Эд Макбейн «87-й полицейский участок»

Оценить
В минувшем году мы уже рассказывали об амбициозном проекте санкт-петербургского издательства «Амфора», которое пообещало читателям выпустить полный цикл «87-й полицейский участок» американского писателя Эда Макбейна.

В минувшем году мы уже рассказывали об амбициозном проекте санкт-петербургского издательства «Амфора», которое пообещало читателям выпустить полный цикл «87-й полицейский участок» американского писателя Эда Макбейна. К сожалению, по причинам финансового характера проект был заморожен после выхода второго тома ненумерованного собрания.

И вот, год спустя, проект возрождается снова: в этом году в этой серии с тем же серийным оформлением вышли уже две новые книги, и каждая состоит из двух произведений: в одном томе – романы «Та самая леди» и «Способ убийства», в другом – романы «Пока смерть не разлучит нас» и «Выкуп Кинга». Издания стали дороже, но если в прошлом году книги распространялись вместе с периодикой, то ныне за их реализацию взялись книжные магазины, в том числе и сетевые, – то есть тома стали доступнее.

В жанре полицейского романа Макбейн создал поистине образцовый цикл – с узнаваемыми симпатичными персонажами и их перипетиями за пределами 87-го участка. Автор не боялся показывать своих сыщиков, мягко говоря, не в самых выигрышных ситуациях – растерянными, ошибающимися, раздраженными или озадаченными, причем их живые черты прибавляют читательских симпатий. Ибо герои с мощными челюстями Ван Дамма чаще всего вызывают у обычных мужчин комплекс неполноценности, а полюбить можно лишь живых, похожих на вас и «неправильных». (Недаром, например, в европейской экранизации одного из романов цикла роль Стива Кареллы досталась Жан-Луи Трентиньяну – актеру с имиджем неврастеника и интеллигента-неудачника.)

Из романа в роман читатель учится распознавать копов из 87-го участка по каким-то черточкам характера, по излюбленным словечкам, привычкам, темпераменту. Открывая доселе нечитанный роман цикла, мы сразу попадаем в гости к старым приятелям, когда не надо никого представлять и ты не испытываешь робости и скованности первого знакомства. Мы уже знаем, что у Стива Кареллы глухонемая невеста (потом жена) Тедди, Майер Майер страдает от своего двойного имени, Коттон Хоуз устал отвечать на вопросы, отчего у него седая прядь на виске, и так далее. Эти и многие другие живые детали не только помогают читателям не перепутать персонажей, но и могут подкупить любого – кроме, разве что, отпетого негодяя или «ненавистника полицейских» (первый роман цикла так и называется – «Ненавижу полицейских»).

Цикл о 87-м участке можно начинать читать с любого места; каждый роман – самостоятельная законченная история, и вместе с тем это лишь один эпизод, фрагмент большой картины (или, если угодно, пазл мозаичного панно). Вместе эти эпизоды образуют нечто вроде полицейской саги, жестко связанной лишь местом действия и как бы приподнятой над реальным течением времени.