Кандидаты всего хорошего
На прошлой неделе появилось сразу несколько новостей о намеченных на март 2018 года выборах президента страны. Честно признаем: ни одна из них не вызвала интереса широких кругов общественности. Это понятно: исход предстоящих выборов считается предопределенным, кто бы ни выдвигался на президентский пост – сам Путин или неожиданно назначенный им преемник. Да что там выборы – политика вообще перестала интересовать большую часть нашего общества – к вящему удовольствию власти. Тех же, кто еще интересуется политикой или – о ужас – пытается ею заняться, в нашей свободной стране могут ждать большие неприятности. Но мы всё же попытаемся понять, исходя из имеющейся информации, что будут представлять собой главные выборы будущего года.
Как девятое ребро
В середине той недели Государственная дума приняла ряд поправок в выборное законодательство. В частности, президентские выборы перенесены на 18 марта – день присоединения Крыма. По всей видимости, законодатели и те, кто за ними стоит, всё еще надеются, что крымский эффект может сработать. Но вполне может быть, что это сделано по инерции, ибо практически все соцопросы показывают стихание интереса к крымской теме. С другой стороны, понятно, что присоединение можно активно эксплуатировать в ходе предвыборной кампании. Заодно ГД отменила открепительные удостоверения – излюбленное средство фальсификаторов. Но им не стоит расстраиваться: предложенная вместо открепительных удостоверений система предварительной регистрации дает еще больше простора для творчества избиркомов.
Но на самом деле это не так значительно. Куда более интересной представляется новость, что Владимир Путин может пойти на выборы как самовыдвиженец. Кстати, Путину не впервой будет идти на выборы в качестве самовыдвиженца. В 2000 и 2004 годах он также не стал связывать свою фигуру ни с одной из партий, но когда шел в третий раз, в 2012 году – его выдвигала «Единая Россия». Понятно, что рядовому избирателю всё это абсолютно безразлично. Такие маневры больше свидетельствуют о состоянии политической системы в стране. Политолог, экс-глава регионального департамента администрации президента Андрей Колядин считает, что такой выбор единственно верный: «Ядерный электорат партии сейчас около 32 процентов. (Речь идет о «Единой России». – Д.К.) Они всё сделали, чтобы самоуничтожиться. Сейчас важно, чтобы ее 32 по стране не потянули вниз президентские 80».
Повторим, так ли важно это для обычного избирателя? Ему не интересны партии, их рейтинги и прочее. Он верит в Путина слепо и исступленно, как верующие верят в целительные способности ребра Николая Чудотворца, привезенного недавно в Москву. Как иллюстрация. В сети гуляет забавный ролик о дебатах барнаульских единороссов. Там одна дама предлагает переименовать Барнаул в Путинград или отчего-то в Путинберг. «Послушайте, мы обсуждаем вопросы ЖКЖ», – урезонивает ее ведущий. «И что? – отвечает дама. – Переименуем, и всё будет эффективно».
Темная сторона Луны
Политологи считают, что только после осенних региональных выборов Путин примет решение – идти ему самостоятельно или опираясь на правящую партию. Но в любом случае Путин будет выступать как кандидат всех россиян, и забытую было формулировку «национальный лидер» вновь вытащат из политической кладовой. Вот как видит ситуацию провластный политолог, глава Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский: «Вопрос в том, что в любом случае содержательно должна быть обеспечена модель «широкой коалиции» вокруг кандидата и его программы, включая и задачи поддержки со стороны целого ряда партий, общественных движений, институтов и групп, а также, возможно, механизмы дополнительной консолидации и расширения коалиции вокруг основного кандидата в ходе кампании, имея в виду в том числе снятие ряда иных кандидатур в его пользу». Возможно, Сергей Миронов подразумевается, ему терять нечего, отчего же не сняться.
Эйфория от еще не одержанной победы растет. И вот уже начальник управления внутренней политики президента Андрей Ярин заявляет, что Кремль не собирается на предстоящих выборах президента России в 2018 году использовать формулу «70 на 70», когда целью ставится 70 процентов явки на избирательных участках при 70 процентах голосов за основного кандидата. Основной акцент будет сделан на прозрачности голосования. К такой позиции в Кремле пришли из-за того, что рейтинги первого лица и так находятся на уровне «70 на 70», поэтому основным является вопрос легитимности процедуры, пишут «Ведомости».
Что же остается желать главному кандидату в этой победной обстановке? Некоторые эксперты предполагают, что будет предпринята попытка перехватить коррупционную тему у Алексея Навального. Тем более что у власти ресурсов гораздо больше: можно будет провести чистку среднего круга (ближний круг неприкосновенен), несколько раз спросить, грозно сдвигая брови: «Где посадки?» – результат гарантирован.
Пока же можно заниматься милыми сердцу мелочами: играть в хоккей, принимать в Сочи высоких гостей. Или, например, показать президенту ФИФА Джанни Инфантино прекрасный стадион в Краснодаре, но не упомянуть при этом, что Краснодар по каким-то неведомым причинам не включен в список городов, принимающих чемпионат мира по футболу. Заодно и не сказать, что к строительству стадиона государство никак не причастно. А построил его бизнесмен Сергей Галицкий. С другой стороны – не в Питер же везти футбольного гостя, не тамошний пропахший мочой стадион ему показывать. (Для справки: на стадионе в Петербурге было зафиксировано значительное превышение предельных норм по содержанию аммиака в воздухе. Причиной стало отсутствие на стадионе туалетов. Стоимость стадиона превысила уже 48 миллиардов рублей.) Еще можно озаботиться изучением обратной стороны Луны и дать поручение ускорить строительство сверхмощной ракеты. Ну да, темная сторона Луны это как раз то, чего нам не хватает для полноты счастья.
Переизбыток демократии
Но пока есть еще время до освоения Луны, стоит поговорить о саратовских делах, ведь у нас тоже будут как бы выборы, причем сравнительно скоро – 10 сентября.
Совсем недавно на нашу область снизошла очередная благодать: президент оказал доверие Валерию Радаеву, назначил его исполняющим обязанности губернатора и пожелал успеха на будущих выборах. Казалось бы, чего еще желать. Но стремление саратовских властей и дальше идти по пути развития демократии привело к интересным последствиям.
Вот сообщение информационных агентств от 22 мая: «Сегодня прошло заседание политсовета реготделения «Единой России», на котором были выдвинуты кандидаты от партии на пост губернатора области для участия в сентябрьских выборах. Решением делегатов были выдвинуты действующий врио губернатора Валерий Радаев и глава Ртищевского района Александр Санинский. Их кандидатуры были одобрены единогласно».
Единственное, что понятно – «голосовали единогласно» – ровно так, как на съездах КПСС в приснопамятные времена. Всё остальное вызывает разные вопросы. Например, такой: почему именно Санинский? Чем знаменит Ртищевский район, каких успехов он добился, много ли лучше этот район, предположим, Турков или Ершова? В этом номере газеты мы попытаемся разобраться с успехами Ртищева, а пока пойдем дальше.
Вопрос такой: нет ли в решении наших единороссов некоторой неуверенности в правоте президента? Судите сами: он говорит – Радаев, а мы ему – может, Радаев, а может Санинский, демократия у нас, барин. Не скажут ли нам, что у вас, ребята, переизбыток демократии, поправить бы надо?
Тот же сход единороссов подарил нам еще замечательную оценку сделанного Радаевым. И эта оценка принадлежит самому исполняющему обязанности. «В апреле я представил свою программу, свое видение развития региона на ближайшие 5 лет. В ней отражены все точки роста экономики и развития. Сегодня есть уверенное понимание, что пришло время двигаться вперед». То есть человек руководил областью на протяжении пяти лет. И вот по истечении этого срока к нему пришло понимание, что пришло время двигаться вперед. Позвольте, а чем занимались мы предыдущую пятилетку? Стояли на месте? Пятились назад? Нет ответа. И потом, в этой фразе, по-радаевски витиеватой, не говорится прямо, что 11 сентября (выборы – 10-го) мы пойдем вперед. Есть «уверенное понимание», что надо бы идти вперед. Но есть ли силы, есть ли желание? Бог весть.
Заложник увертюры
Однако пока – до избрания – время уверенно двигаться вперед еще не наступило. Чем же еще заняться временно исполняющему обязанности? Грубые политтехнологи, а вежливых политтехнологов не бывает, рекомендуют «торговать лицом» (в оригинале используется другое слово, не лицо). Вот и приходится исполняющему обязанности открывать, к примеру, фестивали классической музыки. Трудно ему, он ведь, по сути, простой сельский мужик, ему бы песни под гармонь, а тут, прости господи, адажио. Вот и приходится уходить с открытия тридцатого Собиновского фестиваля сразу после исполнения увертюры Россини. Наверное, уходя, врио сослался на дела государственной важности.
Они реально есть, эти дела. Только вот там сложностей немало, а в предвыборный период лучше бы держаться подальше от неприятностей. Помните, как в начале года случилась череда коммунальных аварий, взрыв газа на Московском шоссе и еще что-то. Так губернатора словно и не было в те дни. Ладно, то дела городские, можно объяснить свое отсутствие. Но вот дела сельские. Из-за недельных дождей существенно замедлилась посевная кампания. На 24 мая яровых было посеяно 65 процентов от плана. Из-за постоянных дождей в поле не войти – техника вязнет. Опоздание от графиков сева, предполагаемое холодное лето могут сильно сказаться на урожае. И что же сказал врио губернатора по этому поводу? Ничего не сказал, разве что перестал упоминать саратовские пять миллионов тонн. Он вообще так занят урбанизмом, что ему не до урожаев.
Или вот такое печальное событие: саратовский «Сокол» вылетел и из второй лиги российского футбола. Теперь его участь играть с командами райцентров. Вроде бы всенародно любимый вид спорта. Даже президент заинтересован и предлагает реформы, которые окончательно погубят наш футбол. (Об этом – как-нибудь в другой раз.) В начале года Валерий Радаев сказал о «Соколе»: «Как помогаем – так и играют». Что ему сказать на этот раз – «Допомогались»?
Нет, чем отвечать на неприятные вопросы, которые всё чаще подкидывает жизнь, лучше укрыться где-нибудь в консерватории. Под звуки увертюры Россини.