История одного Ziferblat’а

Оценить
Создатель первого в мире антикафе рассказал саратовцам, почему в России бизнес вести лучше, чем в Британии

Москвич Иван Митин в ходе своего майского визита в Саратов, состоявшегося в рамках международного форума по урбанистике «Среда для жизни: квартира и город», рассказал о том, как в 2011 году открыл совершенно новый формат заведения: антикафе (или тайм-кафе), где кофе и чай можно получить бесплатно, а деньги взимаются за минуту проведенного времени. Формат получил необычайное распространение в России, и Митин попытался выйти с ним на зарубежные рынки. Попытка удалась, однако сам предприниматель от нее явно не в восторге.

Сделано в России

Первое в мире антикафе открылось в Москве на улице Покровка. Заведение называлось «Циферблат», проведенная в нем минута стоила один рубль. Необычный кафетерий быстро получил большую популярность, и уже через месяц в столице начал работу второй «Циферблат». Примерно тогда же появился и первый его подражатель. Сейчас тайм-кафе есть, пожалуй, в каждом более-менее крупном российском городе.

Однако интерес к новому виду бизнеса возник не только внутри страны, и в 2013 году первый Ziferblat был открыт в Лондоне. Поначалу работа внушала оптимизм: после того как о заведении написал популярный журнал Time Out London, посетители в прямом смысле слова выстроились в очередь. «В среднем 40 минут надо было ждать, чтобы попасть туда», – вспоминает Митин. Следом о российском изобретении заговорили и в других СМИ, количество посетителей достигло 700 человек в день. Однако успех оказался временным.

Сейчас в Европе работает четыре «Циферблата»: три – в Великобритании, один – в Польше (еще один готовится к открытию). Однако, по словам Митина, на Западе такого бума тайм-кафе, как в России, не случилось. Этому он видит несколько причин.

Про Англию и алкоголь

Первая: на Западе огромная конкуренция и очень высокое качество заведений. В России шесть лет назад начинать было проще. «Приличных классных мест вообще не было, – обрисовывает ситуацию того времени в Москве Митин. – Любое место, где с тобой говорит не официант, а живой человек, где не хамят, где нет пошлости, – оно уже автоматически привлекало интерес». В Лондоне, напротив, за внимание клиента идет ожесточенная борьба. «Всё блестит, тебя манит. Ты шел в театр, что-то увидел – и всё. Уже забыл, куда ты шел». Бары, кафетерии и клубы встречаются на каждом шагу. На этом фоне просто брать плату за время оказалось недостаточно.

Вторая причина: отсутствие в антикафе алкоголя. Если в России это скорее плюс, так как защищает одних гостей от пьяных выходок других, то в Англии ситуация складывается иначе. «Как ни странно, там с этим оказалось сложнее работать». В Лондоне, по словам Митина, вообще сложно представить отдых без алкоголя: «Ты выходишь в пять часов вечера – все пьют». В таких условиях конкурировать с барами, обступившими Ziferblat с разных сторон, становится очень непросто.

Про деньги и бюрократию

Третья причина: затраты в Великобритании значительно выше. Например, расходы на персонал возрастают втрое: минимальная оплата труда одного британского сотрудника составляет 7,5 фунта (557 рублей) в час, и за эти «мизерные» деньги он еще будет тебя и ненавидеть. Дорого обходятся и другие услуги. К тому же в Великобритании принципиально нельзя открыть заведение дешево. В России антикафе поэтому и получили большую распространенность, что первичные инвестиции в них могли составлять 300–500 тысяч рублей. Этих денег было достаточно, чтобы снять подвал, сделать там нехитрый ремонт, купить дешевые диваны, игровую приставку и кальян. В Англии же такой уровень комфорта никому не будет интересен.

Четвертая причина: особенности ведения бизнеса в Великобритании. Сюда входят и бюрократия, и законы, и просто сложившиеся порядки. Аренду помещения там принято оплачивать на год вперед. То, что в России делается за час, на Туманном Альбионе может растянуться на три месяца: арендодатели не отвечают (с владельцем своего помещения Митин общался через шесть посредников), на замену одного предлога в договоре уходят недели. Чтобы открыть заведение, нужно пригласить дорогостоящего сертифицированного сантехника. «Мы его вызываем, – пересказывает историю Митин. – Он приезжает – такой лорд на «Феррари» с перстнями. Он ходит с шикарным кожаным чемоданом. Раскрывает его аккуратно на кухне. Мы все перед ним стоим, потому что он получает за выезд 150 фунтов (11,1 тысячи рублей. – Прим. ред.) в час. Просто за то, что он очень элегантно лезет под кран и говорит: «У вас всё в порядке». Дальше он собирает вещи и уезжает к себе на побережье. Перед этим ты его ждешь три недели, и без этого ты не можешь работать». И таких моментов, по его словам, в Англии очень много.

«Прекрасность ведения бизнеса за рубежом сильно преувеличена, – резюмирует Митин. – Там куча проблем и тупизны, которая всё время происходит. Бюрократия и так далее». Ziferblat в Лондоне до сих пор остается не столько экономическим, сколько имиджевым проектом. В ответ на вопрос, когда он окупится, предприниматель грустно шутит: «Никогда. Я думаю, когда мы туда внедрим выпивку и еду – тогда окупится».

Минимальный порог вхождения в данный бизнес в Великобритании Митин оценивает примерно в 150–200 тыс. долларов (8,5–11,3 млн рублей). В России открыть антикафе хорошего уровня, по его словам, стоит около 3 млн рублей.

«Потом они позакрывались»

Согласно данным с сервиса 2gis.ru, в Саратове действует 10 антикафе. Стоимость одной минуты в них колеблется от 1,5 до 2,5 рублей. Заведения начали распространяться в нашем городе около пяти лет назад. В 2015 году владелица саратовского «New York Coffee» Яна Луцкова прогнозировала, что вслед за расцветом рынка последует спад: «Как показывает практика, в том же Ижевске, где это начало развиваться раньше, открылось очень много антикафе. Потом они позакрывались. Остались только те, кто очень предан идее и так далее. А те, кто ленился и хотел только денег заработать, закрылись. Предполагаю, что и в Саратове будет то же самое» (см. «Где предел предприимчивости?» в номере от 24.11.2015 г.). Позже как минимум два заведения в Саратове действительно прекратили существование. Владелица одного из антикафе в частном разговоре с корреспондентом «Газеты недели» призналась, что жалеет, что начала этот бизнес: на момент беседы он не оправдывал возложенных на него надежд.

По оценкам совладелицы саратовского тайм-кафе «Дружба» Юлии Цветковой, пять лет назад открыть заведение хорошего уровня в Саратове стоило около 1,5 млн рублей.