который поделился с Радищевским музеем несколькими картинами для выставки, охарактеризовала ее как домашне-отпускную, потому что она подходит для любого настроения. Ступина подчеркнула, что всё это – «экскурсия в восприятие Крыма разными поколениями художников» – от XVIII века до наших современников.

Знакомясь с выставкой, понимаешь, почему куратор так загорелся идеей ее создания: в Радищевском музее действительно более сотни крымских пейзажей, притом многие из работ Богаевского, Боголюбова, Лентулова и других выставлены и в основной экспозиции музея. Очень большой блок принадлежит саратовским художникам: Кузнецову, Уткину и Бебутовой. В конце концов, Крым действительно всегда являлся туристической меккой для жителей Российской империи, а затем и СССР, потому и не удивительно, что художники столь активно пытались запечатлеть его на своих картинах. От этих работ действительно веет радостью, солнцем и вдохновением.

Выставка будет работать почти всё лето – до 6 августа.