Аваков как Навальный
Пару лет назад, когда российское телевидение начало рассказывать своим телезрителям больше и чаще про ужасы украинской жизни, чем про то же самое в собственной стране, в интернете родился мем «А что там у хохлов?». Поэтому, задумав рубрику про чужую жизнь, мы тоже начнем с Украины. Но в следующих номерах будем смотреть и на другие страны. Мы хотим, чтобы каждую неделю вы вспоминали, что у мира прозрачные границы и что живем в нем не только мы – великие, сильные, смелые, удачливые, умные, богатые, счастливые российские граждане под руководством лучшего президента всех времен и народов.
24 мая в 15 городах Украины одновременно прошли около 500 обысков. Одномоментно из этих городов в Киев на вертолетах доставили 25 задержанных бывших работников налоговой службы. В операции принимали участие более двух тысяч сотрудников нацполиции и прокуратуры.
На следующий день украинский министр внутренних дел Арсен Аваков пришел в программу к дотошной Соне Кошкиной, чтобы ответить на непростые вопросы. Обсудили, почему суды, избирая меру пресечения для задержанных, отпустили их на волю «под залог».
По словам украинского министра, общий объем назначенных залогов составил 246 млн гривен (то есть примерно 500 млн рублей). Здесь же министр отверг ехидные замечания критиков операции, утверждавших, что только за вертолеты, использованные в спецоперации, пришлось заплатить больше суммы залога. По словам Авакова, вертолеты «стоили» 330 тысяч гривен (то есть 660 тысяч рублей).
Аваков подчеркнул, что общая сумма инкриминируемых обвинений задержанным составляет 96 млрд гривен (то есть около 200 млрд рублей). Чтобы телезрителям был понятен масштаб этих сумм, министр провел сравнительный анализ: 96 млрд гривен – это два годовых бюджета министерства внутренних дел, куда входят пограничники, полиция, национальная гвардия, сервисные центры МВД, или два годовых бюджета вооруженных сил Украины.
В основном в суды вынуждены были принудительно «прогуляться» руководители и замы руководителей областных налоговых служб времен президента Януковича. По мнению предварительного следствия, которое шло год, в 2011–2014 годах они способствовали работе «налоговых ям». Это были легальные государственные конвертационные центры, где 100 млн гривен, предназначенных для уплаты в госбюджет, уменьшались до 40 млн. Еще 40 млн работники конвертационных центров выводили «кому надо», получая свою долю. А 20 млн возвращали предпринимателю. При этом было абсолютно неважно, по доброй или злой воле бизнес участвовал в схеме. «Большинству некуда было деться. Большинству ее навязывали», – говорил в ходе интервью Аваков.
– Разве вы не знали, что суды отпустят подследственных? – напрямую спросила министра журналист, не понимающая вместе с миллионами телезрителей, чего сейчас-то министр внутренних дел и генпрокурор называют судей негодяями.
– Мы находимся в такой системе координат, когда приходится бороться с ветряными мельницами, – ответил министр.
– Это озлобляет людей, – заметила журналист.
– Это демотивирует прокуроров, – расширил негативную оценку министр. И добавил, что именно действия судей в ходе данной операции показывают, что что-то не то происходит в правоохранительной системе. А еще он несколько раз повторил, что все решения судей будут оспорены в апелляционной инстанции, и если там будут доказаны злоупотребления, то он лично добьется, чтобы каждый случай рассмотрела квалификационная комиссия. «Если такие кейсы заканчиваются пшиком – это дискредитация государственной системы», – сказал Аваков.
Министр занимает эту должность со времен Майдана. Его любят подписчики его блога в интернете и украинская молодежь, на которую он меняет старые полицейские кадры. Новые украинские полицейские все, как на подбор, красивы, одеты в современную форму, взяток не берут и правильно понимают, чего от них ждут украинцы. Министр ими гордится и новостями из жизни этих своих подчиненных охотно делится в соцсетях. На днях сообщил, что запустил в Кривом Роге полицейский велопатруль. Отдал им под ответственность порядок в парках, скверах, на пешеходных зонах, где неуместен полицейский автомобиль. И да – велосипеды оснащены мини-мигалками. Потому что Аваков перфекционист, и все вверенные ему силы должны работать совершенно.
«Да реально забодали пустые и бесперспективные разговоры», – говорит он журналистам, призывая к реальным делам – «без компромиссов и учета личных текущих договорняков и амбиций».