Транспортная империя

Оценить
Как депутат Беликов борется с конкурентами, записывает бизнес на дочерей и покупает госимущество по заниженной цене

Осенью 2017 года состоятся выборы в Саратовскую областную думу. Участие в них, скорее всего, примет и действующий депутат, член партии «Единая Россия» Андрей Беликов. Будь конкуренция на выборах в России более жесткой, политические соперники Беликова наверняка обратили бы внимание на скандалы, в последнее время окутавшие его имя: на обвинение в картельном сговоре, на якобы записанную на дочерей часть транспортного бизнеса депутата и на то, что ведущаяся зятем Беликова борьба за безопасность пассажирских перевозок в Саратове может носить далеко не общественный характер. «Газета недели» собрала и обобщила имеющуюся информацию.

Пара АТП

Весной 2016 года комитет по управлению имуществом Саратовской области выставил на торги сразу пять государственных автопредприятий: Ершовское, Хвалынское, Пугачевское и Алгайское АТП плюс Краснокутскую автобазу. Избавиться от этих активов региональное правительство пыталось уже не впервые, однако прошлые торги провалились по причине отсутствия покупателей. В этот раз процедура прошла успешнее: чиновникам все-таки удалось продать два АТП, самое дорогое из которых – Ершовское – купил «Автокомбинат-2», генеральным директором которого уже 10 лет является депутат Андрей Беликов. Примечательно, что Ершовское АТП досталось Автокомбинату по минимально возможной цене – за 9 миллионов рублей, хотя изначально оно выставлялось на продажу за 18 миллинов (торги проводились с постепенным понижением цены).

По минимальной цене ушло и второе АТП – Хвалынское: за него было отдано чуть менее 4 млн рублей вместо первоначально затребованных 7,9 миллиона. Покупателем предприятия стало ООО «ТрансХолдинг». Издание «Бизнес-Вектор» обратило внимание, что в Саратове имелось две фирмы с таким названием, юридический адрес одной из которых совпадал с местом регистрации всё того же «Автокомбината-2». Одним из владельцев «ТрансХолдинга» выступала Ирина Беликова, которую агентство sarbc.ru назвало дочерью депутата.

Путь Варзина

На этом история не закончилась. В мае текущего года генеральный директор Ершовского АТП Владимир Варзин написал заявления в полицию, прокуратуру, Следственный комитет и Федеральную антимонопольную службу. Содержание документов было весьма оригинальным: Варзин признавал себя виновным в картельном сговоре и просил «предотвратить незаконные действия депутата областной думы, директора «Автокомбинат-2» Беликова Андрея Павловича».

В письме в ФАС Варзин просил освободить себя от ответственности. По словам заявителя, ранее он по просьбе Беликова принял номинальное участие в торгах по продаже Ершовского АТП и проиграл их «Автокомбинату-2». Этот прием как раз и позволил депутату купить государственное имущество по цене вдвое ниже заявленной. Варзин же взамен получил возможность приобрести за 2,5 млн рублей 25 процентов акций автотранспортного предприятия плюс должность гендиректора в нем. Еще 50 процентов акций, по его словам, Беликов передал одной из своих дочерей (вероятно, речь идет о Диане Беликовой).

Однако через некоторое время между заговорщиками возникло недопонимание: согласно признанию Варзина, после избрания на пост председателя совета директоров Беликов стал давать неприемлемые указания. Он потребовал не переводить АТП на общую налоговую систему, что шло вразрез с действующим законодательством (в 2016 году предприятие утратило право на использование упрощенной системы налогообложения). Возможные проблемы с фискальными органами депутат пообещал решить при помощи «административного ресурса». Варзин, понимая, что за такие действия лично ему грозит уголовная ответственность (по его расчетам, сумма по неуплаченным налогам превысила 2 миллиона рублей), обратился в налоговую службу. Как сообщил заявитель, теперь он опасается за свою жизнь и здоровье.

Банкротство и пустая канистра

По оценке Варзина, реальная рыночная стоимость недвижимого имущества Ершовского АТП составляла 35 миллионов рублей, то есть втрое превышала сумму, за которую оно было продано Беликову. Ему нашлось что рассказать и о сделке с Хвалынским АТП: как сообщает со слов Варзина издание «Общественное мнение», это предприятие было приобретено «по схожей схеме...». Варзин принял в деле «молчаливое» участие.

После разразившегося скандала автор заявлений был смещен с поста генерального директора Ершовского АТП. В СМИ появилось заявление Беликова, где он обвинил Варзина в финансовых проблемах предприятия (в мае АТП обратилось в суд с заявлением о банкротстве), а ряд опубликованных в прессе материалов назвал недостоверными. «По моему мнению, они инспирированы третьими лицами, ставящими целью дестабилизацию пассажирских перевозок в Саратовской области и, возможно, имеющими отношение к искусственному созданию напряженности вокруг Ершовского АТП, в том числе – и с корыстными мотивами», – сообщил депутат (ИА «СарИнформ»).

На прошлой неделе стало известно о новом заявлении Варзина в полицию: ночью он почувствовал запах бензина, выскочил во двор, увидел пустую канистру и убегающих молодых людей. Бензином оказались облиты гараж и ворота его дома.

Привокзальные страсти

Не успел затихнуть скандал вокруг Ершовского АТП, как возник новый, заставивший вспомнить о давнем противостоянии Беликову двух частных транспортных компаний.

В Саратове уже давно работают междугородние перевозчики «Ной 64» и «Властелин». В отличие от других рейсовых компаний, собирающих пассажиров на саратовском автовокзале, они паркуют свои автобусы в районе Привокзальной площади. В частности, «Ной 64» использует для этих целей свободный участок на территории стадиона «Локомотив». Работать на автовокзале перевозчики не хотят, так как считают, что он находится в аварийном состоянии. Хотя, возможно, этому есть и другое объяснение: в случае перехода на вокзал компаниям придется соблюдать более строгие требования безопасности пассажиров, что чревато дополнительными расходами (см. ««Везучие», междугородние» в номере от 10.09.2013 г.).

Несмотря на претензии со стороны властей (аргументом являются как раз вопросы безопасности), работа данных перевозчиков вписывается в букву закона. При этом периодически они всё равно попадают в поле зрения обеспокоенной общественности. Особенную активность в этом вопросе проявляет член общественной палаты Саратовской области Евгений Лузановский. Например, в феврале прошлого года он посетил офис «Ной 64» и заявил, что стоянка автобусов на территории спортивного сооружения – это пережиток 90-х годов, «когда там шаурмой торговали». «Мы всех должны переносить на территорию автовокзала и там проводить деятельность», – сообщил он.

Позицию Лузановского можно истолковать вполне конкретным образом, если знать, что он – зять депутата Беликова, чьи интересы, по данным СМИ, связаны с автовокзальными перевозками, прямую конкуренцию которым и составляют «Ной-64» и «Властелин».

Сговор–2

О связи депутата с автовокзалом сообщалось как минимум дважды. Год назад издание «Общественное мнение» писало: «Сейчас с саратовским автовокзалом работает пул перевозчиков, которые так или иначе аффилированы четырем персонам», называя в их числе и Беликова.

А полгода назад схожую информацию предоставили перевозчики «Ной 64» и «Властелин»: в письме на имя прокурора Саратовской области их представители сообщали, что дочь депутата Беликова Диана является совладелицей компании «Саратовский автовокзал «Волга»«. «Автобусы с логотипом указанного юридического лица осуществляют перевозку пассажиров практически по всем регулярным межмуниципальным маршрутам области, билеты на перевозку ООО «Саратовский автовокзал «Волга»« продаются в кассовых пунктах саратовского автовокзала, хотя указанный перевозчик не участвовал ни в одном конкурсе на получение регулярного маршрута», – говорилось в письме.

По мнению перевозчиков, депутат Беликов стал главным «дирижером» для всех должностных лиц, ответственных за транспортную доступность в регионе, и пытается «установить контроль над всеми перевозками в области».

На прошлой неделе противостояние перевозчиков с депутатом вышло на новый виток. Представитель «Ной 64» и «Властелина» Гелена Алексеева рассказала прессе о признании предпринимателя Олега Чернышова в том, что летом 2016 года он по просьбе Беликова принял участие в конкурсе на аренду парковочных мест на стадионе «Локомотив». Проводить конкурс было необязательно: «Ной 64» как действующий арендатор имел право на автоматическое продление договора. Тем не менее, торги состоялись, и выиграл в них Чернышов, предложивший самую высокую цену. После предприниматель от победы отказался, и право аренды было возвращено «Ною».

Главная часть признания заключалась в том, что позже зять Беликова Лузановский обратился в антимонопольную службу с целью доказать картельный сговор «Ной 64» и Чернышова. По словам Алексеевой, общественник даже принес Чернышову уже готовый текст, «оговаривающий» перевозчика. От предпринимателя требовалась только подпись.

На минувшей неделе появилось и изложение истории по версии Лузановского. В своих комментариях интернет-газете «Четвертая власть» он сообщает, что поведение Чернышова «напоминает дачу заведомо ложных показаний». «Он сам, лично в областном БЭПе показания давал. Там он много рассказал про финансовую деятельность ООО «Ной-64» и много других фактов, – пояснил общественник. – Это лишний раз свидетельствует, что ряд СМИ заинтересованными лицами введены в заблуждение с целью очернить честь других людей. Всё, что изложено в публикациях, ничего общего с настоящим положением дела не имеет».

«Газета недели» связалась с представителем «Ной 64». Гелена Алексеева рассказала редакции, что в произошедшем она видит попытку выдавить перевозчика со стадиона: «Я считаю, что цель – перевод деятельности на автовокзал любыми путями».

Транспортная империя