Она не работает, она просто есть
Последствия урбанистики, которая ворвалась в Саратов этой весной, не заставили себя ждать: в мае в нашем городе выросли пирамиды, появились стильные лавочки и поселились оранжевые кубы с забавно торчащими сверху кустиками.
Нововведения затронули в основном Привокзальную площадь и небольшой отрезок улицы Чапаева. Благоустройство носит тестовый характер. «Газета недели» рассказывает о том, что это означает и какого мнения об изменениях эксперты и просто жители города. Напомним, что всё происходящее – только первые ласточки масштабного проекта по благоустройству, в ходе которого в Саратове будет реконструировано семь зон (включая проспект Кирова и улицу Рахова).
Роман Дрякин
Вокзал для одних
Для других – место неспешного времяпрепровождения
В новом дизайне Привокзальной площади, если вдуматься, заложен глубокий смысл, только не все его могут понять. С одной стороны – яркий жизнерадостный дизайн, игра в «пятнашки», «обойди столбики». С другой стороны – кажется, будто всё в нем предусмотрено, чтобы замедлить время: скамейки для спешащих на поезда пассажиров, запутанные пешеходные лабиринты, пробки на Аткарской, пирамида – опять же, символ вечности. Как будто тестовое, временное благоустройство намекает на непреходящее и само не хочет уходить.
Гульмира Амангалиева
Перед входом на вокзал теперь оазис: в больших прямоугольных ящиках растут деревья, рядом с ними – скамьи. В полдень под лучами жаркого солнца вышел прогревать свои кости старичок в соломенной шляпе с закрученными полями «под ковбоя». Бритоголовый мужик, бросив квадратную сумку на синее пятно на асфальте, спешно доедает перед дорогой свой хот-дог. «Нормально, – коротко дает оценку происходящему собеседник, делая паузу, чтобы прожевать, – нормально бабло распилили».
В стороне от рекреационной зоны, в направлении стадиона «Локомотив», расположились те, кого не включила в свои планы восторжествовавшая урбанистика. Бабушки с всесезонным товаром – мочалками и махровыми носками – выстроились в ряд. Вон женщина в синем фартучке прикрыла глаза. Потом вздрагивает и посылает крик в спешащую толпу: «пирожки горячие...» Снова умолкает.
Продавщице пирожков тете Зине тестовое благоустройство в какой-то степени повредило бизнесу. Говорит, каждый день, выйдя за калитку железнодорожного общежития, она садилась на стульчик со своей выпечкой. Недавно надо было купить мешок картошки – «пришлось во-о-о-он там останавливаться» (указывает вдаль), оттуда волочить мешок по земле. Но и там, на специальном участке для высадки пассажиров, нужно дожидаться, пока освободится место. «Очень плохо сделали, очень. Где остановить машину? Там сделали пробки, тут пробки. Зато кружочки нарисовали. Тут играть будут, что ли?!» – жалуется тетя Зина.
А место действительно стало интересным не только для детей, но и для взрослых. Мужчина, проходя по зебре, попинал оранжевые «мягкие столбики» – под его рукой они затряслись. Молодой парень, увидев диковинку, повторил эксперимент.
В частоколе из оранжевых столбиков, полосках зебры и цветных линиях на специальных «островках» пытаются разобраться пешеходы. Один мужчина, плюнув на головоломку-лабиринт, перебегает в удобном месте. Другие, освоившись, отмечают, что переходить Аткарскую около стадиона «Локомотив» стало удобнее.
«Недавно здесь сбили женщину: на одном светофоре загорелся красный, на втором зеленый – водитель не смог вовремя среагировать на таком коротком участке и сбил», – рассказывают водители микроавтобусов. Из-за тестового благоустройства автобусам пришлось передвинуться на улицу Аткарскую, и они в числе первых заняли парковочные карманы.
«Тут светофор, там светофор – получается, машины постоянно стоят в пробках. Потом, поставили двойную сплошную: раньше можно было сразу выехать на Кутякова, а теперь приходится ехать по Аткарской до роддома, там разворачиваемся по Рабочей, потом по Университетской к Кутякова – на этот лишний крюк я потратил целый час в пробках!» – недоволен водитель Ержан.
На новой остановке общественного транспорта женщина в напряженной позе сидит с сумкой на коленях: «Боюсь, вывалюсь отсюда: ни спинки, ни задней стенки на лавке не сделали», – объясняет она. Конструкция нового павильона, на ее взгляд, не самая удачная: прозрачная крыша не спасает в жару, ширина крыши (около 80 см) не защищает от дождя, а отсутствие всех стен предусмотрено на случай ветра – «чтобы пассажира сдуть».
Зато укрыться от дождя и палящего солнца можно в самом сердце Привокзальной площади – древнеегипетском сооружении. Пожилая женщина, сощурив глаза, пытается прочесть то, что написано на схеме, которая, как недавно объяснил губернатор, «не работает, а просто есть». «Пусть делают. Я за свои 72 года наконец дождалась, когда Привокзальную площадь отремонтируют», – говорит Нина Ивановна.
[автора!]
Цена теста неизвестна
Редакция связалась с КБ «Стрелка» и узнала ответы на простые вопросы о нагрянувших к нам изменениях
Кубы, тумбы и прочие малые архитектурные формы, расположившиеся на Привокзальной площади, носят временный характер. Этим объясняется их хлипкость и невысокое качество материала. Пока благоустройство проводится в тестовом режиме, в ходе него планируется испытать проект на практике и собрать отзывы жителей (их можно оставить в специальных урнах). Мнение граждан будет учтено при придании территории законченного вида.
Роман Дрякин
«Тестовое благоустройство – тот этап, когда происходит диалог между жителями, архитекторами, проектировщиками, администрацией. В процессе обсуждения, обмена мнениями и идеями будет согласован итоговый проект благоустройства», – сообщила пресс-служба «Стрелки».
Пирамида, гордо возвышающаяся на площади, исполняет двойную функцию: закрывает от непогоды план нового благоустройства и одновременно притягивает внимание жителей. Последний момент немаловажен: местным властям напрямую было сказано, что массовая урбанизация должна проводиться при активном участии населения. В противном случае регионам грозят проблемы с финансированием и даже штраф (см. материал «Занимательная урбанистика» в номере от 16.05.2017 г.). Кстати, в городе появилась и вторая пирамида – рядом с памятником Вавилову.
Тумбы были выкрашены в оранжевый цвет, чтобы придать тестовым работам яркий и интересный характер.
В результате благоустройства вместо нелегальной стоянки перед вокзалом появилось 47 легальных парковочных мест. В финальном варианте проекта это число планируется увеличить до 100.
Площадь ждут и другие украшательства. «Кроме введения новой схемы движения и увеличения пешеходной зоны будут установлены скамейки, контейнеры с зелеными насаждениями, расширены тротуары и ликвидирована наружная реклама с фасадов прилегающих зданий», – сообщают в КБ.
Окончательно переустроить площадь планируется в 2018 году. «По истечении срока [тестового режима] будет проведено благоустройство, в результате которого будет решен вопрос с транспортной схемой, светофорным регулированием, дорожными знаками и финальным визуальным оформлением», – поясняют в «Стрелке».
Благоустройство постигло не только Привокзальную площадь. Оранжевые тумбы с растениями, а также стильные лавочки и урны были поставлены на небольшом отрезке улицы Чапаева напротив нового ТЮЗа. Однако относится ли это к тестовым работам, выяснить не удалось. По всей видимости, главной задачей этих нововведений было обратить на себя внимание гостей международного форума про урбанистике «Среда для жизни: квартира и город», который проводился в здании ТЮЗа две недели назад.
На вопрос о том, в какую сумму обошлось тестовое благоустройство на Привокзальной площади и ул. Чапаева, пресс-служба «Стрелки» не ответила.
Олег Зябкин, художник, принимавший участие в графическом оформлении тестового благоустройства Привокзальной площади: МЫ НИЧЕГО НЕ ЛИШИЛИСЬ Мы предложили бюро «Стрелка» семь вариантов графического рисунка Привокзальной площади. Совместно с экспертами был выбран один, который технически соответствовал поверхности, способу нанесения краски, типу покрытия, срокам. Мы графически обозначили зебры и два продолговатых полосатых островка на пешеходной зоне (на них в дальнейшем будут размещены терминалы для покупки билетов). Также мы оформили зону отдыха непосредственно перед входом в вокзал. Итак, чего мы лишились? Ничего. Пешеходы только приобрели. Стало больше пешеходных переходов, и теперь людям не надо перебегать дорогу урывками непонятно где. Для безопасности пешеходов сделали короткие зебры, чтобы, пройдя 7 метров, человек оказался на безопасном месте. Больше недовольства проявляют автомобилисты. Да, есть затруднение движения по Аткарской в час пик. Но могу сказать, что сейчас специалисты дорожного хозяйства совместно с экспертами из «Стрелки» занимаются проработкой схем движения. Кто-то говорит, что негде поставить машину. Но какая разница, если и раньше было невозможно припарковаться?! Лично я как парковался на Степана Разина, так и паркуюсь. Раньше люди вставали в три ряда, закрывая друг друга; все места были заняты теми, кто зарабатывал деньги на перевозках; машины стояли вперемешку вместе с автобусами, микроавтобусами и троллейбусами – никакого порядка не было, каждый придумывал правила сам для себя. Не понимаю, как к этому можно было относиться одобрительно?! Сейчас сделали четкое регламентированное количество мест – 47 (до этого легально было 26 мест), и уже на текущий момент планируется увеличение количества парковочных мест до 100. И не надо лукавить, как тяжело высадиться пассажирам: если вы едете к поезду на такси, оно привозит прямо к зданию вокзала. В сквере в Мирном переулке и на Привокзальной площади установлены пирамиды, под которыми можно взять флайеры, там же стоят ящики для обратной связи. Я сам лично наблюдал, когда вынимали из ящиков корреспонденцию, которую люди оставляли там. С учетом этих отзывов в дальнейшем будет вестись полная реконструкция улицы Рахова и Привокзальной площади. |
Тумбы, кадки, «пирамида из опилок»
Саратовцы оценивают первые плоды урбанистики на Привокзальной площади и улице Чапаева
Стоит отметить, что некоторые опрошенные не знали, что благоустройство проведено в тестовом режиме, поэтому удивлялись, почему предметы городского интерьера сделаны из «отходов».
Роман Дрякин
Анастасия, журналист:
НАМ НУЖНО ЧТО-ТО БОЛЕЕ АНТИВАНДАЛЬНОЕ
Я как раз возвращаюсь из поездки по Золотому кольцу, и тут меня весь этот урбанизм встречает. Такая красота. Таксисты по-прежнему не понимают, где им останавливаться. Вызываешь такси, говоришь: «Я рядом с тумбами стою». Они сначала подъезжают, потом пытаются понять, можно ли здесь стоять, потом их оттуда выгоняют. В общем, тот же самый бардак, только вид сбоку и с тумбами. Хотя вид тумб мне, скорее, нравится.
И то, что сделали напротив ТЮЗа, в принципе, не противоречит моему чувству прекрасного. Но такие тумбы нам явно не подходят. На Привокзальной площади их уже наполовину разломали. Городу нужно что-то более антивандальное. Так что идея хороша, но плох вариант ее исполнения. Если всё будет реализовано на более монументальном уровне – будет уже лучше.
Конечно, лучше бы они дороги сделали. Или водопровод починили. Меня водоканал задолбал больше всего. Воду постоянно отключают. В районе новой пешеходной зоны на Волжской воду стали отключать в два-три раза чаще, чем раньше. И на целый день. Раньше отключали хотя бы на рабочее время. Если же говорить в целом о перспективах нашего саратовского проекта по благоустройству, то я верю, что он будет реализован. Но предполагаю, что местами это будет неплохо, а местами – полный ужас.
Александр Ермишин, лидер общественного движения «Жить здесь!»: ОШИБОЧНО РАССМАТРИВАТЬ ПРИВОКЗАЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ В КОНТЕКСТЕ РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ У меня смешанное отношение к тому, что предлагает «Стрелка» на Привокзальной площади. То, что теперь на короткое время для посадки-высадки можно подъехать непосредственно к вокзалу, – это хорошо и правильно. То, что полагают достаточным 47 парковочных мест, – это, разумеется, ни в какие ворота. У нас в одном купейном вагоне 36 мест. Что касается визуального оформления, все эти круги, столбики и контейнеры из OSB, то я бы на это не отвлекался. «Стрелка» изначально заявила, что это всё временные сооружения – для тестового испытания проекта. Временные вещи, они и есть временные. Что касается сути, то мне кажется ошибочным посыл делать Привокзальную площадь удобной для пешеходов и вообще рассматривать ее в контексте рекреационной зоны. Вокзал – это не место неспешного и приятного времяпрепровождения. Это транспортный узел, который горожане проскакивают на повышенных скоростях, зачастую с багажом в руках. Сценарий прийти погулять, посидеть на лавочке на Привокзальной площади представляется мне слишком экзотическим. А вот приехать встретить на автомобиле семью или командировочных – очень даже реально. А припарковаться-то и негде. Перемещаться с багажом, безусловно, удобнее всего на автомобиле. Общественный транспорт может быть альтернативой, только если он: а) большой вместимости, б) ходит часто и довезет, куда нужно. Не исключаю, что в других городах такая альтернатива есть. Но у нас львиная доля маршрутов общественного транспорта на Привокзальной площади – это маршрутки, а ехать на маршрутке с багажом... Короче говоря, по поводу «новой» Привокзальной площади у меня больше негатива, чем позитива. |
Глеб Сенкевич, 52 года, IT-шник и писатель:
ЕСЛИ БУДЕТ ПРОЦЕНТОВ 30–40 ОТКАТОВ, ТО ВСЁ ЗАДУМАННОЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ
Я считаю, что это город оживляет. По крайней мере, привносит какое-то разнообразие, что-то новое. Вносит позитив. Я вообще поклонник хай-тека, малых форм. Мне идея понравилась. Другое дело, что всё это очень недолговечное.
Считаю, что проект по благоустройству Саратову нужен. Но больших средств на него, видимо, выделено не будет, поэтому надо хотя бы сделать то, что финансово возможно. Вот эти идеи как раз хороши тем, что не требуют больших затрат. Я думаю, если будет процентов 30–40 откатов, то всё задуманное реализуется. А взять больше никто не позволит. Если судить по тому, что уже сделано, то моя оценка: нормально. Конечно, похуже, попроще и победнее, чем в Москве и Питере. Но всё-таки сделано. Это самое главное.
Лидия, дизайнер:
ВОЗНИКАЕТ ОЩУЩЕНИЕ ОДНОРАЗОВОГО, ДЕШЕВОГО КРАСОЧНОГО БЕЗОБРАЗИЯ
На Привокзальной площади нас встречает обилие столбиков, кубов и невнятные остановки. Хочется напомнить архитекторам о прекрасном высказывании «Меньше – значит больше». Другими словами: внешний вид объектов должен соответствовать их функциональности, избытка декоративных элементов «просто для красоты» быть не должно.
На мой взгляд, преобразования на этой территории действительно были необходимы. Но такие ли?! Появившиеся остановочные павильоны как не были пригодны для своей основной функции, так и остались. Обилие кадок с насаждениями вроде бы должно оживить место, но встает вопрос: как долго прослужит вся эта конструкция? Возникает ощущение одноразового, дешевого красочного безобразия. Вообще, к качеству есть серьезные вопросы, хотя если речь идет о тестовом благоустройстве, то, в принципе, оно вполне приемлемое.
Что же касается зоны на Чапаева, напротив нового ТЮЗа, то там ситуация обстоит немного лучше. Это место само собой предусматривает некую театральность, а формы тумб действительно напоминают декорации к спектаклю.
О проведении проекта по урбанистике в нашем городе говорилось очень много. Доведут ли дело до конца? Думаю, да. Смущает лишь то, что представленные проекты явно сыроваты, а значит, качественной их реализации ждать не стоит.
Виктор Марков, депутат Саратовской городской думы: НАД НАМИ, ДИКАРЯМИ, РЕШИЛИ ПОГЛУМИТЬСЯ В «ТЕСТОВОМ РЕЖИМЕ» Не нужно выдумывать ничего экстраординарного там, где во всем мире десятки, сотни лет действует простой поход: к железнодорожному вокзалу должен быть обеспечен доступ пассажирам, которые отягощены своими чемоданами, детьми и прочими грузами. Они не должны чапать до этого вокзала километры по пересеченной местности! Цветники, зеленые зоны, лавочки, разрисованный асфальт, лежанки для бомжей – это всё вторично, это не делает вокзал вокзалом! То, что сейчас сделано на Привокзальной площади, – такой «оживляж»; просто приехали московские граждане и над нами, дикарями, решили поглумиться в «тестовом режиме». Сами-то они пользуются другими вокзалами, куда можно удобно подъехать и комфортно войти. Во всем мире прогресс, всё развивается. Народ становится всё грамотнее и грамотнее, цивилизованнее и цивилизованнее. Вон, в Африке уже друг друга не едят. Я надеюсь, что и мы перестанем двигаться в сторону от мирового прогресса, и те, от кого это напрямую зависит, поймут наконец, что создавать зону безопасности, при которой Привокзальная площадь становится детской игровой площадкой, нерационально. Разум должен победить! |
Елена, художник и мать:
ВОПРОСЫ ВКУСА ЗДЕСЬ НЕУМЕСТНО ОБСУЖДАТЬ
На Привокзальной площади теперь всё огонь. Наконец-то пешеходам можно нормально пользоваться общественным транспортом, переходить дорогу, которую раньше нельзя было перейти с автобуса 284б, не делая гигантский крюк. Наконец-то понятно, где и какой транспорт останавливается. И теперь можно выйти из вокзала, нормально подойти к остановке и сесть в транспорт. А раньше всё было в какой-то каше и была полная хренотень.
Визуально теперь всё тоже весьма неплохо: красиво и стильно. Но я считаю, вопросы вкуса здесь неуместно обсуждать. Не бывает такого, что нравилось бы всем. Поэтому нельзя говорить о том, красиво это сделали или нет. Корректный вопрос: есть ли в этом смысл? Я, как пешеход без машины, считаю, что сделанное – это очень хорошо, потому что для меня было проблемой пользоваться вокзалом.
Думаю, что проект по благоустройству в нашем городе будет реализовываться очень-очень медленно. Сроки сорвутся. А вот с качеством, мне кажется, всё будет хорошо.
Александр, 29 лет, программист:
НИ УМУ НИ СЕРДЦУ
Форма и концепция изменений на Привокзальной площади мне не понравились. Ни уму ни сердцу. Я не понял, для чего они сделали пирамиду из опилок. Памятник термитам какой-то.
[эксперт] Вокзал стал чуть ближе? Как изменилась схема движения в районе Привокзальной площади Для безопасности пешеходов на улице Аткарской на пересечении Московской и Большой Казачьей установлены три светофорных узла. Теперь по Аткарской организовано двустороннее движение, которое дает возможность не делать крюк через всю площадь тем, кто не едет на вокзал. Одновременно с этим на Аткарской размечена двойная сплошная линия, которая не позволяет припарковаться на Привокзальной площади автомобилям, проезжающим со стороны улицы Большой Казачьей. Проезжая часть на Привокзальной сужена, расширены тротуары. Для парковки на площади используется сторона улицы Аткарской и продолжение улицы Московской, а часть улицы Большой Казачьей напротив стадиона «Локомотив» освобождена от автотранспорта. Организовано 47 машиномест. В дальнейшем предполагается сделать платную парковку. Возле входа в железнодорожный вокзал организована зона для высадки-посадки такси. Остановки общественного транспорта теперь располагаются на едином перроне, ближе ко входу в вокзал. Юрий Носов, заместитель начальника отдела ГИБДД Управления МВД РФ по Саратову: ЛЮБОЕ ИЗМЕНЕНИЕ С НЕПРИВЫЧКИ ВЫЗЫВАЕТ НЕДОВОЛЬСТВО Любое изменение с непривычки вызывает недовольство. Конечно, можно вернуть всё как было, но мне, честно говоря, не хотелось бы. Я надеюсь, что в дальнейшем движение в районе Привокзальной площади будет отрегулировано органами местного самоуправления, а наша задача – контролировать ситуацию на этом участке. Введение двустороннего движения по Аткарской, думаю, в скором времени даст положительный результат. Стало удобно, что непосредственно у вокзала предусмотрено место высадки, чтобы приехавшие на такси пассажиры могли выгрузиться и пройти меньший путь. Что касается парковочных мест – не знаю, их можно сделать в четыре раза больше, но они всё равно будут заняты людьми, которые занимаются коммерческой деятельностью; а можно сделать регуляцию движения, чтобы въезжающие могли легко выгрузиться и не задерживались там подолгу. |
С экспертами беседовала Гульмира Амангалиева