Провинция Привольного вместо Поднебесной

Оценить
Откуда в Ровенском районе китайцы-мусульмане и почему им Россия роднее Китая

Первые дунгане в Привольном появились в 2000 году, земля им понравилась, и они рассказали об этом своим родственникам и знакомым. Сегодня их больше, чем коренного населения. Так еще один трудолюбивый народ нашел себе приют в бывшем Варенбурге – возможно, тоже временный.

Парниковый эффект

Издалека Привольное выделяется мутновато-белым туманом: сначала его узнаешь по сугробам из полиэтиленовых пакетов в полях, а потом по большим теплицам во дворах.

Дождь неделями льет как из ведра. Но природа не ждет, и на поле при въезде в село Карим и Султан под дождем ковыряются в жидкой грязи: в мягкой трубе, напоминающей пожарный шланг, делают отверстия и вставляют по обе стороны крохотные краны – впоследствии их соединят с тонкими шлангами, чтобы создать пресловутую систему арычного орошения. Ровенский район щедр и на солнце, и на воду. Единственное, о чем приходится позаботиться заранее, – купить побольше солярки. Вода подается на поля из залива Волги при помощи насосов, работающих на горючем топливе.

Землю ровенские берут в субаренду у местных фермеров. В дождливый день многих жителей села не застанешь дома – высаживают в грунт рассаду, выращенную в теплицах. Сажают огурцы, помидоры, баклажаны, перцы и прочее. «Растет всё, кроме картошки. Картошка, сколько ни пробовали, здесь не растет, любит там, где холоднее – в Пензе, например», – объясняет потомственный дехканин – земледелец – Абдурахим Хусеин. Лето только начинается, а его лицо уже покрыто бронзовым загаром.

Всё познается опытным путем. В Пензу Абдурахим приехал из Кыргызстана в 2014 году и там попробовал разводить овощи, но климат оказался прохладным и неприветливым. В идеале, Ростовская область и Краснодарский край как нельзя лучше подошли бы для овощеводства, но аренда земли там довольно дорогая. Ровенский район для семьи Хусеин оказался оптимальным вариантом.

Работа в поле в пики сезона идет с 4 утра (подъем в 3) и до 9–10 часов вечера. Если поля находятся далеко от дома, семьи на долгие месяцы переселяются жить в поле в балаганах – легких полузакрытых деревянных сооружениях.

Новоселы

В отличие от семьи Хусеин, Шисыровы в Привольном новички. В феврале этого года глава семейства, его жена, старший сын с женой и двумя детьми (третий ребенок родился в Привольном) и младший сын по совету знакомых перебрались в Ровенский район из Кыргызстана.

«Как говорят: рыба ищет, где глубоко, а человек – где хорошо. Вот мы приехали сюда и выясним, хорошо ли тут. Понравится – постараемся получить гражданство. Война план покажет», – высказывается Малик Шисыров. Он говорит, что адаптироваться к российской глубинке несложно: кругом свои. Даже печь к приезду новоселов затопили и принесли в дом овощей на первое время. Не только свои, но и русские, по ощущению собеседника, проявляют дружелюбие и желание помочь.

Весна в Ровенском районе для дунган холодная. Семена сначала сеют на подоконниках, потом пересаживают рассаду в теплицы, отапливаемые печами. Пока в Саратовской области погода капризничает, а лето не хочет наступать, в Кыргызстане уже стабильно за 30 градусов.

«Климат у нас там был теплый, вода есть – успевай только заворачивать ее, – ностальгически вздыхает Малик Керимович. – Но в последние годы с реализацией овощей были проблемы: их было много, а цена низкая. Допустим, я потрачу на выращивание килограмма овощей 5 сом, а выручу осенью только 3 или 4 сома – а я ведь столько труда вложил!»

Сегодня с утра вся семья в поле на посадке капусты, кроме 23-летней невестки Ругии и детей. На ней – восточный халат, безрукавка и платок. Молодая женщина чистит во дворе под крытым навесом крошечных рыбешек и одновременно приглядывает за 4-летним Умаром и 2-летней Джамилей. В горнице деревянного дома спит младшая дочка, которой недавно исполнилось 40 дней. «Родила здесь. С тех пор только до больницы и обратно, село еще не видела», – вкрадчивым голосом говорит маленькая Ругия.

В 18 лет уроженку казахского аула, где живет много дунган, выдали замуж за дунганина из киргизского аула, где дунган еще больше. Всё было согласно общепринятым традициям: красное свадебное платье, красивая прическа с цветами в волосах, гулянье несколько дней, огромный калым, приданое, в которое вошло «почти всё, за исключением холодильника»... «Девушка за 20 считается уже старой девой, дефектной – найти мужа будет трудно, – объясняет Ругия национальные традиции. Правда, отмечает, что в последнее время женщины здорово продвинулись в плане эмансипации: – Сейчас если девушке не нравится жених, которого ей выбрали, она сбегает, и ее больше не принуждают к замужеству с ним».

Дед араб, бабушка китаянка

Хур Янва«Наша кровь арабская, кость – китайская. Дед араб, бабушка китаянка. В давние времена у императора династии Тан в Китае были несчастья: засуха, неурожай, болезни. Мудрецы и советники рассказали императору про такую новую религию, как ислам. Император снабдил караван дарами, отправил в Мекку. Обратно отправили отряд мусульман-воинов, они приехали в Китай читать молитвы – и все невзгоды прошли. В благодарность император предложил мусульманам остаться. Выдал за них китайских девушек из дворянских родов, выделил землю, а религию разрешил сохранить. Так и начался наш род», – пересказывает древнюю легенду престарелый Хур Янва, по-восточному скрестив ноги на полу своей гостиной.

Когда он говорит, в его глазах пляшут игривые смешинки. В свои 90 лет старейшина дунганской диаспоры в селе Привольном Ровенского района выглядит полным силы и сохраняет ясность памяти. Много испытаний выпало на его долю, много испытаний выпало на долю его народа.

«Мы, дунгане (по-китайски «хуэй»), малый народ: нету столица, нету родина. Нам надо земля, вода, свобода. Наши прадеды в 19-м веке начали выступать против китайского императора из-за ущемления прав нашего народа. Нас тогда выжили из Китая, и нам пришлось в 1870 году переходить через горы Тянь-Шань в Среднюю Азию, которая была в составе Российской империи. Николай Первый принял указ нас принять. Мы хотели в Россию, потому что русский народ справедливый. Но была зима, мы были не в состоянии приехать сюда, поэтому остались там. Летом построили балаганы и стали жить», – передает историю в собственной интерпретации старец.

Сейчас в Китае живет порядка 10 миллионов дунган, а в Кыргызстане – 60 тысяч, в Казахстане – 50 тысяч. В России всего примерно 2,5 тысячи дунган, и Ровенский район Саратовской области вмещает их наибольшее количество.

Хур Янва один из первых китайцев-мусульман, прибывший в 2000 году в Саратовскую область из Южного Казахстана. Так получилось, что сначала в Привольное приехали три семьи, потом восемь, потом еще больше. Самый большой поток переселенцев пришелся на 2006–2009 годы: тогда в рамках трехстороннего соглашения между Россией, Казахстаном и Кыргызстаном появилась возможность упрощенного получения российского гражданства. Паспорт гражданина РФ по программе переселения соотечественников реально было получить в трехмесячный срок.

«Мы все вышли из одного государства, мы все – бывшие «союзники». А с Китаем мы уже не близки», – отмечает Хур Янва.

Органичное выращивание

«На сегодня дунганское население органично вписалось в жизнь нашего села. Если смотреть по численности населения, то можно уже говорить о замещении, – констатирует Алексей Куклин, глава Привольновского муниципального образования, где проживает 1375 человек. Реальное количество дунган в Привольном сложно оценить. По месту жительства зарегистрировано 533 человека дунганской национальности, но это без учета тех, кто находится в стадии оформления гражданства или уже покинул Привольное.

«У меня соседи всегда дунгане были. Мирные все, трудолюбивые. Одни приезжают, другие уезжают», – рассказывает один местный житель. Дунгане заселялись здесь, занимая дома уехавших местных либо умерших стариков. Некоторые построили свои дома.

Провинция Привольного вместо Поднебесной

В селе есть почта, фельдшерско-акушерский пункт, три магазина продуктов, клуб, детский сад на 40 мест, школа. В детский сад образовалась очередь не хуже, чем в городе – вместимость здания не позволяет принять больше детей. В школе из 150 учеников 100 – дунгане. «За счет дунганских ребятишек мы и работаем», – объясняют учителя.

Педагоги сельской школы стремятся развивать международные связи. В этом году в июле обещает приехать председатель ассоциации дунган в Казахстане Хусейн Дауров, чтобы узнать, как живут и чем дышат русские дунгане. Ранее он уже помог организовать поездку директора привольновской школы Марины Ли с детьми в Китай.

Разговоры на других языках кроме русского в школе не приветствуются – «это дома они пусть говорят на каком угодно языке». К счастью, не знающих или плохо знающих русский язык среди маленьких дунган практически нет. Но вот какую тенденцию не удается переломить – это запрет некоторых семей своим подрастающим дочерям участвовать в представлениях, посещать внеклассные кружки и любые светские мероприятия. «Якобы после 10 лет мусульманские девочки не должны ни петь, ни танцевать. Но учатся-то они в России, и ребенок остается ребенком», – говорит учитель технологии и библиотекарь Светлана Гудзенко.

Как правило, дунганские дети оканчивают 9 классов. Всего только третий ученик за десятилетие доучился до 11 классов. Учителя сетуют: такие способные ученицы бывают! И всё равно их рано выдают замуж начинать семейную жизнь.

Но самая большая проблема в школе – в середине учебного года многие уезжают на три месяца, а то и на полгода, на родину в Кыргызстан и Казахстан. Учебный процесс нарушается. «Закрывают поля и уезжают, возвращаются, когда надо закладывать теплицы. Мало кто из детей продолжает там учиться. Родители объясняют, что бабушки, дедушки при смерти, свадьбы – понятно, это просто отговорки. Детям после этого сложно восстановиться, у них провалы в знаниях», – заявляет Зухра Макарова, замдиректора по воспитательной работе школы села Привольного.

В некоторых домах в Привольном, наспех заселенных дунганами, вместо стекол пленка, как на теплицах. «Вы недавно переехали?» – спросила я у хозяев. «Нет же, уже год живем. До нас в этом доме жила другая дунганская семья, а до них еще одна», – ответили собеседники. Стекла им не нужны, потому что к зиме они уедут отсюда к себе домой. А возможно, больше не вернутся.


[Кстати сказать]

Юрий Баринов, востоковед, руководитель китайского центра «Чжунго»:

ДУНГАН НУЖНО У НАС «ЗАЗЕМЛИТЬ»

Дунгане это как старообрядцы китайского толка. Они используют архаичный пласт языка, который в современном Китае уже практически не употребляется. На этот пласт наложился арабский язык, а сверху – казахский, киргизский, русский языки. Таким образом, дунганский язык – такой своеобразный языковой пирог.

Что примечательно, дунгане, приезжающие в Саратовскую область с территории Казахстана и Кыргызстана, хорошо владеют русским языком – не в пример, скажем, этническим киргизам, молодое поколение которых уже плохо знакомо с русским. Таким образом, адаптация дунган в России происходит проще.

Я очень тепло отношусь к этому народу и хочу, чтобы он вписался в наш многонациональный ландшафт. Сейчас, на мой взгляд, дунганское население живет обособленно, не предпринимая попыток заявить о себе и своей культуре, наладить коммуникации с властью. Вначале был интерес, но потом он пропал. Возможно, дунгане рассчитывали на поддержку, какие-то блага (например, открыть в Саратове ресторан дунганской кухни), но не получив этого – разочаровались. Слышал, что у них были проблемы со сбытом выращенной продукции, были неурожаи.

С другой стороны, нельзя создавать анклав в Ровенском районе, чтобы дунгане не считали себя полноправными хозяевами, а местное население не считало, что их оккупировали китайцы – как когда-то жаловались на засилье немцев.

Сегодня это народ, который находится в подвешенном состоянии: сейчас они здесь, а завтра могут легко уехать. Дунган нужно больше интегрировать в нашу экономику. Не пресекать, не оставлять на самовыживание, а дать возможность осознать, что земля, на которой он, дунганин, работает – не ресурс, который можно использовать и оставить, а это родная ему земля, она его кормит, и относиться к ней нужно ответственно. Он должен понимать, что сегодня его дети ходят здесь в школу, а завтра сыновья пойдут в российскую армию. Дунган нужно у нас «заземлить». Чтобы они прочнее себя чувствовали здесь, в области нужно создать правительственную программу для интеграции дунган в наше общество. Это тем более выгодно, что у дунганской диаспоры в Ровенском районе сейчас появилась тяга к дунганам, живущим в Китае. Новые каналы сотрудничества с Поднебесной могли бы привлечь партнеров в совместные экономические проекты в Саратовской области.