Неслышное миру бедствие

Оценить
Как живется обитателям общежития для глухонемых на 7-й Дачной

Уже по внешнему виду трехэтажного здания, расположенного по адресу: улица Гвардейская, 27»б», можно сделать вывод, что жизнь там – не очень. Обшарпанное строение, вокруг которого валяются горы кирпича (остатки былой роскоши – до недавнего времени общага была обнесена кирпичным забором), в случайных прохожих может пробудить только одно желание – как можно скорее пройти мимо. О том, что здесь живут люди, говорит аккуратно развешанное на веревках во дворе белье да несколько пластиковых окон. В начале этого года в список проблем жильцов общежития для инвалидов по слуху добавилось еще несколько – здание хотят разделить на две части, одну из которых в будущем использовать в коммерческих целях.

Места былой славы

Общежитие на 7-й Дачной появилось в 60-х годах прошлого столетия. Построено оно было при учебно-производственном комбинате для глухонемых. Инвалиды трудились в швейных и столярных цехах, расположенных прямо за общагой. Но наступили лихие 90-е. Предприятие пришло в запустение. Какие-то цеха продолжали худо-бедно функционировать до начала нулевых, какие-то помещения стали сдавать в аренду. А в начале текущего года на заднем дворе общежития развернулась стройка века – помещения бывших цехов окончательно сравняли с землей.

Моим экскурсоводом в мир совместного быта общежития для глухонемых стала Людмила Мукина, для которой небольшая комната на третьем этаже является домом уже на протяжении не одного десятка лет. Общаться с Людмилой нам пришлось, что называется, «на пальцах».

Экскурсия начинается с груд кирпича, которые раньше представляли собой забор. Женщина демонстрирует недоумение. Мол, для чего нужно было сносить забор, который и ветхим-то не назовешь. В России и более ветхие строения видали. Ничего – стоят еще.

Следующий объект, которым возмущена Людмила, – несколько металлических столбов, выросших прямо посреди двора общежития. Очевидно, что скоро двор будет разделен на две части. Местные жители переживают, что в таком случае к подъезду не смогут подъехать ни скорая помощь, ни пожарная машина.

Но по сравнению с тем, что я увидел дальше, столбы во дворе – полная ерунда. Людмила ведет меня сразу на третий этаж. По пути нам встречается пожилая женщина с тазиком в руках – она спешит развесить во дворе белье. А Людмила поясняет мне (в ход идет заранее купленная мной в ближайшем магазине тетрадь – мы обмениваемся короткими предложениями), что раньше жильцы сушили белье как раз на той половине, которую хотят обособить. Но сушить же вещи где-то надо? В здании нет ни одного балкона – даже общего.

На общей кухне несколько газовых плит, раковина. Людмила жалуется, что горячая вода из крана действительно бывает горячей либо рано утром, либо поздно вечером. Слева от входа в кухню деревянная дверь, ведущая, как можно догадаться, в туалет. Ни ванной, ни душа, даже одного на этаж или хотя бы на всё общежитие, нет. Жильцы моются либо у своих родственников, либо в других общежитиях, расположенных на 6-й Дачной, в которых душевые преду­смотрены. Естественно, эта услуга для гостей с 7-й Дачной платная.

Не предусмотрена в общежитии и закрывающаяся дверь в подъезд. Раньше на общей двери красовался кодовый замок. Потом его для чего-то просто вырезали. Бывали случаи, когда незваные гости ночевали прямо на общих кухнях.

Проект «Стена»

Неслышное миру бедствиеНа третьем этаже Людмила демонстрирует чудо инженерной мысли. Посередине длинного коридора общежития красуется кирпичная стена. Чувствуется, что стену возводили в спешке – кладка неровная. Этажом ниже коридор всё еще длинный – никакой стены нет. Пока что... Но жильцы дома уверены, что это лишь вопрос времени. По поводу разделения коридора третьего этажа кирпичной кладкой они писали жалобы во многие инстанции. Правда, пока безрезультатно.

Возведение стены сопровождалось переселением жильцов в одну половину общежития. «Я жила как раз в той половине, которая сейчас оказалась за стеной. Мне сказали, что в ближайшее время нужно будет переехать в другую комнату. Выбора не оставили. Пообещали помочь с ремонтом на моем новом месте жительстве. Я как в ту комнату зашла, так обомлела. Ни полов толком, на стенах грибок, на потолке плесень. Дверь вообще ужас – ее ногой пни, и она откроется. А в старой мы уже начинали делать ремонт. Думали пластиковое окно поставить. Муж уже успел стены выровнять», – вспоминает недавние события мать двоих детей Юлия Кузнецова, проживающая на третьем этаже общаги.

С июня 2015 года общежитие находится в собственности Саратовской региональной общественной организации инвалидов по слуху «Центр сурдопереводческих услуг и социальной реабилитации лиц с недостатками слуха». Сотрудники комитета общественных связей и национальной политики области по вопросам, изложенным в жалобах и обращениях, встретились с Ильей Хахулиным, руководителем Центра.

Илья Павлович пояснил, что в настоящее время проводится восстановление перегородок, которые предусмотрены планом БТИ, и ведутся ремонтные работы во втором подъезде. Также добавил, что жильцам предлагается переселение в комнаты, расположенные в одном подъезде. Дело в том, что жильцы прописаны в самом здании. Прописки по комнатам нет. Использование другого подъезда планируется для нужд общественной организации. А про снесенный забор Илья Хахулин сказал, что на его месте скоро появится новый.

Счетная палата

Жильцов беспокоят еще и счета за свет, воду и прочие коммунальные услуги, приходящие ежемесячно. Закончив экскурсию по общежитию, Людмила приглашает меня в свою комнату на третьем этаже, для того чтобы показать ежемесячные «жировки». Площадь ее комнаты едва ли превышает 10 квадратных метров. Женщина постаралась уместить здесь всё самое необходимое: стиральную машинку, холодильник, кухонный стол. На общей кухне лучше ничего не оставлять, ведь доступ в общежитие ни для кого не ограничен.

Из кипы бумаг Людмила выуживает квитанцию за январь 2017 года: почти на три с половиной тысячи рублей. Главная статья расходов – электроэнергия – 2334 рубля. Понятно, что в эту сумму входят и общедомовые нужды. Но откуда берутся такие астрономические цифры в платежках, никто объяснить не может или просто не хочет. Если в комнате прописана семья из нескольких человек, то итоговая сумма становится много больше. И это без душа, ванной, света в подъезде.

Получается, что семья однокомнатную квартиру со всеми удобствами по соседству может снять за меньшие деньги. И финансы ­сэкономят, и нервы.