Наше трезвое счастье
Неожиданно подумал, что знаменитый указ от 16 мая сейчас помнят только пятидесятилетние россияне и, понятное дело, те, кто старше. А ведь кажется, еще вчера только было. Как тогда пелось: «В связи с указом от 16 мая на Дерибасовской закрылася пивная». Кто помнит – тот улыбнется. Остальным надо пояснить.
16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения». Группа товарищей во главе с генсеком ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и членом политбюро Егором Лигачевым решили лечить страну от пьянства. Резко повысились цены на алкоголь, значительно было сокращено число магазинов, торгующих спиртным. Закрывались ликероводочные заводы, вырубались виноградники. Интересно, что к тому времени доходы от продажи алкоголя составляли примерно треть доходов бюджета страны. Но товарищи на это решили внимания не обращать. И тем самым окончательно загнали советскую экономику в гроб. В культурной области тоже приняли соответствующие меры, помню, например, что исчез из радиопрограмм романс на стихи Пушкина «Выпьем, няня, где же кружка».
Почему вдруг вспомнилось обо всем этом? Да потому, что как раз к 32-й годовщине горбачевского указа появилась новая инициатива по борьбе с пьянством, чуть менее разрушительной силы, но всё равно чреватая последствиями. СМИ сообщают: «Центр разработки национальной алкогольной политики (ЦРНАП) предложил запретить любую демонстрацию распития алкоголя по телевизору с 6 до 23 часов. По мнению авторов законопроекта, демонстрация употребления алкоголя на телеэкране является скрытой рекламой нездорового образа жизни и стимулирует зрителей к потреблению спиртных напитков». Также сообщается, что инициативу ЦРНАП (господи, что за аббревиатура?) поддержали в общественной палате страны и в Государственной думе. Понятно, что эти люди всё что угодно поддержат. Нет, я телевизор не смотрю, и инициатива Центра разработки меня совсем не коснется. Но стоит представить, что перестанут показывать в телевизоре с шести до двадцати трех. Понятно, что все «Особенности национальной охоты/рыбалки». Понятно, что «Иронию судьбы». Понятно, что все серьезные фильмы, ведь там герои иногда выпивают. Но и современные кинороманы тоже могут запретить. Я как-то, будучи в гостях, углядел отрывок. Там некая дама в минуту душевной невзгоды позволяет себе пригубить бокал мартини по причине одиночества в своем скромном сорокакомнатном особнячке. И – внимание инициаторам – что делать с трансляциями кремлевских приемов, где, бывает, гости с бокалами шампанского в руке внимают нашему бессменному президенту?
Наверное, разработчики столь ценной инициативы полагают, что всё происходит так: смотрит семья (он в трико, она в бигуди) «Иронию судьбы». И на сцене в бане муж говорит: «Плесни-ка и мне». Потом еще и еще, утром он не идет на работу, а бредет за пивом, но только приходит в себя, ложится на диван, включает телевизор, как начинается «Гусарская баллада». И, посмотрев, как гусары откупоривают шампанское, муж срывается с дивана и исчезает. И так до тех пор, пока он не становится полностью асоциальным элементом.
«Не надо передергивать, – скажут мне сторонники трезвости, – инициатива направлена на подрастающее поколение. Это его надо спасать». Господа, вы разве не знаете, что так называемое подрастающее поколение не смотрит ваш телевизор? Это компьютерное поколение, и оно само находит, что смотреть в своих гаджетах и планшетах. Даже – о ужас! – ролики Алексея Навального.
И еще вопрос возникает: реализуют инициативу, у нас ведь чем чуднее, тем скорее. И в череде российских запретов последнего времени – этот, пока еще предполагаемый, не самый страшный и не самый безумный. И чем наши телеканалы будут забивать эфирное время? Создавать новые ток-шоу или бесконечно транслировать старые? В принципе, можно: ни ведущие, ни гости не меняются. Повестка всегда одна: мы молодцы, они уроды, а в Украине вообще жуть. Единственно, есть опасения, что от такого телевидения народ сопьется быстрее, чем от фильмов, где герои позволяют себе кружечку-другую пива.
И в продолжение алкогольной темы, раз уж мы ее подняли: может, и не стоит огород городить, ведь не всё так плохо. Даже можно сказать, отлично. Недавно иностранный агент Левада-центр опубликовал результаты опроса по употреблению алкоголя. Выяснилось, что 29 процентов россиян не выпивают вовсе, 30 процентов выпивают реже, чем раз в месяц, еще 16 – примерно раз в месяц, а 18 могут себе позволить выпить в месяц и еще разик. Конечно, можно представить себе и такую картину опроса: «Вы употребляете алкоголь?» – «Я? – икает. – Никогда!» и падает. Если серьезно: кто же скажет правду? И тем более удивительно, что силами 93 процентов непьющего и малопьющего населения мы попали на четвертое место в недавно опубликованном мировом рейтинге по уровню потребления алкоголя. Но и тут есть вопрос. Как считают такие рейтинги: делят общее официальное потребление алкоголя на число людей старше восемнадцати. А кто учел деревенский самогон, разведенный спирт в городских шинках? Словом, так сложно, что без стакана не разберешься.
Хорошо, что рецепт найден. Запретить кино с выпивкой, Пушкина (цитата уже приводилась), Высоцкого («считать по-нашему, мы выпили немного»), Льва Толстого (герой «Юности» Николай Иртеньев – не образец для подражания). И наступит нам счастье на века, трезвое, как день 11 сентября в Саратовской области. Этот день, если вы помните, и еще примерно десять считаются у нас «трезвыми» днями.