По следам былой славы

Оценить
Жители Балтайского района не понимают, в какой области живут, и спрашивают об этом губернатора

«Газета недели» продолжает серию публикаций про районы области. На очереди – Балтайский район.

Было время, Балтайский район в области звучал. На открытие воскресной армянской школы сюда приезжал президент Армении Роберт Кочарян. Здесь работал ликероводочный завод «Бализ». Отсюда родом предприимчивая семья Джлавянов. А какие дороги были в районе – закачаешься!

В конце концов, Балтайский район – это родина единственного всенародно избранного губернатора Дмитрия Аяцкова.

Сейчас это убыточный и высокодотационный район на краю области. Его руководство активно борется с инвесторами и расширяет собственные активы. А жители с завистью посматривают на соседей и вспоминают прошлое.

Расцвет и скорое падение

Самые знаменитые жители Балтайского района – губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков и семейство Джлавянов.

Джлавяны появились в Балтае в 60-е годы прошлого века. Глава семейства был дорожным строителем. Именно благодаря ему жители поселка оценили всю прелесть асфальтовых дорог. Дорожное строительство стало основой семейного бизнеса Джлавянов.

После того как Аяцков стал губернатором, его племянник Юрий Моисеев возглавил администрацию Балтайского района, а его первым заместителем стал Шамир Джлавян, семейство развернулось здесь основательно.

Производственный кооператив «Строитель», принадлежащий семье, превратился в ликероводочный завод «Бализ». А главный дорожник района и «кошелек Аяцкова» Геворг Джлавян стал министром – председателем комитета по дорожному строительству.

Вскоре после смены власти в регионе дела клана посыпались. На министра завели уголовное дело о злоупотреблениях: он вынуждал областных дорожников кредитоваться в «Партнербанке», принадлежащем его брату Гэгаму Джлавяну. Ставка кредита составляла 50 процентов. Министра осудили на 4,5 года колонии.

Шамир Джлавян, возглавивший после работы в районной администрации филиал «Россгосстраха-Поволжье», был приговорен к пяти годам колонии за вексельные схемы и уклонение от налогов. Его жена Ирина Джлавян, руководившая «Бализом», была приговорена к трем годам колонии за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Сам «Бализ» был обанкрочен.

Борьба с «джлавяновской экономикой» началась в районе еще в 2003 году. Возглавил ее глава района Василий Мозлов. Итогом стали экономическая депрессия (по части наполняемости бюджета за счет местных налогов район стал одним из худших в области), рост безработицы (за полтора года каждый третий житель территории потерял работу) и роспуск районного собрания депутатов.

После посадок в районе начался передел собственности.

Видный инвестор и борьба с ним

Сейчас у руля в районе Сергей Скворцов. У власти он, перемещаясь с места на место, давно. В ноябре 2015 года Скворцов стал главой района. До этого с 2012 года трудился главой районной администрации. А ранее также занимал пост главы района.

Основную роль в экономическом развитии территории играет сельское хозяйство. По данным местной администрации, здесь работают 9 сельскохозяйственных предприятий, 34 крестьянско-фермерских и более 4900 личных подсобных хозяйств.

Крупнейшим в районе предприятием является ООО «Агророс». Оно собирает самые большие урожаи зерна. В 2013 году признано инвестором года.

Глава убыточного и высокодотационого Балтайского района с предприятием активно борется.

Так, довольно длительное время «Агророс» арендовал крупный участок, состоящий из земельных долей бывших членов местных колхозов. Постепенно часть собственников договоры с предприятием расторгла, часть отказалась их продлевать. Стоит отметить, что многие из ушедших собственников были местными депутатами, а условия, предложенные им новыми арендаторами, были такими же, как у «Агророса», и даже хуже.

Самое интересное, что ушли участки предприятию «Русь-Агро», которое принадлежит жене главы района Ольге Скворцовой и крестьянско-фермерскому хозяйству брата главы Николаю Скворцову.

Сейчас руководитель района активно судится с «Агроросом» из-за пруда возле села Пилюгино. Точнее, из-за гидротехнического сооружения, там установленного.

Суть истории такова: в 2010 году предприятие арендовало у администрации участок под строительство пруда. Построило его. Выше нового водоема располагался старый и заросший муниципальный. «Агророс» его расчистил, реконструировал дамбу, находящуюся между старым и новым прудами. И установил на дамбе гидротехническое сооружение «монах».

В 2016 году районная власть решила договор аренды расторгнуть. При этом забрать установленное оборудование предприятию не позволила.

В декабре прошлого года Скворцов обратился в арбитражный суд, требуя приостановить демонтаж «монаха». К маю глава района обещал заменить принадлежащее «Агроросу» оборудование на свое.

В апреле Скворцов изменил требования. Заявив, что денег в бюджете района нет и не предвидится, заменить гидротехническое сооружение не на что, потому демонтаж нужно запретить вовсе.

При этом власть всеми силами старается выставить предприятие в негативном свете. Так, Скворцов заявляет о том, что действия «Агророса» приведут к социальной напряженности, поскольку жители сел Кикино и Пилюгино запустили в старый пруд рыбу. А демонтаж «монаха» приведет к осушению водоема. Но при этом глава района почему-то не рассказывает тем же самым жителям, что договор аренды с «Агроросом», который просто хочет забрать весьма дорогостоящее принадлежащее ему оборудование, расторгла именно его администрация.

Мясо из Пензы, мебель – оттуда же

Балтайский район находится на окраине региона. В северной части Правобережья. По численности населения и по территории занимает предпоследнее место среди районов региона. Граничит с Ульяновской и Пензенской областями.

Местные жители порой даже не понимают, где именно они живут. И посматривают в сторону соседей с тоской. У пензенцев есть производство, хорошие дороги и человечная медицина, у ульяновцев – закон о детях войны, который весьма импонирует возрастному населению территории.

По поводу неопределенности своего места жительства местные на днях даже написали письмо Валерию Радаеву. Сообщив, что при Аяцкове они смотрели саратовское телевидение и слушали саратовское радио. Сейчас местного радио у них нет. Телевидения практически тоже. В итоге кто-то смотрит пензенское ТВ, кто-то ульяновское.

Балтайцы жалуются, что нет на их базарах и местной продукции. Исключение составляют лишь балтайский хлеб, молоко от частников, мясо и рыба от «Агророса» и хвалынские яблоки.

Основная часть мяса, мясных и молочных продуктов, а также кондитерские изделия, продающиеся на балтайских базарах, привозные, чаще всего из Пензенской области. Оттуда же – из города Кузнецка, возят жителям мебель.

Лечиться местные тоже предпочитают у соседей. В больнице пензенского села Неверкино, по мнению балтайцев, и оборудование современнее, и относятся к пациентам лучше.

Не всё благополучно на территории и с санитарно-экологической обстановкой. В районе насчитывается семь участков, предназначенных для размещения твердых коммунальных отходов, но ни на одном из них не оборудован полигон по их переработке. В итоге весь мусор просто разлетается по окрестностям. Договоров со специализированными организациями по сбору и вывозу мусора у администрации нет. Кто его собирает и куда везет – неизвестно.

Имеются в районе и несанкционированные свалки. В лесах, возле дорог и в населенных пунктах можно насчитать их несколько десятков. Берется за незаконные свалки администрация только после того, как проблемой заинтересуются прокуратура или иные контрольные органы. При этом оперативностью эти работы не отличаются. Срок выполнения предписаний может длиться больше года.

Когда-то у жителей Балтайского района были самые лучшие дороги в области. Министр Джлавян и губернатор Аяцков асфальта своим пенатам не жалели. Теперь же местные страдают. Нынешняя власть межпоселковые дороги засыпает щебенкой, а поселковые – не ремонтирует вовсе. Балтайцы завидуют хвалынцам, ведь оттуда родом нынешний глава региона Валерий Радаев и самый влиятельный политик области Вячеслав Володин.

Жители района очень ждут, что когда-нибудь им снова повезет и в верхних эшелонах саратовской власти снова появится их земляк. По-другому, видимо, район не поднять.